Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной»
учебно-методический материал (средняя группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной» для детей старшего дошкольного возраста.

«Люби и знай Шербакульский свой край»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_doshkolnikov.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной»

Петрова Татьяна Сергеевна 
Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной»

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной» для детей старшего дошкольного возраста.

«Люби и знай Шербакульский свой край»

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155Министерства образования и науки от 17 октября2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Современные дети недостаточно знакомы с народными традициями, с особенностями родного края, своего поселка, страны. Они часто равнодушны, к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свою малую Родину, нам нужно знакомить и показывать её с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут положительного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой поселок, свой народ. В воспитании все должно основываться на личном примере воспитателя и родителей.

Задача взрослых – как можно раньше пробудить в детях любовь к ближнему, к родному краю, его природе и животному миру, воспитывать уважение к отчему дому, детскому садуродной улице, поселку. В Шербакульском детском саду «Солнышко»часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, организована с учетом авторской программы по краеведению «Шербакульский край родной».

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. В работе используются методы и приёмы с учетом психологических и возрастных особенностей дошкольников. Разнообразные формы работы – экскурсии, наблюдения, посещение выставок, встречи и общение со знаменитыми людьми. У детей возникает потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, осознавать себя частью малой Родины.

Цель:

-формировать интерес к своей малой родине, её прошлому и настоящему,

-закреплять знания о социально – значимых объектах поселка Шербакуль;

- формировать представления о природе и животном мире родного края;

- формировать интерес и уважение к трудовой деятельности взрослых;

-знакомить дошкольников с замечательными людьми, проживающими в Шербакульском районе (ветераны ВОВ, поэты, музыканты, художники, спортсмены, народные умельцы)

Темы:

1. «Дом, в котором я живу»

2. «Улицы нашего поселка»

3. «История возникновения поселка»

4. «Природа родного края»

5. «Замечательные люди»

Реализация программы по краеведенью проходит не только в стенах детского сада, но и при помощи социальных партнеров. Таких как:

-детская библиотека;

-Краеведческий музей:

-Детская школа искусств:

-школа №1;

Для успешной реализации поставленных задач созданы определённые условия:

-взаимодействие с семьями дошкольника;

-использование развивающих технологий, стимулирующих инициативу и самостоятельность ребёнка;

-организация развивающей предметно- пространственной среды.

Тема номер один «Дом, в котором я живу» начиналась с рассуждений, что такое Родина. Ребята пришли к выводу, что Родина – это дом и улица где они живут. Это их семья. Народная педагогика располагает разнообразными средствами нравственно- патриотического воспитания детейДошкольники выучили стихи и пословицы о Родине, семье, своем доме. Все выводы подтверждены рисунками и аппликациями. При составлении рассказа о своей семье были использованы фотографии из семейного архива. Ребята активизировали словарный запас по теме «Семья», с гордостью говорили о своих родителях.

Тема номер два «Профессии нашего поселка». Важным моментом формирования интереса к трудовой деятельности взрослых явилось создание, при сотрудничестве родителей, информационной папки «Профессии нашего поселка». Иллюстрациями профессий являются фотографии родителей на рабочих местах. Ребята с удовольствием рассказывают о том, чем заняты мама и папа на работе. Так же родители с удовольствием приходили с детский сад и рассказывали о своей профессии. Швед (кардиолог ЦРБ)Л. А. рассказала о строении сердца, о приборе, измеряющем давление, а ребята считали свой пульс на руке. Рогова О. В. познакомила с профессией парикмахер и заплела девочкам красивые косички. Педе Н. А. познакомила ребят с видами спорта, которыми они могут заниматься, когда пойдут в школу, провела спортивную эстафету где победила дружба, Победители были награждены сладкими призами. С логопедом Зарвировой В. И. дети составляли сказку, в процессе отрабатывая выразительность речи своих героев. А с профессией огнеборцев дошкольники познакомились во время экскурсии в пожарную часть нашего района. Восхищению не было предела.

Также родители изготовили пазлы для детей с изображением социально – значимых объектов нашего района (почты, больницы, пожарной части, школы и т. д.) Данный материал даёт возможность дошкольникам хорошо познакомиться и безошибочно называть социальные объекты и их значение для района Шербакуль.

Тема номер три «История возникновения района»

В ходе сотрудничества детского сада «Солнышко» с Краеведческим Шербакульским музеем, дети знакомились с историй возникновения нашего района. С элементами национальной культуры, бытом различных национальностей, проживающих по соседству с нами. Ребята знают, что обозначают цвета на Шербакульском флаге и гербе. Так же при помощи родителей, которые предоставили фотографии из архива, ребята, увидели как развивался наш район, каким он был 50 лет назад. Сравнивая наш район в прошлом и в наше время, дети самостоятельно сделали вывод, что сейчас он выглядит намного красивее и современней. На вопрос, чьи руки сделали такую красоту? Ребята ответили – жители Шербакуля. И подобрали самостоятельно подходящую пословицу - «Не место красит человека, а человек место». И согласились внести свой труд в украшение района, своими силами украсить наш участок, конечно, помогали нам родители. Таким образом, появились симпатичные лягушки, улитки, флаг Шербакуля и символ нашего сада СОЛНЫШКО.

Тема номер четыре «Природа нашего края».

При помощи родителей были созданы папки «Животные нашего края»«Птицы нашего края»«Цветы в нашем районе»«Профессии нашего поселка». и т. д. Ребята с удовольствием закрепляли знания о природе нашего края своим творчеством. Папка «Наш район раньше и теперь» носит информационный характер в помощь педагогам.

Тема номер пять «Замечательные люди нашего района»

Изучая историю посёлка, дошкольники побывали у памятника «Воинам– землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». В Краеведческом музее, дошкольники с большим интересом рассматривали предметы военной тематики (ордена, медали. фляжки, пулемётную ленту, немецкую каску и т. д.)

В детском саду ребята разучили песни военных лет, стихотворения на тему войны, научились делать конверты – треугольники военного времени. При посещении детской библиотекидошкольники с большим интересом слушали рассказы взрослых о подвигах советских солдат на войне. Это вызывало чувство гордости за наших предков.

В рамках работы по теме «Замечательные люди», дети посетили ветерана Великой Отечественной, войны Редкозубову Л. Г. Ребята подарили её памятный подарок, сделанный, совместно с родителями; прочитали стихотворения о войне и исполнили песню «Катюша». С большим вниманием и уважением они слушали рассказ о военном времени, о подвигах солдат во имя Победы. Ребята с восхищением рассматривали ордена и медали героя. Безусловно, рассказ ветерана они запомнят надолго, ведь его рассказал сам участник военных действий, человек переживший войну.

Познакомились с творчеством В. Полякова (местного музыканта и композитора). Дети полюбили песню «Шербакуль - леса и деревеньки», и родителям пришлось выучить слова этой песни, так как дети с большим удовольствием слушали её дома. Ребята были удивлены, что замечательные люди (поэты, музыканты и т. д.) живут рядом с ними.

В сентябре мы планируем встречу с замечательным умельцем и художником Даниловым В. Г. Ребята нашей группы заочно знакомы с работами этого человека, так как вся мебель в группе (кроме столов и стульев) сделана руками Владимира Григорьевича. А также встречу со спортсменом Сергеем Шмидом – чемпионом по гиревому спорту.

В детском саду стали традиционными тематические встречи с родителями, посвященные дню Матери, дню защитника Отечества, дню Семьи. С какой любовью и старанием дети изготавливали фоторамки для семейных фотографий. Благодаря нашему проекту, в семьях появились совместные фотографии папы и ребёнка, за которые нас благодарили родители и которые занимают теперь в домах почетное место. Ребята очень гордятся своей творческой работой.

Продуктом реализации авторской программы «Шербакульский край родной», является создание дошкольниками папки. В неё войдут не только фотографии, но и детские работы по данной теме.

В следующем учебном году планируется презентация альбома «Шербакульский край - родной» в детском саду. В дальнейшем его можно использовать как наглядное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Исследовательская работа "Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду "

В нашем детском саду  одной из главных задач  является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувс...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Море эмоций, хорошее настроение, бодрый заряд, активное проявление себя, общение  со сверстниками и взрослыми, и, как итог, активные занятия физической культурой и спортом взрослых и детей....

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП Братковского детского сада «Край родной»

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП Братковского детского сада «Край родной»...

«Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Посткроссинг в детском саду»»

Патриотизм  это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знани...

Вариативная часть программы " Новая Сибирь - мой край родной" Баганский район

Данный материал разработан для реализации Региональной программы " Новая Сибирь - мой край родной"  Творческая группа педагогов разработала Вариативную часть программы " Баганский ...