Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.
статья

Крошкина Лариса Владимировна

 Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.

Крошкина Л.В.

2019г

 Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.                 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

 Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,  мышление, внимание.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 Мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

            Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.  Использую следующие методы:

Словесный   метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

 

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б. М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые.

При работе с бумагой, ножницами дети правильно учатся пользоваться материалами, инструментами, старалась привить  практические навыки и умения. Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией  учу  ребёнка  пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких занятий  можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка.

Интересны и эффективны такие занятия как лепка из пластилина.

  Многократные повторения однородных движений способствует развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.

Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов.

        Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети становятся более внимательными, усидчивыми, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

 На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей с речевыми нарушениями в различных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, с речевыми нарушениями, в различных видах деятельности....

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности

Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему  «Развитие мелкой моторики у деетй дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». Работу начала с изучения псих...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».

Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»

laquo;Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»...

Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"

Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...