Выступление на педсовете «Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по здоровьесбережению».
материал

Сотникова Елена Сергеевна

Выступление на педсовете «Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по здоровьесбережению».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Дельфиненок» общеразвивающего вида

Выступление на педсовете

 

Тема: «Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по здоровьесбережению».

                              Подготовила: воспитатель Сотникова Е.С.

2017г

           Здоровьесберегающая технология- это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических  мероприятий , которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов  , медиков , психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.

            Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько основных направлений:

1.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.

             Организованная образовательная  деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые  умения , совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребенка к активной познавательной деятельности.)

              Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения, так как правильная организация питания дает ребенку ответы на вопросы: Что есть? Как есть ? Когда есть? Ритуалы приготовления к приему пищи, знания о пользе и вреде продуктов- все это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет

               Формирование всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

                Для этого следует использовать следующие методические приемы:

1.Показ и объяснение;
2.Упражнение и контроль;
3.Пример взрослых;
4.Игровые приемы;
5.Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
               Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребенком, развитию общей и мелкой моторики рук, что способствует закреплению полезных привычек.

         Таким образом, воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укреплению здоровья ребенка.

2.Физическое развитие и оздоровление детей: включает закаливание, гимнастика, организация двигательного режима (подвижные игры).

          Закаливание- в физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также  подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

Закаливание будет эффективно, если  оно обеспечивается в течении всего дня.

ЭТО:

-четкое соблюдение режимных моментов;
-четкая организация теплового и воздушного режима;

-рационально подобранная одежда для детей(зависит от сезона, местонахождения ребенка, т.е. в группе или в прохладном помещении);
-соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;
-сон в проветренном помещении;
         Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива  группы к здоровьесбережению малышей.

См.таблицу:

Закаливающие

мероприятия

Осень

1.Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня.
Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении
(+ 19:+ 20)

Зима

1.Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке , согласно режиму дня.

Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (+ 19:+ 20)

Весна

1.Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке , согласно режиму дня.

Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (+ 19:+ 20)
Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений
Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2.Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами
Ходьба по ребристым дорожкам

Лето

1.Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке , согласно режиму дня.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (+ 19:+ 20)
Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений
Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2.Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами

Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки.
Время постепенно увеличивается , зависит от возраста детей.

         Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека.

          Общеукрепляющая гимнастика-это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные  эмоции от движений в коллеткиве сверстников. Снимается напряжение, собирается внимание, дисциплинируется поведение. Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного  сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.
         
Пальчиковая гимнастика- развитие ребенка связано с развитием  движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти рук. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Воздействуя на тонус руки ребенка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковая игра.

Гречку мыли, гречку мыли.(Сжимаем и мнем воображаемую гречку).
Мышку по воду послали,
По мосту- мосточку,
Желтому песочку.(Шевелим мизинчиком вверх-вниз).
Проплутала долго-
Испугалась волка. (Шагаем по столу пальчиками).
Заблудилась, слезы градом, (Трем глазки, как будто плачем).
А колодец-вот он, рядом. (Вытягиваем руки вперед, показывая колодец).

          Артикуляционная гимнастика- это система упражнений для развития речевых органов . Цель такой гимнастики- выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы-

Посчитаем наши зубы.

Упражнение « Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

          Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель- формирование правильного речевого дыхания(короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребенка.

Упражнение  «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги( обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку.Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.


Упражнение «Плывет , плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду, положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Корригирующая гимнастика ( ходьба по корригирующей дорожке)- цель такой гимнастики- укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

         Подвижные игры- способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию , формирование нравственности и познавательного развития.
Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:
1.Повышается активность и общая работоспособность детей;
2. У детей формируются двигательные умения и навыки;
3.Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4.Лечебно-профилактическая работа.
Игра « Ты, собачка, не лай».

Неожиданно где-то раздается лай, дети прислушиваются : за дверью ( если игра проходит в помещении) лает собачка. Малыши открывают дверь и видят: перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка. «Она, наверное, заблудилась и забежала в детский сад», - предполагает воспитатель. Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя – Жучка и решают, что она будет жить в группе . Предложите малышам поиграть с Жучкой , принесите  обруч- это будет ее дом. Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку:
Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубки -острые,

Шерстка- пестрая!
Собачка вдруг «залаяла». Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят:
Ты, собачка, не лай.
Лучше с нами поиграй,
Мы бежим, ты – догоняй! Малыши бегут от собачки , она их « догоняет», а прячутся он  в «домик»(встают за скамейку).
Игра «Мышки».
Вышли мышки как-то раз (шагают)
Посмотреть, который час(ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)


3. Работа с родителями.
       Является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

       Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопроса  адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы, касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада. Родители принимают активное участие в жизни группы. Одним словом, коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.
       Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий , который проводится в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребенка.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"

Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...

Памятка для педагогов ДОУ "Интерактивные формы и методы работы с семьями воспитанников"

В памятке представлены формы и методы эффективного взаимодействия с родителями...

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» 2022 г.

Выступление на тему  «Эффективные формы и методы работы  по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» на семинаре № 1 «Использование...

«Формы и методы работы с детьми по вопросам здоровьесбережения» (консультация для педагогов)

Данная консультация направлена на знакомство педагогов с разными технологиями здоровьесбережения в образовательном учреждении....