Рабочая программа по оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста
рабочая программа

Авдеева Марина Владимировна

Рабочая программа ИФК СП "Детский сад Созвездие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_rab_progr.docx74.63 КБ

Предварительный просмотр:

                      Основы программы и ее содержание

Программа оздоровления детей дошкольного возраста разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655) на основе положений фундаментальных исследований о закономерностях развития ребёнка дошкольного возраста, практических разработок и методических рекомендаций в области современного дошкольного образования.

Программа создана с учётом особенностей и традиций ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие», предоставляющих большие возможности для психического и физического развития каждого ребёнка, потребностей родителей и социума. Основные цели Программы – всестороннее развитие физических и психических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

          Программа  разработана для детей от 3-7 лет.

Срок реализации: 3 года.

Программа включает в себя следующие основополагающие моменты:  

          1. Организация жизни детей,

2. Закаливание детского организма ( закаливающие процедуры),

3. Медико-педагогический контроль (медицинское обследование, медико-педагогическое наблюдение, санитарно-педагогический надзор),

4. Принципы организации содержания рабочей программы,

5. Характеристика возрастных особенностей,

6. Целевые ориентиры образовательного процесса,

7. Задачи рабочей программы,

8. Особенности организации образовательного процесса,

9. Требования к безопасности,

        10. Сотрудничество с семьёй.

                                  Пояснительная записка.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»,- писал В. А. Сухомлинский. С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минообрнауки РФ от 23.11.2009 №655) данный вопрос приобрел сегодня особое значение. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми дошкольного возраста образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» дается интегрированию, т.е. в процессе решения задач одной образовательной области параллельно решаются задачи всех других областей, т.е. обеспечивается преемственность и непрерывность содержания психолого - педагогической работы.

Актуальность

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Закаливание детского организма

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению сезонной заболеваемости дошкольников, так как закаливание — самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышения его устойчивости к погодным условиям.

Закаливание предполагает не одну закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно связанный со всеми другими составляющими режима дня. В соответствии с этим для дошкольников разработана система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом, индивидуальными особенностями состояния здоровья детей, что обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на детский организм в течение всего периода пребывания в детском саду.

Все рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья».

Следует подчеркнуть, что чрезмерное превышение интенсивности закаливающих процедур может привести к ухудшению самочувствия и состояния здоровья ребенка, поэтому при работе с детьми соблюдаются основные принципы закаливания:

— закаливающие процедуры проводятся только при условии, что ребенок здоров;

— каждая закаливающая процедура проводится на положительном эмоциональном фоне;

— при проведении закаливающих процедур учитываются индивидуальные особенности ребенка, его возраст;

— интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

— закаливание проводится систематично, с комплексным использованием всех природных факторов.

Схема закаливания детей дошкольных групп

№ п/п

Закаливающие процедуры

Межсезонный период

Зимний период

Летний период

1 младшая группа

(2-3 года)

2 младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 года)

Старшая группа

(5-7 года)

1 младшая группа

(2-3 года)

2 младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 года)

Старшая группа

(5-7 года)

1 младшая группа

(2-3 года)

2 младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5 года)

Старшая группа

(5-7 года)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Прогулка

До 4 ч

До 4 ч

До 4 ч

До 4 ч

До

-15ºС

без

ветра

до 4 ч

До

-15ºС

без

ветра

до 4 ч

До

-18ºС

без

ветра

до 4 ч

До

-20ºС

без

ветра

до 4 ч

От 4,5 ч

От 4,5 ч

От 4,5 ч

От 4,5 ч

2

Солнечные ванны

-

-

-

-

-

-

-

-

2-30 мин

От 22ºС

2-30 мин

От 22ºС

2-30 мин

От 22ºС

3-30 мин

От 22ºС

3

Общие воздушные ванны

18-20ºС,

2-8 мин

16-18ºС,

2-10 мин

16-18ºС,

2-12 мин

16-18ºС,

2-15 мин

18-20ºС,

2-8 мин

16-18ºС,

2-10 мин

16-18ºС,

2-12 мин

16-18ºС,

2-15 мин

+22ºС,

8-10 мин

20-22ºС,

10-15 мин

20-22ºС,

10-20 мин

18-20ºС,

10-30 мин

4

Местные воздушные ванны (хождение босиком по профилактической дорожке в летний период)

18-20ºС,

5 мин

16-18ºС,

5 мин

16-18ºС,

5 мин

16-18ºС,

5 мин

20ºС,

5 мин

18ºС,

5 мин

18ºС,

5 мин

18ºС,

5 мин

23ºС,

2-25 мин

23ºС,

2-30 мин

22ºС,

2-30 мин

22ºС,

2-30 мин

5

Обливание водой рук до локтя после сна

30-28ºС

28-26ºС

28-26ºС

25-24ºС

25-24ºС

30-28ºС

28-26ºС

25-24ºС

30-28ºС

28-26ºС

28-26ºС

25-24ºС

6

Полоскание горла водой после обеда

-

28ºС

28ºС

25ºС

-

28ºС

28ºС

25ºС

-

28ºС

28ºС

25ºС

7

Открытый плавательный бассейн

-

-

-

-

-

-

-

-

Ежедневно +25ºС

воздух,

30ºС вода

Ежедневно +25ºС

воздух,

30ºС вода

Ежедневно +24ºС

воздух,

28ºС вода

Ежедневно +23ºС

воздух,

27ºС вода

8

Игры с водой

-

-

-

-

-

-

-

-

Ежедневно 15-30 мин

Ежедневно 30 мин

Ежедневно 30 мин

Ежедневно 30 мин

Медико-педагогический контроль

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического контроля, в который входят:

— медицинское обследование (мониторинг) состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по совершенствованию данной работы;

— медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;

— санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, гигиеническим состоянием и безопасностью оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся дошкольников.

Работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей основывается на показателях (исходных и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности, а также на данных, полученных в результате анализа индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. При этом особое внимание уделяется учету и анализу антропометрических и физиометрических данных, показателям физической подготовленности и работоспособности. Кроме того, определяется состояние опорно-двигательного аппарата (при исследовании формы позвоночника и осанки, сформированности сводов стопы). На основании полученных данных при необходимости назначается комплекс корригирующих мер.

Таким образом, вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В этих целях на каждого дошкольника составляется индивидуальная «Карта здоровья», она основана:

— на выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром (в соответствии с медицинским осмотром «узкими» специалистами);

— анкетировании родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи, социально-бытовых условиях жизни и т.д.;

— обследовании ребенка на сколеометре;

— анализе первичных навыков по основным видам движений.

В соответствии с индивидуальными «Картами здоровья» по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ, которую врач заносит в групповые «Журналы здоровья». Эта схема позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболеваемости и успешно устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья и дифференцируя степень нагрузок.

Именно подобная схема-анализ служит основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям по следующим направлениям:

— составлению режимов дня в соответствии со здоровьем детей;

— проведению закаливающих процедур, физиопроцедур и корригирующей гимнастики на тренажерах;

— участию каждого ребенка в разных формах физической активности (утренней гимнастике, физкультуре и плавании, занятиях в спортивных секциях и клубах и т.д.);

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль.

На основе анализа комплексных результатов наблюдений за дошкольниками в процессе определенного времени (полгода или год) и повторной медицинской диагностики педагогам и родителям даются новые рекомендации по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы, что и определяет алгоритм организационно-методических мероприятий определенного содержания, обеспечивающих воспитание здорового ребенка.

Принципы организации содержания рабочей программы:

- принцип природосообразности – предусматривающий отношение к ребёнку как к части природы, его воспитание в единстве и согласии с природой, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма с учётом особенностей физического развития, состояния его здоровья;

- принцип воспитывающего обучения - отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности;

- принцип гуманизации педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;

- принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

- принцип развивающего обучения — не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.

Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно (по Л.С.Выготскому и Г.С.Костюку) сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.

- принцип индивидуального подхода – ориентирует педагога на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности;

- принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Условно приняты следующие периоды детства:

Период новорожденности - первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.

Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Так же, как и преддошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.

Развитие детей от 3 до 7 лет. В дошкольный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Физическое развитие»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Физическое развитие» составляют:

1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

2. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития ребенка.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.

Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Промежуточные планируемые результаты

3 – 4 года:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
  • охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
  • владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
  • умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
  • умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
  • знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
  • соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
  • проявляет ловкость в челночном беге;
  • умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
  • может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
  • умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
  • может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
  • проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
  • проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
  • проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
  • проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

4 – 5 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
  • имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
  • сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
  • имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;
  • знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;
  • сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;
  • умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;
  • имеет представление о составляющих здорового образа жизни.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • прыгает в длину с места не менее 70 см;
  • может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
  • бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
  • уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
  • умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
  • в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;
  • ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;
  • бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
  • чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • активен, с интересом участвует в подвижных играх;
  • инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;
  • умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.

5 – 6 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
  • имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
  • владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
  • знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
  • имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
  • имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
  • умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
  • умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
  • выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  • умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
  • ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
  • умеет кататься на самокате;
  • умеет плавать (произвольно);
  • участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
  • проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
  • умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
  • проявляет интерес к разным видам спорта.

6 – 7 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;
  • правильно пользуется носовым платком и расческой;
  • следит за своим внешним видом;
  • быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);

– мягко приземляться;

– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);

– с разбега (180 см);

– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);

– бросать предметы в цель из разных исходных положений;

– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;

– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;

– метать предметы в движущуюся цель;

– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

– плавает произвольно на расстояние 15 м;

– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
  • умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,

шеренги после расчета на первый-второй;

  • соблюдать интервалы во время передвижения;
  • выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
  • следит за правильной осанкой.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
  • умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
  • проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
  • проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

Задачи рабочей программы

Общие:

Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;

Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;

Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;

Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретизация задач по возрастам:

3 – 4 года

Создавать условия для глубокого и продолжительного сна

Создавать условия активного бодрствования

Поддерживать хороший аппетит

Создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в детском саду

Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

4-5 лет

Создавать условия для глубокого и продолжительного сна

Поддерживать хороший аппетит

Создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в детском саду

Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

5-6 лет

Создавать условия для глубокого и продолжительного сна

Поддерживать хороший аппетит

6-7 лет

Создавать условия для глубокого и продолжительного сна

Поддерживать хороший аппетит

Создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в детском саду

Осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

3-4 года

Приучать к опрятности, аккуратности (замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых);

Способствовать овладению навыками поведения во время еды, умывания, учить пользоваться носовым платком, причёсываться, следить за своим внешним видом;

Вовлекать в выполнение режимных моментов, продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.

4-5 лет

Стимулировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

Расширять представления о том, что полезно и вредно для здоровья;

Способствовать формированию навыков культуры еды, культуры поведения, побуждать следить за своим внешним видом.

5-6 лет

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;

Закреплять навыки опрятности (замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых);

Формировать элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистить зубы, мыть руки перед едой; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком);

Способствовать овладению простейших навыков поведения во время еды, пользоваться вилкой, ножом.

6-7 лет

Способствовать усвоению основных культурно-гигиенических навыков: быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном;

Напоминать о правильном пользовании носовым платком и расческой;

Привлекать внимание к внешнему виду;

Поощрять проявления детей, связанные самостоятельностью в раздевании и одевании, размещении одежды в определенном порядке, поддержании в чистоте одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

3-4 года

Дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище;

Способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;

Учить бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;

Поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;

Знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;

Направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни

4-5 лет

Развивать умение устанавливать связи между совершаемыми действиями и состоянием организма, самочувствием (одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой);

Расширять  представления о полезной и вредной для здоровья пище;

Знакомить с частями тела и органами чувств человека и их функциональным назначением;

Способствовать формированию потребности в соблюдении режима питания, пониманию важности сна, гигиенических процедур для здоровья;

Знакомить с составляющими здорового образа жизни.

5-6 лет

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;

Дать представление о роли и значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;

Расширять представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

Знакомить с правилами ухода за больным.

6-7 лет

Расширять представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств:

3-4 года

Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;

Поощрять проявление ловкости в челночном беге;

Закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.

4-5 лет

Учить прыгать в длину с места не менее 70 см;

Развивать общую выносливость в ходе бега по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;

Учить бросать набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.

5-6 лет

Учить прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;

Учить лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

Учить метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

6-7 лет

Учить прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); мягко приземляться; прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см); с разбега (180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

Учить перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг); бросать предметы в цель из разных исходных положений; попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м; метать предметы в движущуюся цель;

Учить ходить на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

Учить плавать произвольно на расстояние 15 м;

Способствовать проявлению статического и динамического равновесия, координации движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта

(овладение основными движениями):

3-4 года

Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;

Учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

Учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;

Учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

4-5 лет

Способствовать формированию правильной осанки при ходьбе, держась прямо, не опуская головы;

Закреплять умение уверенно ходить по бревну (скамейке), удерживая равновесие;

Развивать умение лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;

Учить прыжкам в длину с места отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивая на одной ноге;

Учить ловить мяч руками( многократно ударяет им об пол и ловит его);

Учить бросать предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;

Развивать чувство ритма (умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет).

5-6 лет

Способствовать развитию умения ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

Привлекать к выполнению упражнений на статическое и динамическое равновесие;

Учить перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

Продолжать учить ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;

Учить кататься на самокате;

Учить плавать (произвольно);

Привлекать к участию в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

6-7 лет

Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

Закреплять умение перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй; соблюдать интервалы во время передвижения;

Совершенствовать умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

Способствовать формированию правильной осанки.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

3-4 года

Привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;

Способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;

Создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности;

Поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);

Поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

4-5 лет

Способствовать проявлению активности и инициативности ребёнка в подвижных играх;

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата при проведении физических упражнений, создавать ситуацию успеха;

Поощрять самостоятельное и творческое использование физкультурного инвентаря для подвижных игр.

5-6 лет

Привлекать к участию в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;

Способствовать проявлению самостоятельности, творчества, выразительности и грациозности движений;

Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр;

Стимулировать проявление интереса к разным видам спорта.

6-7 лет

Привлекать к участию в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):

Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр, поощрять придумывание собственных игр.

Поддерживать проявление интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;

Поощрять проявление интереса к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол). 

Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

образовательная деятельность в режимных моментах;

самостоятельная деятельность детей;

образовательная деятельность в семье.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

физкультурные занятия:

игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера,

с использованием тренажеров, нестандартного оборудования;

физкультминутки

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников

Для обеспечения правильного физического развития, оздоровления детей и исключения травматизма была продумана четкая организация деятельности не только инженера по охране труда, но и каждого взрослого, работающего в учебном заведении.

Следует подчеркнуть, что основными причинами травматизма являются следующие факторы:

— нарушение санитарно-гигиенических норм (плохое освещение, вентиляция, запыленность помещения и т.д.);

— плохая подготовка мест занятий и спортивного инвентаря (непроверенное крепление снарядов, несоответствие их возрасту детей и т.д.);

— неподходящая одежда дошкольников («слетающие» тапочки и т.д.);

— неправильное размещение детей во время занятия и отсутствие страховки;

— нарушение дисциплины;

— отсутствие медицинского контроля и т.д.

Для устранения причинных факторов травматизма дошкольников во время их занятия спортом мы разработали определенные правила техники безопасности.

Правила техники безопасности на занятиях бегом, метанием, прыжками

1.  В зоне безопасности при беге и прыжках не должно быть посторонних предметов.

2.  Бег на спортплощадке проводится только в направлении против часовой стрелки.

3.  Выполнять прыжки в длину можно после того, как песок в яме будет перекопан.

4.  Выполнять прыжки в высоту необходимо хорошо разученным способом, в специальных местах (прыжковых ямах).

5.  Во избежание столкновений во время прыжков необходимо убедиться, что место приземления свободно.

6.  Во время занятий по метанию нужно следить, чтобы в зоне падения снарядов отсутствовали люди. Необходимо исключить встречное метание.

7. Следует избегать проведения физкультурных занятий в жаркую погоду при прямых солнечных лучах.

Правила техники безопасности на занятиях по гимнастике

1. Входить в зал разрешается только в присутствии инструктора по физкультуре или воспитателя.

2. Наличие спортивной формы — обязательно.

3. Установка и перенос спортивных снарядов осуществляется только по указанию взрослого.

4. При выполнении упражнений детьми необходимо обеспечить их страховку.

5. Выходить из зала во время занятия можно только с разрешения инструктора по физкультуре или воспитателя.

6. В гимнастических залах нельзя заниматься на снарядах в отсутствии взрослых.

Правила техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке

1. Одежда и обувь занимающихся должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть сухими, свободными, мягкими. Необходимы лыжный или трикотажный костюм с начесом, теплое нижнее белье, лыжная шапочка или наушники, варежки, теплые шерстяные носки.

2. Длина лыж должна быть подобрана по росту дошкольника с вытянутой вверх рукой (пластиковые лыжи могут быть немного короче). Лыжные палки должны доходить до уровня под мышек.

3. Если палки отсоединены от лыж, то их надо держать в вертикальном положении острием вниз.

4. Лыжные палки на всех спусках нужно держать сзади, не опуская их в снег.

