Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду
статья

Анна Александровна Милахова

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

         

                   

Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых

праздников в детском саду.

         

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………2 - 4
  1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания

 дошкольников……………………………………….2 - 3

  1. Цели и задачи патриотического воспитания……....3 - 4
  1. Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду………………..4 - 13
  1. Народные праздники и традиции…………………..4 - 10
  2. Формирование патриотических чувств через различные виды деятельности дошкольников………………………..10 - 13
  1. Заключение………………………………………………13
  2. Список литературы……………………………………...14 - 15

1

  1. Введение

          В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

          Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к свое стране, гордости за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

  1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания дошкольников.

         Патриотическое воспитание – понятие емкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле фундаментом дальнейшего развития личности.

        Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

       Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается

2

взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

       Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален, он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

  1. Цели и задачи патриотического воспитания.

         Патриотическое воспитание   процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

3

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  1. Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду.
  1. Народные праздники и традиции.  

         Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

      При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные

4

условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших

предков. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

      К «календарным» праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это такие праздники: «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник» и другие.

      Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например: семейно - трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздника относятся такие, как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девичник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки» и другие. Таким образом, разумное чередование будней и праздников, календарных и бытовых праздников позволяло закладывать в подрастающем поколении основные человеческие ценности, правила поведения, как в семье, так и в социуме. Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям детского сада формировать у детей систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

      В традиционной культуре сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (ритуалов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);

- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две

5

половины - до середины праздника и после нее). Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

       Праздник привносил особую эмоциональную окраску радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

       Важным компонентом любого народного праздника являлись обряды.

       «Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.

        С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.

        Основные зимние русские народные праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"). Дети, девушки и парни под Рождество

ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный

6

период девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.
      Обязательным обрядом святок было ряженье. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь.

        Главным зимним праздником в календарной обрядности русского народа является праздник Коляда, знаменующий собой переход от старого года к новому. В канун этого праздника в каждой крестьянской семье совершались торжественные трапезы, включающие ритуальную пищу, часть которой после ужина оставляли на столе для душ умерших, а также ставили на окно или порог для угощения Мороза.

       Любимым праздником русского народа был и остается праздник Масленицы, который длился, целую неделю и знаменовал проводы зимы и встречу весны. На масленицу каждый день имел в старину особенное значение, по которому обыкновенно определялся и самый характер народных забав и развлечений. Понедельник, например, называется встречею, потому что тогда праздновалось начало масленицы; вторник - заигрыши, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, переряживанья, катанья; среда - лакомка, так как тогда открывались угощения у всех блинами и другими подобными яствами; четверг - широким, потому что с него начинался масленичный разгул; пятница - тещины вечеринки, когда зятья угощали своих тещ; суббота - золовкины посиделки, так как в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных. Суббота являлась и днем проводов масленицы, поскольку на следующий день наступал прощеный день. Главным обрядом этого праздника являлось сжигание чучела.

       Интересны обряды праздника Дня Святой Троицы. Этот праздник сопровождался многими обрядами, такими как плетение венков, гадания,

7

катания на качелях, украшение дома цветами и березовыми ветками.

Праздник был связан с древним славянским культом поминовения и почитания предков, а также прославления расцветающей природы. Символом ее и служила молодая березка.

     Всеми любимым летним народным праздником является праздник Иван Купала. В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу было распространено гадание с венками. Самый главный обряд на Купальскую ночь это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы. Вторым главным обрядом этого праздника являлись хороводы у костра, прыгание через костер. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым.

        Таким образом, обрядовые традиции календарных народных праздников имели огромную воспитательную направленность, они сохранили ее и в настоящее время, а, следовательно, могут являться богатым воспитательным материалом в работе с детьми дошкольного возраста.

        Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа,

достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

         Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка,

8

расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

      Народный праздник является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизируют словарный запас детей, позволяют услышать красоту родного языка.

       В любом народном празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. Широкое

использование этих средств в работе с детьми дошкольного возраста позволяет воспитателю расширить кругозор детей, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

       Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера праздника (красота оформления помещения, народные костюмы, народная посуда, народные песни, хороводы, пляски, обряды праздника и т.д.), в ходе которой дети получают информацию о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к этнической культуре. Следовательно, народный

праздник является неоценимым средством воспитания для детей дошкольного возраста, позволяющий приобщить детей к истокам устной художественной, прикладной и фольклорной культуре, формируя

9

нравственные качества личности.

  1.  Формирование патриотических чувств через различные виды деятельности дошкольников.    

         В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

        Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимны России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей.

      У каждого народа есть свои праздники. В совместных с родителями

праздниках дети  узнают, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи,

пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

      В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.

      Проводимые дидактические игры на материале фольклора, «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствуют тому, что сказка остается в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго

10

запоминаемое.

        Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени нужно уделять проведению праздников, развлечений, конкурсов. В младшей группе можно провести тематический вечер «Сызрань – мой город родной». Вместе с музыкальным руководителем  разучивать и исполнять  песни, стихи, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.

       В работу с дошкольниками  включаются сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

      Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные  произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

      На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный концерт, особенно под русские народные наигрыши. Также рассказывается о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение, кто их сложил – неизвестно. Говорят – народ сложил, поэтому их и называют народными.

11

      Проводятся музыкально-художественные занятия патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

1. «Праздники в моей семье»

2. «Любимая Россия».

3. «Когда-то была война…».

4. «В семье единой».

5. «Защитники Отечества».

6. «Красота и доброта детских песен».

7. «Родные просторы».

         Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

        Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников  развивают различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей. Работу  в области декоративно-прикладного искусства можно разделить на следующие основные блоки:

«Наша дружная семья»;

«Это я, это я, это все мои друзья»;

«Наш любимый детский сад»;

«Природа моей малой родины»;

«Труд моих земляков»;

«Защитники Отечества»;

«Календарные праздники и обряды».

        Формирование патриотических чувств проходит через все виды

12

деятельности детей:

- речевое развитие – потешки, песенки, поговорки, пословицы, загадки;

- музыкальное развитие – народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хоровые игры, праздники;

- физическое развитие – народные игры, изобразительная деятельность (ручной труд), изготовление народных кукол;

- художественная литература – стихи, сказки.

3. Заключение.

        Таким образом, мы сделали вывод, что народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев. Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам. Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю,

городу, стране в целом. Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая, позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.

13

4. Список литературы:

1. Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.

2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Линка – Пресс, М., 2003.

3. Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.

5. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г

6. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.
7. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

8. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

9. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

10. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

14

11. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

12. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду "

В нашем детском саду  одной из главных задач  является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувс...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной»

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной» для детей старшего дошкольного возраста.«Люби и знай...

«Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Посткроссинг в детском саду»»

Патриотизм  это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...