Особенности гендерного воспитания дошкольников.
статья (старшая группа)

Федорова Юлия Сергеевна

Материал содержит информацию проблемах гендерного воспитания в современном обществе, о формах работы  с детьми и их семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_gendernogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

« Гендерное воспитание в ДОУ»

Составила воспитатель : Федорова Ю.С.

«Нельзя считать один пол

совершение другого, так и нельзя уравнивать их»

Ж.Ж.Руссо.

Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

      Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

   Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искаженным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая

 сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.

   

Для  повышения  компетенции в этом вопросе необходимо систематизировать работу при гендерном подходе в воспитании детей в ДОУ.

Для реализации данной цели нужно осуществлять решения следующих задач:

1.Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

 2.Формирование у родителей гендерной компетентности, выяснения их мнения в вопросах гендерного воспитания

3.Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о проблемах особенностями гендерного  на сегодняшний день.

При работе с родителями существуют много различных форм, таких как:

консультации для  родителей,

таблица результатов тестирования детей ( психолог),

 анкеты для родителей,

памятки для родителей.

Методы и формы  работы с родителями по гендерному воспитанию.

    Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья – такой и вырастет в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Гендерное воспитание в семье состоит в целенаправленном создании условий способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта; формирование гендерной культуры личности

Естественно, формирование позитивной половой идентичности у детей невозможно без совместной работы дошкольного учреждения и семьи, проблема остается актуальной. Часто родители, хотя и считают важным осуществление дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе, не имеют достаточного уровня необходимых знаний по данному вопросу, не владеют методами и приемами индивидуального подхода к сыну или дочери. Конечно, в этот момент приходит на помощь коллектив дошкольного учреждения.

Задачи этого направления:

• Акцентировать внимание родителей на воспитании мальчика и девочки адекватно половой роли в настоящем и будущем.

• Создать условия для приобретения родителями необходимых знаний

о психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и

девочек и средствах, методах полового воспитания ребенка в условиях семьи.

• Обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек.

• Помочь родителям осознать необходимость учета психологических

особенностей в воспитании мальчиков и девочек.

• Помочь родителям в подборе методов и приемов дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении адекватных форм общения с мальчиками и девочками.

• Стимулировать к обмену родительским опытом.

Чтобы достигнуть наиболее высоких результатов необходимо использовать четко разработанную модель взаимодействия с родителями, которая охватывает практически все сферы жизни семьи.

Модель выстраивания  работы с родителями:

• анкетирование родителей по теме :

участия мужчин-педагогов воспитательном вопросе  

Дифференциация физического воспитания девочек и мальчиков.

• совместная деятельность с семьей/9 проведение мастер-классов,субботников с чаепитием)

• Выставки детских работ

 

Работа  психолога :

• анкетирование детей (Какие черты характера есть у девочек/мальчиков?...)

• анализ наблюдений

предоставления родителям результатов анкетирования,исследований

Теоретическая  работа с родителями:

• проведение тематического родительского собрания

• индивидуальные консультации

• оформления материала в папках

• памятки для родителей

Как мы можем убедиться, наглядный материал помогает лучше усвоить полученную информацию, поэтому не стоит забывать про эту форму работы. В нашем «родительском уголке» оформлена консультация для родителей по теме гендерное воспитание:

«Особенности воспитания мальчиков и девочек»,

«Любите дочку и восхищайтесь сыном»,

«"Простые" правила воспитания мальчиков»,

«"Простые" правила воспитания девочек»

Совместная деятельность с семьей

• Проведение совместных праздников и развлечений

• Совместный труд  с родителями, проведение мастер-классов  с мамами и папами

изготовление подарков для мам на 8 марта к Дню матери с папами и изготовление подарков к 23февраля подарков с мамами.

Такие формы более приемлемы для работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволяет вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.

В заключении хотелось бы отметить,что по результатам  работы были выявлены следующие проблемы

 в  семьях:

Неполные семьи или семьи с искажением гендерных ролей.

Занятость родителей, недостаточность времени проведенного с ребенком.

Теоретическая работа с родителями

Информационная некомпетентность родителей по данному вопросу, особенно отстают в папы.

В нашей группе вопросы гендерного воспитания активно обсуждались на родительских собрания, что на наш взгляд дает наиболее высокий результат (как известно теория без практики не действенна).Работали по следующим темам: "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?" консультация  психолога о понятии "Половая идентичность", "Дружеские отношения между мальчиками и девочками: что нужно делать, чтобы они возникли?".

Несомненно, работа должна проводиться комплексно и регулярно ,  на чем и строится успешность любой деятельности. В результате нашей работы мы получили следующие промежуточные данные

-расширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании мальчиков;

- мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики;

-освоение родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности;

-реализация системы совместных мероприятий.

В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении, также планируем осуществлять работу над созданием психолого-педагогических условий по развитию гендерной идентификации мальчиков в группе детского сада.

Список литературы и источников

         1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

  2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011.

  3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.

  4. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.

  5. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

   6. https://melkie.net

 7. http://marypop.ru/psihologiya/vospitanie/gendernoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие небольших различий. Особенности гендерного воспитания.

Предлагаю материал общего родительского собрания по вопросам гендерного воспитания.  Материал содержит презентацию, констпект собрания и памятку для родителей...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Мастер-класс для педагогов по теме "Особенности гендерного воспитания дошкольников"

Данный материал будет интересен не только педагогам. работающим с дошкольниками, но и родителям воспитанников...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации.

Презентация. Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации....