Рабочая программа "Волшебные фигурки"
рабочая программа (средняя группа)

Захарова Ольга Викторовна

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов выполнения ручной работы, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnye_figurki_.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №163»

                              Рабочая программа кружка «Волшебные фигурки»

                                                   для детей 4-5 лет

Бурина Ирина Николаевна

воспитатель, высшей категории

Захарова Ольга Викторовна

воспитатель, высшей категории

                                             

2019 -2020 учебный год

Содержание

1

Целевой раздел 

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Актуальность программы

4

1.3

Цели и задачи 

4

2.

Содержательный раздел 

4

2.1

Организация занятий кружка

4

2.2

Структура занятий

5

2.3

Методы, формы, средства организации занятий

6

2.4

Планируемые результаты освоения рабочей программы

6

2.5

Перспективное планирование на 2019-2020 г.

7

3.

Организационный раздел

11

3.1

Материально – техническое обеспечение реализации рабочей программы

11

4.

Дополнительный раздел

12

4.1

Список литературы

12

                   

                                                         1. Целевой раздел

       1.1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по изобразительной деятельности для детей  средней группы (4-5 лет), составлена на основе документов системы образования:

- Закона РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.12, санитарных норм и правил, утвержденных совместным постановлением Министерства образования РФ

- Госсанэпиднадзором от 15.05.2013 №26 СанПиН 2.4.1.3049-13.

- «ФГОС ДО»

- ООПДО МБОУ «СОШ №163» (дошкольное образование)

В ее основу легли следующие программы и технологии:

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет. Цветные ладошки. 2014г.;

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

      Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация) располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.              

      Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Продуктивная деятельность необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное выполнение своей работы доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог пробуждает в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

1.2. Актуальность программы

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов выполнения ручной работы, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Дети учатся мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и не стандартных изотехнологий.

1.3. Цели и задачи.

Цель: Развитие творческих способностей детей через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность, ассоциативное мышление и любознательность.
  2. Обучать приемам нетрадиционной техники и способам выполнения поделок с использованием различных материалов.
  3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  5. Формировать умение оценивать созданные изображения.

                   

                                            2. Содержательный раздел

  • Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности.
  • Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства.
  • Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно – выразительными средствами.
  • Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники.

Рисование.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить детей создавать цветовой фон для своей работы, дорисовывать уже готовые творческие работы. Создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа.

Лепка.

Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему. Материал, способы лепки, приемы декорирования образа.

Аппликация.

Инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа. Познакомить детей с различными видами бумаги и их свойствами. Познакомить с нетрадиционными техниками аппликации:

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

 Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

Аппликация из гофрированной бумаги — один из видов поделочной бумаги. Гофрированная бумага очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты.

Аппликация из крупы и макарон. С крупой и макаронами можно создавать с детьми разные поделки. Для этого манку, рис, пшено, макароны раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из ваты и ватных дисков - прекрасный способ сделать объёмную мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.

2.1. Организация занятий кружка.

 Занятия в кружке «Волшебные фигурки» проводится у детей среднего возраста (4 – 5 лет). Данная программа рассчитана на один год. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Это 4 занятия в месяц и 34 занятия в год с сентября по май. Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет: 20 минут.

 Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование) с использованием нетрадиционных техник продуктивной деятельности.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

      Дети приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, поролоном, бросовым материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

      Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. После каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей.

2.2. Структура занятий.

Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала.

Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Пальчиковая гимнастика. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.

Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин), без усилий использовать инструменты.

Художественно-изобразительная деятельность связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.

Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.

Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

2.3. Методы, формы, средства организации занятий.

В работе используются различные методы и приемы:  

Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности).

Метод обследования, наглядности (иллюстраций, альбомов, открыток, и др. наглядных  пособий).

Словесный  (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

Практический (самостоятельное выполнение детьми, использование различных инструментов и материалов для изображения).

Эвристический (развитие находчивости и активности).

Частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

 Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).

 Сотворчество

 Мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Средства реализации рабочей программы кружка направлены на развитие творческой деятельности детей:

-игровой (игры, игрушки)

-коммуникативной (дидактический материал)

-продуктивной (оборудование и материал для лепки, аппликации, ручного труда, природный и бросовый материал).

2.4. Планируемые результаты.

Дети должны знать  различные приемы, техники изобразительного искусства (аппликации, лепки, рисования).

Дети должны уметь:

- создавать образы разных предметов и игрушек, использовать все многообразие усвоенных приемов.

- создавать предметные и сюжетные композиции из бумаги, картона.

- составлять творческие работы из природного и дополнительного материала;

- преобразовывать геометрические фигуры в другие и создавать из них изображения предметов;

- разрезать бумагу на короткие и длинные полоски;

- вырезать круглые и овальные формы;

- вырезать из бумаги одинаковые детали;

- вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам;

- пользоваться приемом обрывания для создания выразительных образов;

- выполнять поделки из пластилина и природных, декоративных материалов.

- анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).

2.5. Перспективное планирование.

Тема  занятий

Цель

Методические????

Сентябрь

1.Вводное занятие

Знакомство с геометрическими фигурами.

Выставка готовых детских работ.

2. "Какие бывают фигуры?"

Познакомить детей с различными материалами и их свойствами, закрепить названия геометрических фигур.

Практическое знакомство в разном материале (вата, картон, бумага, салфетки).

Октябрь (мозаичная аппликация)

1.«Яблочко»

Учить клеить маленькие квадратики из цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

Выполнение поделки из бумаги, картона.

2.«Клоун с шарами»

Учить клеить кружочки в круговую, не выходя за контур рисунка.

Выполнение поделки из цветной бумаги, картона.

3.«Ароматный ежик»

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар, накладывая семечки .

Выполнение поделки из пластилина и природных материалов.

4.«Листик»

Продолжать учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполниться квадратиками.

Выполнение поделки из цветной бумаги и картона.

Ноябрь (обрывная аппликация)

1.«Деревья»

Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зеленой бумаги, обрывая края бумаги закругленной формы, изображая листья.

Выполнение поделки из цветной бумаги и картона

2.«Солнышко»

Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из нее большие и маленькие комочки

 Выполнение поделки из цветной бумаги, салфеток.

3.«Колобок катиться по дорожке»

Продолжать учить отрывать кусочки салфеток скатывать, и клеить в круговую, не выходя за контур.

Выполнение поделки из цветной бумаги и салфеток.

4.«Зверюшки»

Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

Продуктивная деятельность по замыслу

Декабрь (объемные аппликации из бросового материала)

1. «Зимушка -зима»

Развивать у детей фантазию, художественно-творческие способности.

Выполнение поделки из косметических дисков, пенопласта, коробочек.

2.«Украшение на елку»

Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность, проявить фантазию.

Выполнение поделки из коробочек, пенопластовых шаров, ваты, косметических дисков.

3.«Елка»

Учить вырезать по шаблону треугольники, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Выполнение поделки из треугольников, трубок картонных (бархатная бумага, нитки зеленые, картон)

4.«Новогодняя открытка»

Формировать навыки аккуратной работы, вызывать у детей радость от полученного результата.

Выполнение поделки из разных видов бумаги бусинок, ниток и бросового материала.

Январь (аппликации из ваты)

1. «Зайчик»

Учить детей на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

Выполнение поделки из ваты, картона, цв .бумаги.

2.«Барашек»

Продолжать учить делать аппликацию из ваты.

Выполнение поделки из ваты, дисков.

3. «А у нашего двора снеговик стоял с утра»

Учить детей путем складывания и обрезания уменьшать ватные диски.

Выполнение поделки из косметических дисков.

Февраль (аппликации из крупы, яиц, макарон)

1.«Декоративные узоры на круге»

Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приемы лепки. Развивать фантазию, творчество.

Выполнение поделки из семян тыквы, арбуза, семечек, зерна.

2. «Цыпленок»

Продолжать учить приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыпленка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

Выполнение поделки из пластилина и крупы

3. «Экзотические рыбки»

Учить аккуратно приклеивать крупу и семена на элементы аппликации, располагая их в определенном порядке.

Выполнение поделки из разных круп, семян.

4. «Открытка ко дню Защитника Отечества»

Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолет, ракету, кораблик по желанию детей.

Аппликация из макарон.

Март (аппликации из гофрированной и цветной бумаги)

1.«Открытка для мамы»

Учить оформлять открытку, развивать творческую фантазию.

Поделка из гофрированной бумаги с использованием ватных дисков.

2. «Цветы для мамы!»

Учить детей резать бумагу на полоски, сгибать и приклеивать к трубочке.

Выполнение поделки из цветной бумаги пластмассовых трубочек.

3. «Яркое солнышко»

Учить детей использовать в своей работе разные техники изотехники.

Выполнение поделки из цветной бумаги + дорисовывание.

4. «Гусеничка»

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона.

Выполнение поделки из гофрированной бумаги, картона.

Апрель

1. «Первые цветы»

Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

Выполнение поделки из бумаги.

2. «Смешарики»

Учить приклеивать детали и развивать фантазию.

Выполнение поделки из косметических дисков.

3. «Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек»

Учить правильно выкладывать фигуры по строению человека.

Выкладывание из геометрических фигур.

4. «Нарядные крылышки»

Учить детей выполнять насекомых из цилиндра и бумаги разной фактуры.

Выполнение поделки из фантиков, бумажных трубочек цв/ бумаги.

Май (аппликации из ниток)

1.Беседа: «Откуда нитки к нам пришли». Аппликация «Верба»

Познакомить детей с техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения

2. «Ёжик, Ёжик – ни головы, ни ножек»

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3.«Цветок»

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

4. Презентация детских работ.

                                    3. Организационный раздел

3.1 Материально – техническое обеспечение реализации рабочей программы 

      Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

Материалы:

  • пластилин;
  • бумага цветная, гофрированная, мелованная;
  • картон белый и цветной;
  • вата, косметические диски, нитки, ватные палочки;
  • природный и бросовый материал (веточки, шишки, коробочки, трубочки);
  • крупа, макаронные изделия, семена;
  • декоративные материалы: бусины, полубусины, ленточки, искусственные цветы, стеклярус, стразы, синельная проволока;
  • клей ПВА.
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • фломастеры;
  • цветные карандаши;
  • ножницы канцелярские с закругленными концами;
  • кисточка для клея и красок;
  • доски для работы с пластилином.

  1. Дополнительный раздел
  1. Список литературы

1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т,С. Комарова, М.А. