Волонтерство уже с детского сада
материал (средняя группа)

Вязовцева Вера Алексеевна

Материал о работе по волоньерскому движению среди дошкольников, проводимой в течение года совместно с родительским клубом "Вместе мы - сила"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волонтёрство уже с детского сада – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение

Слайд 2

Направления волонтерской деятельности профилактика СПИДа ; пропаганда здорового образа жизни; охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью; оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям; благоустройство улиц, домов, зеленых участков; помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков; помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей; оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, поиске заблудившегося в незнакомой местности человека



Предварительный просмотр:

«Вместе мы- сила!»

 (слайд 1) Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Родители. Родителей. Родителям…Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.

    Перед нами, педагогами, стоит сложная задача - привлечь родителей к взаимодействию с ребенком, помочь стать ему авторитетным наставником, настоящим другом. Это возможно при осознанном включении родителей в единый, совместный с педагогами процесс формирования нравственных основ личности. В свою очередь, модернизация образования требует создания новых условий для развития ребенка в интересах его личностного роста и позитивной социализации в обществе. Одно из таких направлений - добровольчество, детское волонтерское движение. С целью решения этих двух взаимосвязанных проблем мы предложили родителям создать клуб «Вместе мы - сила»

           Организация практики волонтерства осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. На родительском собрании мы познакомили родителей с основами, содержанием волонтёрской деятельности, рассказали о примерах волонтёрства, предложили ролителям продумать, обсудить содержание совместной деятельности.

(слайд 2) Приняв за основу определение волонтерства и познакомив родителей с основными направлениями волонтерской деятельности, выбрали те виды, в которых мы можем вместе с ними и детьми вести работу: пропаганда здорового образа жизни; охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; оказание помощи и забота о тех, кому это необходимо, благоустройство улиц, участков.

         Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность.  (слайд 3) Были проведены беседы «Возможно ли стать волонтерами?»,  «Чему мы можем научить малышей?» , «Все начинается со слова «Здравствуй»», «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь», «Как мы можем позаботиться о младших», «Мы - защитники малышей», «Наши добрые дела», «Умнее тот, кто уступает», «Что значит быть добрым», «Я и мы», «Не жди, когда тебя попросят о помощи, помоги сам», «Гости в дом - радость в нем», «Кого мы назовем - хороший человек», «Как ты понимаешь слово заботливость».  Читали следующие произведения: Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо- не вежливо», М. Плашковский «Уроки дружбы», Я. Аким «Яблоко», русская народная сказка, «Гуси-лебеди» А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник», Э. Шим «Брат и младшая сестра, «Не смей обижать». Проводили игровые и дидактические упражнения , обыгрывали и обсуждали ситуации- «Передай свое настроение» «Добрые слова малышам», «Как хорошо с тобой дружить», «Поделись хорошим настроением», «Почему ты так думаешь», «Как сказать, чтоб не обидеть». Это способствовало формированию таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание оказать помощь, заботиться.

Следующий этап - практический.  На этом этапе реализовались конкретные дела.

Как было уже указано- одно из направлений деятельности - охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды.

Что можно сделать с детьми для изучения экологии, заботе о природе и сохранения нашей планеты? Например, можно рассказать детям про экологию, что это такое, как все в мире взаимосвязано, и как мы можем влиять на окружающую среду. Для этого  подойдет лэпбук "Экология", который можно использовать с детьми уже 4-5 лет. В лэпбук «Экология» включены 8 развивающих заданий:  «Ресурсы» - изучение возобновляемых и невозобновляемых ресурсов и их значения для экологии, «Охрана природы» - изучение проблем экологии и методов их решения, «Тест по экологии» - определяем степень своей экологической сознательности, «Экосистема» - знакомство с экосистемами: с их составом и связями внутри них, «Правила поведения на природе» - знакомимся с правилами экологичного поведения, «Сортировка мусора» - задание на сортировку, и изучение что из чего изготовлено, «Красная книга» - изучение редких видов, встречающихся в местности, в которой вы живете,  «Стихотворения» - произведения детских поэтов о бережном отношении к природе. Вот такую полезную папку изготовили родители вместе с детьми - собирали материал, подбирали картинки, вырезали, клеили. С самого начала мы обговорили, что делаем это не только для нашей группы, а для детей и других групп. Поэтому предлагаем использовать это пособие в работе с детьми

Также можно узнавать о Красной книге и об охраняемых животных. Были оформлены несколько мини-книжек о животных нашего округа, занесенных в Красную книгу.

        Все знают, что батарейки нельзя просто выбрасывать вместе с обычным мусором. Их нужно сдавать в специальные пункты приема. Вы помните, что когда объявляется акция «Марш парков», мы организуем их сбор. Конечно, батарейки можно складывать просто в любую коробку. Но если она вдруг потечет, то кислота испортит не только саму коробку, но и вещи вокруг. Поэтому для хранения батареек лучше выбирать отдельную емкость. И лучше всего, чтобы она была из пластика - этот материал плохо вступает в химические реакции, поэтому будет надежно изолировать батарейки. Предлагаем использовать пластиковое ведерко для изготовления контейнера. И начать сбор использованных батареек заранее.

      Все знают, что полиэтиленовые пакеты, которые так удобны нам в быту, сильно загрязняют окружающую среду. Ведь такие пакеты разлагаются в природе 100-200 лет! Загляните в свое мусорное ведро - большая часть мусора в нем - это именно пакеты и другая полиэтиленовая упаковка. Тонны пакетов накапливаются на свалках, их приходится сжигать, а тем самым, загрязнять атмосферу. Пакеты попадают в океан, где в огромных количествах накапливаются и создают целые острова..  Пакеты служат причиной гибели зверей и птиц, которые запутываются в них или глотают их и погибают. В общем, картина безрадостная((( Что мы с детьми можем сделать на своем уровне? Помнить о вреде пакетов и стараться использовать их как можно рациональнее, не засорять ими окружающую среду.  А для того, чтобы дети осознали всю эту информацию и своими глазами увидели, что происходит с пакетами после того, как их выбросят, мы предложили родителям и детям провести дома такой эксперимент, зафиксировать его ход и оформить в дальнейшем плакат с информацией об этом эксперименте.

Ход эксперимента:

  • Отрезаем от пластиковой бутылки горлышко так, чтобы в нее было удобно складывать наши пакеты.
  • Имитируем естественные условия: насыпаем туда слой земли, немного поливаем ее из пульверизатора и  кладем кусок пакета. Не стоит брать весь пакет - достаточно поместить в бутылку ручки от него.
  • Наклеиваем на бутылку этикетку с названием материала, из которого сделан пакет и датой начала эксперимента.
  • Ставим бутылку в место, где будет солнечный свет (например, на балкон). Периодически (как вспомним) поливаем землю в бутылке, имитируя осадки.
  • Если попадается пакет из какого-то еще материала - готовим таким же образом бутылку для него и добавляем в нашу коллекцию.
  • Наблюдаем, фиксируем, делаем выводы и делимся ими с другими.

 (слайд 4) Ещё одно полезное дело, организованнное совместными усилиями- подготовка рассады цветов для участков детского сада, именно участков, т.е. других групп. Дети с воодушевление приняли такое предложение взрослых и активно участвовали в его реализации.

     Забота о тех, кто в ней нуждается – следующее направление волонтёрской деятельности. Это и изготовление кормушек, и книжек- малышек. Детям очень понравилось это занятие. Они были увлечены этим и в группе, и дома, когда оформляли их с родителями.

 (слайд 5)  Рассказывали родителям, для кого они стараются, спрашивали нас, когда мы подарим их малышам и были очень горды, когда посетили младшую группу и вручили эти книжки детям. 

В канун Международного женского дня мы предложили детям изготовить открытки (слайд 6) и с родителями вручить их, поздравив с праздником пожилых женщин, живущих в их подъезде. И детям, и родителям понравилась эта затея и потом дети делились с нами и друг с другом своими эмоциями, рассказывая кого они поздравляли.

(слайд 7) Как мы уже  указывали выше - одно из направлений волонтёрского движения- пропаганда здорового образа жизни. Проводили с детьми беседы на эту тематику, дидактические игры, читали художественные произведения. Родители изготовили памятки о ЗОЖ и в выходные распространили их среди жильцов домов, в которых проживают. А после этого обсудили в группе, с какой целью была проведена данная акция.

(слайд 8) Подводя итоги вышесказанного, хотим отметить, что не смотря на маленький возраст воспитанников, благодаря совместным действиям педагогов и родителей наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но  и сами в нем поучаствовали. Надеемся, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать безвозмездно другим людям, природе, своему городу. Многие воспитанники понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным, они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Отмечаем и желание родителей вести подобную деятельность, их активность, стремление объединить усилия по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности

Анализируя наш начальный опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу по этому направлению с родителями и детьми. Волонтерское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, проявляющими   инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействующим с другими людьми, обладающими установкой положительного отношения к миру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок в подготовительной группе "Волонтерство в детском саду"

Мой кружок "Волонтерство в детском саду" в подготовительной группе. Кружок посещают 10 человек. Есть планирование. К работе кружка привлечены родители...

Консультация «Что такое волонтерство в детском саду?»

Консультация «Что такое волонтерство в детском саду?»Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату»...

Волонтерство в детском саду

Использование технологий Гришаевой в своей работе...

«Волонтерство в современном детском саду – как инновационное средство по формированию правил безопасного поведения на дорогах»

Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада....

Мастер класс "Волонтерство в детском саду, с чего начать!?"

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас, ваши добрые лица и лучистые глаза. Мы благодарим Вас за то, что вы пришли на наш мастер-класс, хочется верить, что вы не пожалеете. Для начала...

«Формирование нравственных качеств у дошкольников посредством детского волонтерства в детском саду»

Целью технологии «Дети волонтёры»: является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному...