Выступление на педагогическом совете по теме "Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию"
статья

Борзенкова Лариса Викторовна

Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию

Выступление на педагогическом совете

Воспитатель Борзенкова Лариса Викторовна

 Проблема патриотического воспитания детей одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

У ребенка дошкольного возраста  патриотизм выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система, которая предусматривает решение комплекса задач:

-воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, населенному пункту, в котором живет;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к народным традициям и промыслам;

-усвоение элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о своей стране;

-знакомство детей с символами России (гербом, флагом, гимном);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей Родины;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания. Так, одним из них в ДОУ должна быть работа по созданию предметно-развивающей среды.

В процессе создания предметно-развивающей среды учитываются следующие принципы:

- принципы интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация";

- принципы деятельности и интерактивности – среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

- принципы природосообразности – среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

- принципы гуманизации и партнерства - должна   условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

- принципы культуросообразности – среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;

-принципы регионального компонента – среда  должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

В детском саду педагоги должны создать все условия для патриотического воспитания детей. Так в ДОУ необходимо выработать систему целостного образовательного пространства на основе организации предметно-развивающей среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о родном крае, природе, познавательная детская литература о природе родного края, подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества и промыслов, материалы о быте и жизни коренного населения. Педагогами совместно с родителями можно создать фольклорный уголок «Бабушкина шкатулка». В музыкальном зале  можно представить    народные инструменты. Для проведения праздников, развлечений и тематических занятий в достаточном количестве надо иметь народные костюмы и атрибуты.  На занятиях по физической культуре широко нужно использовать народные считалки, загадки, подвижные игры, в достаточном количестве надо иметь атрибуты для организации народных игр. Работа должна проводится с учетом календарных праздников. Необходимо создать картотека подвижных игр, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств. В группах уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, населенный пункт, ознакомиться с символикой родного микрорайона, города, республики, страны. Так же можно создать уголки правового воспитания  «Мои права», где будут представлены буклеты, книги, альбомы по правовому воспитанию детей.

Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Должное внимание надо уделить организации работы на участках детского сада. Педагоги вместе с детьми могут проводить наблюдения за растениями и изменениями в природе на тематических прогулках. Каждый год работники детского сада, родители и дети могут проводить работы по озеленению участка детского сада. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители могут активно участвовать  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники.

Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете №4 «Использование проектного метода в гражданско-патриотическом воспитании детей»

Новой Концепцией образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщ...

Педагогический совет "Моделирование развивающей предметно - пространственной среды ДОО"

Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения.Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определить пути совер...

Педагогический совет: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в связи с введением ФГОС ДОО»

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уров...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

Выступление на педагогическом совете "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".

В данном материале представлен опыт работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников....

Выступление на педагогическом совете по теме "Предметно- пространственная среда в подготовительной группе"

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....