Волонтерство в детском саду
проект (подготовительная группа)

Использование технологий Гришаевой в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterstvo_izmenennoe.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерство в детском саду

Одним из важнейших направлений развития и образования детей в современном детском саду является социально-коммуникативное развитие, которое направлено согласно ФГОС ДО на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Для выполнения данных задач актуальна технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры». Технология эффективной социализации – волонтерство, поддерживает самостоятельность и инициативу ребенка. Новизна в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада и в 2018 году, в Год добровольца и волонтера.

В рамках проекта «Маленькие волонтеры» в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 178» г. Чебоксары активно реализуется технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры».

 Актуальностью проекта является то, что большинство дошкольников живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Современные родители достаточно много времени находятся на работе и для общения с детьми у них его, практически, нет; идет разрыв поколений; в семьях, в основном, по одному ребенку и другие причины отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно. 

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая малышам, дети - волонтеры чувствуют себя взрослыми, у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

   Целью проекта «Маленькие волонтёры» в старшей группе «Солнышко» является внедрение волонтерской практики, направленной на воспитание духовно-нравственной личности, стремящейся к активной жизненной позиции.

   Задачи проекта следующие:

- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

- Развитие самостоятельности и ответственности;

- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя (из технологии Н.П. Гришаевой);

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС ДО, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;

- Усовершенствование коммуникативных навыков детей;

- Развитие способностей сохранения и преумножения значения семейных ценностей.

Организация практики волонтерства в нашей группе осуществляется постепенно. Начальный этап формально можно назвать как подготовительный. Задача этого этапа – изучение материала о детском  волонтерстве, анализ организации культурной практики в ДОУ.

Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста «Дети – волонтеры» мы прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе», провели консультации и практические семинары. Также была организована творческая группа участников детского волонтерства (дети, воспитатели, специалисты, родители воспитанников) и составлен план организации культурной практики. Вначале обсудили вопросы курирования практики, время в режим е дня, который более удобен для посещения старших и младших дошкольников, организация начала работы, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план работы будущей команды, определили ответственность каждого участника в организации данной культурной практики.

Старт детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Педагоги проводили беседы «Кто такие волонтеры?», «Как стать волонтерами для малышей», читали рассказы о добрых делах, смотрели презентации, видеоролики о работе детского волонтерства. Выяснили, чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Участники выбрали капитана, девиз и символ команды.  Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, т.к.  не имея знаний, ребенок не может сразу взять и пойти учить других. Был разработан план работы с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций. Дети- волонтеры сами разработали правила команды:

-Приходя в группу, поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Следующий этап - практический.  На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.

Первая акция проходила под названием «Первая встреча», где дети старшей группы впервые пришли к малышам для знакомства. Они рассказали о себе, вручили им подарки. В «День добрых дел» ребята помогли собрать игрушки. Еженедельно 2-3 ребенка участвуют на утренней гимнастике малышей, в практике прививают правильное мытье рук и другие навыки гигиены. Также провели акцию «Неделя добрых книг». Воспитанники передали малышам книги, из которых они «выросли», рассказали, как обращаться с книгами и совместно их рассмотрели, вспомнили знакомые сказки.

У нас в группе хорошо организована театрализованная деятельность.  В рамках тематической недели «Сказка в гости к нам пришла» дети- волонтеры показали малышам второй младшей группы театр «Колобок».  А для детей билингвальной группы волонтеры подготовили сказку «Репка» на чувашском языке.

Во время прогулки ребята регулярно приходят играть с малышами, делятся своим опытом организации подвижных игр. Волонтеры стали регулярно посещать малышей, где помогают им раздеваться, одеваться, играют с ними, рисуют, разучивают стихотворения. Мы не пропускаем и социальные акции, проходящие в детском саду. Также организовываем и свои. Например, на День улыбок мы сделали своими руками веселых смайликов и подарили их прохожим и нашим «подшефным» малышам.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Маленькие волонтеры делятся своими достижениями и планируют на что обратить внимание в следующий раз.

Нельзя забыть и о сотрудничестве родителей. Нашу идею они поддержали сразу. Помогают нам в реализации проекта, готовят атрибуты, материал для мероприятий. 

   В ходе реализации данного проекта отмечаются следующие положительные эффекты:

 - Волонтерство помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно-речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию: считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым, они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повышают свою педагогическую компетентность.

Для детей младшего дошкольного возраста также отмечен положительный эффект: дети с радостью идут на контакт со старшими детьми, ждут их прихода, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки.  Общение с детьми-волонтерами способствовало обогащению речи детей, активизации словаря.

Несмотря на небольшой опыт участия в волонтерском движении, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами принимают в нем посильное участие. Надеюсь, что  практика волонтерства оставит отпечаток в сознании  детей и сформирует желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя наш небольшой опыт образовательной практики - волонтерское движение, необходимо отметить, что в дальнейшем мы планируем продолжить работу над внедрением другой технологии Н.П. Гришаевой «Социальные акции». Считаем, что главный ресурс технологии - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. 

  Л.Н. Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

Список литературы:

  1. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».
  2. Деркунская В.А. «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду» , 240с, Центр педагогического образования.
  3. Интернетресурс modernizatsiya_obrazovaniya_trebuet_rabotat_ne_tolko_v_rezhime_funktsionirovaniya.doc
  4. https://pandia.ru/text/80/302/76849.php 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок в подготовительной группе "Волонтерство в детском саду"

Мой кружок "Волонтерство в детском саду" в подготовительной группе. Кружок посещают 10 человек. Есть планирование. К работе кружка привлечены родители...

Волонтерство уже с детского сада

Материал о работе по волоньерскому движению среди дошкольников, проводимой в течение года совместно с родительским клубом "Вместе мы - сила"...

Консультация «Что такое волонтерство в детском саду?»

Консультация «Что такое волонтерство в детском саду?»Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату»...

«Волонтерство в современном детском саду – как инновационное средство по формированию правил безопасного поведения на дорогах»

Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада....

Мастер класс "Волонтерство в детском саду, с чего начать!?"

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас, ваши добрые лица и лучистые глаза. Мы благодарим Вас за то, что вы пришли на наш мастер-класс, хочется верить, что вы не пожалеете. Для начала...

«Формирование нравственных качеств у дошкольников посредством детского волонтерства в детском саду»

Целью технологии «Дети волонтёры»: является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному...