Жанры устного народного творчества в воспитании любви к природе
консультация

Тяпина Оксана Николаевна

Данный материал содержит некоторые формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию любви к природе по средствам устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanry_rnt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Жанры устного народного творчества в воспитании

любви к природе

Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поколение за поколением питалось из этой могучей речи. Даже гений Пушкина нуждался в русских народных сказках. Глинка, Чайковский, Мусоргский, идя от народной песни, подняли русскую музыкальную культуру до мировых вершин. На протяжении долгого времени особое место в приобщении к народной культуре, любви к природе занимают произведения устного народного творчества. Ведь именно в них дошкольникам открывается  сокровищница богатейшего русского языка, посредством которого и формируется представление об окружающем мире. Совершенные образцы устного народного творчества – пословицы, загадки, сказки – ребенок не только слышит, но повторяет и усваивает их. А вот сильнее их влияние там, где эти произведения органически вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицы, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.

В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в новой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка-буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звезды, светлый месяц, травушка-муравушка и многие другие слова и выражения, связанные с национальными образами, с явлениями родной природы. В народном языке эти выражения насыщены определенным содержанием. Вороной конь – это черный, блестящий, цвета воронова крыла. Если внимательно посмотреть на крыло ворона, то  в глаза бросается его иссиня-черный цвет с отливом. Если это слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребенка при употреблении народных выражений вне их содержания.

Существует, как известно, множество жанров устного народного творчества. И в каждом из них прослеживается любовь к природе. Припевками и приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить. Такие процессы в жизни ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словами. И здесь русское народное творчество незаменимо. И все же нужно оно не столько ребенку, сколько маме или воспитателю. Это своеобразная форма обращения к ребенку, какое-то эмоциональное настроение, источник необходимой информации. Например: приди котик ночевать, мою доченьку качать; ты собаченька не лай, белолапа не скули; утка шла по бережку, сера по крутому и т.д.

Еще один жанр – это пословицы и поговорки – короткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям 5-6 лет. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Употреблять их правильнее в тот момент, когда на лицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства. (В нашей работе хорошо использовать в наблюдении на прогулке, как часть занятия).

Загадки – как форма словесного народного творчества, образной народной речи также получили свое признание в работе ДОУ. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Детям 5-6 лет могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Ведь дело не просто в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа. Если в жизненном опыте нет такого содержания, о котором говорится в загадке, нужен будет большой труд, притом совершенно бесцельный. Чтобы подвести ребенка к тому смыслу, который скрыт в той или иной загадке. Например, для того, чтобы  отгадать такую загадку: «И зимой, и летом все одним цветом», нужно накопить наблюдения о деревьях лиственных и хвойных. Только при этом условии загадывание загадки будет падать на благоприятную почву. Народные загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Они помогают ребенку познать окружающий мир, показывают такие стороны явлений, которые часто остаются неизменными.

 Заучивание  и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. Воспитывая любовь к природе, мы часто пользуемся этим жанром. Например, «коси, коса, пока роса», «на дворе трава, на траве дрова» и другие.

Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед ребенком возникают образы родной природы, люди с характерами и нравственными чертами, быт. Образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, косолапого медведя, густой чащи леса  и т.д.  входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной для понимания форме. Сказки вводят ребенка в мир животных. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.

Итак, употребление жанров устного народного творчества в работе с детьми несет огромное воспитательное значение. Кроме того, является большим подспорьем в ознакомлении дошкольников с родной природой и привития любви ко всему живому.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.

Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...

Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества

Народное поэтическое творчество (фольклор)  представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и ...

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"

Словесное творчество народа, являясь видом народного искус­ства, пред­ставляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все форм...

Сообщение на педсовете на тему: «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова....

Педагогические условия использования малых жанров устного народного творчества в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Понятие о фольклорной сказке и какие условия необходимы для малых жанров устного народного творчества....