Индивидуальный образовательный проект
учебно-методический материал

Торжкова Валентина Леонидовна

Индивидуальный образовательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_rbrazovatelnyy_proekt.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальный   образовательный   проект, как  средство  поддержки  и  развития одарённости   дошкольника»

                                        Актуальность   проекта

      Проблема  работы  с  одарёнными  детьми  очень  актуальна  в  современном  мире   и  интересует  многих  специалистов.  Прежде  всего,  это  связано  с  потребностью  общества  в  неординарной  творческой  личности.  Раннее  выявление.  Обучение  и  воспитание  одарённых  и  талантливых  детей  составляет  одну  из  главных  задач  совершенствования  системы    образования.  По  мнению  учёных,  потенциальной  одарённостью  обладает  каждый  ребёнок,  но  не  каждый  проявляет  её  из – за  совокупности  воздействия  среды  и  личностных  особенностей.
    Музыкальное  образование  даёт  большие  возможности  для  развития  детской  одарённости.  Чем  раньше  у  ребёнка  обнаруживаются  способности  к  музыкальным  видам  деятельности,  тем  больше  внимания  будет  уделено  их  развитию.  Для  развития  одарённости  дошкольника  необходимы  индивидуальные  формы  обучения.
    Индивидуальный  образовательный  проект,  как  средство  поддержки  и  развития  одарённости  дошкольника  ориентирован  на  поддержку  и  развитие  одарённого  ребёнка,  направляет  его  личностное  развитие  и  успешность.
     Цель  проекта:  создание  системы  работы  для  раскрепощения  личности,  направленной  на  формирование  вокально – певческих  навыков,  развитие  артистических  способностей,  формирования  художественного  потенциала  дошкольника.
      Задачи: 
-  формировать  вокально – певческие  навыки  (правильность  звукообразования,  красота  звуковедения,  точность,  внятность  певческой  дикции,  правильность  дыхания,  точность  интонирования  мелодии  и  ритмического  рисунка  песни);
-  способствовать  развитию  артистических  способностей  (выразительная  мимика,  жестикуляция,  пластика);
-  побуждать  к  творческой  самореализации;
-  развивать  эмоциональную  сферу  ребёнка.

      Участники  проекта:
Дети  среднего  и  старшего  дошкольного  возраста.

     Срок   реализации  проекта:
Сентябрь    -   май  (учебный  год).

Материально  -  техническое  оснащение  проекта:

-  фортепиано,
-  музыкальный  центр,
-  беспроводной  микрофон,
-  фотоаппарат,
-  ноутбук,
-  музыкальный  зал,
-  фонограммы  детских  песен,
-  дидактические  пособия,
-  нотный  материал.

                               Теоретическое  обоснование  проекта.

           
Научно  доказано,  что  одарённость  и  способности  не  бывают  врождёнными.  Врождёнными  могут  быть  только  задатки,  которые  при  соответствующем  их  развитии  могут  стать  способностями,  а  те,  в  свою  очередь,  -  одарённостью.
           Для  правильного  подхода  к  ребёнку  необходимо  разобраться  в  таких  понятиях,  как  способности,  задатки,  склонности,  выяснить,  какая  между  ними  связь  и  чем  они  отличаются.
            СПОСОБНОСТИ  -  индивидуально – психологические  особенности  человека,  которые  имеют  отношение  к  успешности  выполнения  одного  или  нескольких  видов  деятельности.  В  основе  развития  способностей  лежат  задатки.
         
ЗАДАТКИ  -  некоторые  генетические  особенности  строения  мозга  и т нервной  системы,  органов  чувств  и  движения,  которые  выступают  в  качестве  природных  предпосылок  развития  способностей.  Задатки  обуславливают  возможности  для  развития  способностей  при  обучении,  воспитании,  трудовой  деятельности.  Вот  почему  так  важно,  как  можно  раньше  выявить  задатки  детей  с   тем,  чтобы  целенаправленно  формировать  их  способности.
         Для  того  чтобы  определить,  какими  способностями  обладает  ребёнок,  необходимо  выяснить  какие  они  бывают.
         В  психологии  принято  выделять  способности  в  соответствии  с  несколькими  сферами  деятельности  человека:  интеллектуальной,  академических   достижений,  творческого  мышления,  общения  и  лидерства,  художественной  деятельности,  двигательной.
        Нас  интересует  сфера  художественной  деятельности,  которая  подразумевает  способности  к  изобразительной  деятельности  и  к  музыке.  Способный  к  музыке  ребёнок  проявляет  необыкновенный  интерес  к  музыкальным  занятиям,  чутко  реагирует  на  характер  и  настроение  музыки,  легко  повторяет  короткие  ритмические  фразы,  узнаёт  знакомые  мелодии  по  первым  звукам,  с  удовольствием подпевает,  обладает  хорошей  музыкальной  памятью  и  слухом.
         Музыкальные  способности  можно  разделить  на  две  группы:
-   технические  -  (игра  на  музыкальном  инструменте  или  пение);
-   слуховые  -  (музыкальный  слух).
         Детей,  обладающих  высоким  уровнем  способностей,  принято  называть  одарёнными.
         ОДАРЁННОСТЬ  -  это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни  качество  психики,  которое  определяет  возможность  достижения  человеком  более  высоких  (необычных,  незаурядных)  результатов  в  одном  или  нескольких  видах  деятельности  по  сравнению  с  другими  людьми.
         ОДАРЁННЫЙ  РЕБЁНОК  -  это  ребёнок,  который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися  достижениями  (  или  имеет  внутренние  предпосылки  для  таких  достижений)  в  том  или  ином  виде  деятельности.
       
ПРИЗНАКИ  ОДАРЁННОСТИ  -  это  те  особенности  одарённого  человека,  которые  проявляются  в  его  реальной  деятельности  и  могут  быть  оценены  на  уровне  наблюдения  за  характером  его  действий.
       ВЫЯВЛЕНИЕ  ОДАРЁННЫХ  ДЕТЕЙ  -  продолжительный  процесс,  связанный  с  анализом  развития  конкретного  ребёнка.  Эффективная  идентификация  одарённости  посредством  какой -  либо  одноразовой  процедуры  тестирования  невозможна.  Поэтому  вместо  одномоментного  отбора  одарённых  детей  необходимо  направлять  усилия  на  постепенный,  поэтапный  поиск  одарённых  детей  в  процессе  их  обучения  по  специальным  программам  (в  системе  дополнительного  образования),  либо  в  процессе  индивидуализированного  образования.
        ПРИНЦИПЫ  ВЫЯВЛЕНИЯ  ОДАРЁННЫХ  ДЕТЕЙ:
-   комплексных  характер  оценивания  разных  сторон  поведения   и     деятельности  ребёнка,  что  позволит  использовать  различные  источники  информации  и  охватить  как  можно  более  широкий  спектр  его  способностей;
-   длительность  идентификации  (развёрнутое  во  времени  наблюдение  за  поведением  данного  ребёнка  в  разных  ситуациях);
-   анализ  его  поведения  в  тех  сферах  деятельности,  которые  в  максимальной  мере  соответствуют  его  склонностям  и  интересам;
-   подключение  к  оценке  одарённого  ребёнка  экспертов:  специалистов  высшей  квалификации  в  соответствующей  предметной  области  деятельности;
-   преимущественная  опора  на  методы  психодиагностики,  имеющее  дело  с  оценкой  реального  поведения  ребёнка  в  реальной  ситуации,  таких  как:  анализ  продуктов  деятельности,  наблюдение,  беседа,  экспертные  оценки  учителей  и  родителей,  естественный  эксперимент.
       При  выявлении  одарённых  детей  целесообразно  использовать  комплексный  подход.  При  этом  может  быть  задействован  широкий  спектр  разнообразных  методов:  различные  варианты  метода  наблюдения  за  детьми,  специальные  психодиагностические  тренинги,  экспертное  оценивание  поведения  детей  родителями,  воспитателями,  проведение  «пробных»  занятий  по  специальной  программе,  а  также  включение  детей  в  специальные  игровые  и  предметно – ориентированные  занятия,  экспертное  оценивание  конкретных  продуктов  творческой  деятельности  детей  профессионалами,  организация  различных  творческих  конкурсов,  фестивалей,  смотров  и  т.д.


                                      ЭТАПЫ    РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОЕКТА.


1  этап  «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ»  -  рассчитан  от  нескольких  недель  до  нескольких  месяцев.  На  этом  этапе  осуществляется:
  -   изучение  проблемы  одарённости;
  -   выбор  темы  проекта;
  -   определение  целей  и  задач  проекта;
  -   выявление  одарённых  детей  среди  групп;
  -   составление  перспективного  плана  работы  с  одарённым  ребёнком.

2   этап   «ОСНОВНОЙ»  -  рассчитан  от  нескольких  месяцев  до  нескольких  лет.  В  ходе  реализации  проекта  будет  осуществляться  работа  с  одарённым  ребёнком,  согласно  перспективному   плану.  Для  отслеживания  уровня  развития  музыкальных  способностей  детей,  на  данном  этапе,  будет  осуществляться  мониторинг,  чтобы  эффективней  выстроить  работу  с  одарённым  ребёнком  и  запланировать  перспективный  план  на  дальнейшее  его  развитие.

3   этап  «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ»  -  направлен  на  выявление  положительной  динамики  работы  через  анкетирование,  опросы,  отзывы  родителей,  мониторинг  развития  музыкальных  способностей.

Для  того,  чтобы  работа  с  одарённым  ребёнком  строилась  эффективней,  необходимо  на  основном  этапе  сделать  промежуточный  мониторинг  и  запланировать  дальнейшую  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли   и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...

Индивидуальный образовательный проект "Продуктовый магазин"

Познавательно-информационный проект для детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный образовательный проект "Город, в котором я живу"

Индивидуальный образовательный проект с участием семьи воспитанника...

Индивидуальный образовательный проект

Индивидуальный образовательный проект " Таинственный мир Одуванчика"...

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника

Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов.  Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...

«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»

quot;Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"...