Создание условий для развития экологического образования в совместной музыкальной и театрализованной творческой деятельности участников образовательных отношений в ДОУ
статья

Билоус Виктория Владимировна
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы, и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы. Наряду с традиционными формами работы в детском саду, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, большую роль в формировании экологической культуры играет приобщение детей к эколого-природоведческому образованию посредством музыкально – театрализованной совместной деятельности всех участников образовательных отношений. В них включаются семьи воспитанников и педагогов, привлекаются социальные партнеры – библиотеки, детские школы искусств, музеи, культурно - досуговые и образовательные центры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание условий для  развития экологического образования в совместной музыкальной  и театрализованной творческой деятельности участников образовательных отношений в ДОУ

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы,  и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля.  Работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы. Наряду с традиционными формами работы в детском саду, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия,  большую роль в формировании экологической культуры играет приобщение детей к эколого-природоведческому образованию посредством  музыкально – театрализованной совместной деятельности всех участников образовательных отношений.  В них включаются  семьи воспитанников и педагогов, привлекаются социальные партнеры – библиотеки, детские школы искусств, музеи, культурно - досуговые  и образовательные центры.

Искусство способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. В музыкальной деятельности в  разделе  «Слушание »  произведения русской и зарубежной классики широко представлены  в темах  парциальной программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой  «Музыка рассказывает о животных и птицах» и  «Природа и музыка».  Также в образовательную программу детского сада включаются и современные вокальные  произведения,  написанные детскими композиторами.  «Разноцветная осень» и «Весна-красна идет» Т. Морозовой,  «Расцветай, милый край» и «Весенний хоровод» С. Насауленко,  «Дождик»  и «Кто построил радугу»  М. Парцхаладзе  и т.д.  Довольно часто практикуется совместное исполнение со взрослыми, под гитару  с персонажем дети старшей группы исполнили песню А. Бельского «Осенний гномик», а в подготовительной группе с родителями поиграли в вокальное эхо   песни «Осень золотая» П. Ермолаева.  Особенный интерес представляет музыкальный фольклор, песни - драматизации, например,  «Земелюшка-чернозем», «Где был, Иванушка», весело проводятся совместные с родителями народные игры типа хоровода «Вейся, капустка»,  или игры догонялки «У медведя во бору»,  национальные игры народов, проживающих в России.  Также поддерживаются культурные традиции нашего региона, довольно часто проводятся мероприятия с использованием музыкальных произведений коренных народов – ханты и манси, ненцев. Это  инструментальные сочинения, исполненные на национальном струнном инструменте санквылтапе (в переводе с мансийского - "поющий кораблик"), и песни о природе родной Югры – народные «Куренька», «Песня пробуждения Медведя»,  авторские «Морошка» и «Серебряный олень» С. Няруй, «Северное сияние» Ю. Юнкерова, «Долина Ручьев» на слова А. Тарханова. В современной популярной музыке есть произведения, которые можно применить в экологическом развитии детей, в частности для постановки музыкально- хореографических композиций,  например - песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море",  М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").  Дети младшего дошкольного возраста  очень любят игровую ритмику, в которой связь музыки, движения и пения особенно эффективно проявляется в действии. «Отправляясь» к бабушке в деревню,  знакомятся с домашними животными - играют в  забавных котят,  козлят, лошадок и поросят.  Путешествуя на лесную полянку, превращаются в муравья, ёжика, волка, лисицу.  Кульминацией осеннего утренника в средней группе стал совместный танец детей и родителей   «Хоровод грибочков»  О. Долгалёвой, разноцветные шляпки грибов различных видов, произрастающих в наших лесах, изготовили семьи воспитанников. Детям старшего дошкольного возраста раскрытию образа животных очень помогает сюжетная музыка «Карнавала животных» К. Сен - Санса можно «погулять» по  зоопарку, понаблюдать за повадками экзотических животных – царской походкой льва, тяжелой поступью слонов, веселыми скачками кенгуру, послушать пение кукушки, полюбоваться прекрасным лебедем на пруду,  познакомиться с черепахами, и поплавать, как рыбки в аквариуме.

Особая роль отводится музыкальным праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. Первым в городовом цикле традиционно стал праздник «Осенний бал»,  на котором мы  не только исполняем песни, танцы, стихи об осени, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы. Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить детей к себе в гости, объясняет правила поведения в лесу.  Кикимора с Водяным вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить их подружки-лягушки.  Баба-Яга поет о том, что нет «плохих» растений и  грибов в природе, что ядовитое  «волчье лыко» и мухоморы полезны для зверей, не нужно их трогать и  уничтожать.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей — концерты. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. По итогам осенних утренников были проведены тематические представления под общим названием «Музыкальный компот». Маленькие артисты исполнили для сверстников и малышей других групп любимые песни и танцы, сыграли пьесы в оркестрах, изображая шум ветра, шуршание листьев и стук капель дождя различным приемами игры на детских музыкальных и самодельных инструментах, сделанных самостоятельно и с помощью взрослых — родителей и педагогов.

Возможности для реализации экологического воспитания в театрализованной деятельности гораздо шире — маленькие артисты наравне со взрослыми представляли  театрализованную программу с экологическим содержанием «Лесная аптека», где сверстники  могли узнать о свойствах  полезных растений, в игре «поправить» здоровье заболевших персонажей народными методами, уберечь от употребления незнакомых растений и грибов в лечебных целях.           Ставшие уже традиционными представления на праздниках,    после премьеры на  утреннике, находят свое продолжение в дальнейших показах, и иногда на «новый лад».  Совместно с детьми  был разработан  новый, экологический финал истории по мотивам сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»,   где ключевым моментом явилась судьба подснежников, которые занесены в Красную книгу. В дальнейшем эта инсценировка    приняла участие сразу в 3 конкурсах различного уровня -  детском саду в рамках проведения фестиваля театрализованной деятельности  «Волшебный мир сказок», на  городском конкурсе  «Богат талантами любимый город» в номинации «Театр малых форм».  В  формате видеоролика спектакль представлен на региональном этапе   XV Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета »,  стал победителем в номинации ««Природа. Культура. Экология» и вышел  во всероссийский тур, финал которого состоится в декабре 2018 года.  

Из этой же темы выросло совершенно новое направление в нашей совместной с детьми и родителями деятельности —  симбиоз театра, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, с ярким театрализованным показом коллекции на определенную тему:  проект «Театр Моды «12 месяцев».  В основу коллекции вошли базовые костюмы новогодней постановки, а изюминкой стали новые уникальные головные уборы венки ручной работы.  В подготовке сценического образа были задействованы семьи воспитанников. Большинству молодых родителей такой вид творческой работы пришлось выполнять впервые, потребовалась помощь рукодельниц - бабушек, умелые руки отцов и дедушек, поэтому педагогами были проведены как общие консультации с сообщением идеи и  формата выступления, так и многочисленные индивидуальные с использованием современных технологий  по изготовлению конкретных деталей.  В процессе выявилась проблема: как сделать аксессуар аккуратным, красивым и самое главное, безопасным и удобным для выступления на сцене?  Сложность заключалась в совмещении природных и декоративных материалов (ветки деревьев, хвоя, соцветия вербы, муляжи фруктов, искусственные листья и грибы) с современной светодиодной подсветкой. Приняв  незнакомую ранее роль модели, дети представили наглядно приход каждого месяца, продемонстрировав сценический костюм,  только костюмом и атрибутами в движении под музыку  постарались раскрыть     на высоком художественном уровне характер и образ представляемого  персонажа отдельно и во взаимодействии с остальными.  Данный проект был отмечен дипломом 3 степени 1 городского конкурса-фестиваля детского творчества «Матрешка» в номинации «Театр моды».

Не обошли стороной экологическое воспитание и новые технологии; воспитателями совместно с музыкальными руководителями разработаны лэпбуки по темам «Лесной оркестр» и «Красная книга России. Животные»  с музыкальным приложением.  Новые пособия помогут обобщению  экологических знаний о животном и растительном мире, сформируют  представления о редких и охраняемых представителях флоры и фауны, о способах их охраны в интересной наглядной форме в различных видах совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Раскрыть ценность объектов и событий в  природе, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально положительным отношением – задачи, которые успешно решаются через общую творческую деятельность всеми участниками образовательного процесса – детьми, членами семей и педагогами. Успешный опыт   реализации способствует формированию  общей экологической культуры,  пропагандирует экологические знания и  ответственное отношение к окружающей среде.

Литература

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей   и педагогов. - М.: АРКТИ, 2001.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания - М.: Амрита-Русь, 2008.
  3. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
  4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
  5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста

Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные и...

Консультация для педагогов по теме: " Создание условий для экологического образования в ДОУ."

В настоящее время одной из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами-дошкольниками – это воспитать у детей любовь к Родине и учиться бережно относиться к ней.   ...

Формирование толерантного социального взаимодействия участников образовательных отношений через народное творчество в условиях инклюзивного пространства учреждения дошкольного образования.

Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в России на уровне дошкольного обучения. В статье представлен опыт реализации процесса инклюзии конкретного дошкольного образовательного учреждения....

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

Методическая разработка "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отношений"

Презентация  для воспитателей дошкольных учреждений "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отн...

Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования

Программа содердит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленых на повышение уровня профессиональной и родительской рефлексии...