5. Спуски на склонах разрешается осуществлять только поочередно и в присутствии взрослого.

6. Не следует обгонять друг друга на узких дорогах, останавливаться и стоять на трассе (лыжне) спуска, так как это может привести к столкновению. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу (лыжню).

7. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону из положения присев.

Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка

Для предупреждения заболеваемости детей, а также в процессе восстановительного после болезни лечения применяются различные лечебно-профилактические процедуры, как общие, так и индивидуальные: легализация горла, витаминотерапия, аромапрофилакгика, прием кислородного коктейля и ингаляции, физиотерапия (УФО, УВЧ, электрофорез), лечебная физкультура и общий массаж и т.д.

В решении данной проблемы акцент необходимо делать на повышение физиологических резервов организма ребенка, ограничение применения химиопрепаратов и иммуностимуляторов.

Эффективность работы по оздоровлению детей оценивается по следующим критериям:

  • перемена группы здоровья на более высокую;
  • уровень физического развития детей (по местным стандартам);
  • выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики (по возрасту);
  • физические качества и способности (по тестам).

Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с его родителями, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей. Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья их ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения, а также выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и включает в себя следующие вопросы:

1. Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

2. Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми? Есть у

Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?

3. Какие вопросы физического воспитания и оздоравливания детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?

4. Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?

Такое анкетирование помогает педагогам получить больше информации о каждом ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы пропаганды здорового образа жизни среди родителей.

Анализ анкетных данных зачастую приводит к неутешительному выводу, что уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания здорового ребенка недостаточно невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их детям уже требуется помощь медиков или психологов. Такие «крайние меры» обусловлены тем, что большинство родителей не понимают самой сущности здоровья, рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства укрепления детского организма они видят только в лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья — физического, психического и социального. Поэтому совместная работа с семьей по данному вопросу строится на следующих основных положениях.

1. Единство достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основными содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

В соответствии с этим система работы с семьей предусматривает проведение следующих мероприятий:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторным развитием, индивидуальным планом его оздоровления, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и семье;

- целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима дня и полноценного, сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

- обучение разнообразным «техникам общения» с детьми и основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики, фитотерапии и т.д.).

В целях повышения педагогической культуры родителей используются как традиционные формы работы (родительские собрания, конференции), так и новые: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, семинар-тренинг и т.д.

Одной из самых эффективных форм работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение во время выполнения физических упражнений и осуществление страховки позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию их ловкости и освоению более сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейных клубах позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, другими взрослыми. Такое расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом общества.

Таким образом, занятия в семейных клубах «Здоровье», «Папа, мама и я — спортивная семья» и им подобных не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех участников. Взрослые и дети лучше узнают особенности характера друг друга, свои способности, в результате чего создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья — физического, психического и социального.

                                  Список информационных источников

1. Анферова В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет.

М., 2012.

2. Дошкольное образование как ступень общего образования: Научная концепция/под ред. В.И. Слободчикова /В.И.Слободчиков, Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л.Кириллов.- М.: Институт  развития дошкольного образования РАО,2005.-28с.

3. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4. Иванникова Е. В. Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей. Воспитатель ДОУ. 2012 №4

5. Картушина М. Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет. М., 2012.

6. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я-Ты-Мы»: Программа социально-эмоционального развития дошкольника (из опыта работы МОУ «Прогимназия №117») М., 2003.

7. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой.

М., ЗАО "Элти-Кудиц", 2003. - 160 с.

8. Маханева М. Д., Козлова Т. М., Скворцова О. В. Основная общеобразовательная программа детского сада – начальной школы. М., 2011.

9. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. М., 2000.

10. Маханева М. Д. Здоровый ребенок. М., 2004

11. Маханева М. Д. Перспективная модель организации деятельности ДОУ.М.,2004.

12. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. М.,2009.

13. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

от 17 октября 2013 г. №1155.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

16. Пояркова Т. Ю. Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности. Инструктор по физкультуре. 2012 №2.

17. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровье" по реализации физического развития детей дошкольного возраста

Необходимость создания программы  «Здоровье» обусловлена обеспокоенностью состоянием здоровья подрастающего поколения. Ухудшение здоровья достигло масштабов национальной проблемы, поэтому актуаль...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

Рабочая программа руководителя физического воспитания  дошкольного учреждения,  направленая на реализацию образовательной области «Физическое развитие»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7лет)

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.Именно поэтому забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации.Оч...

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...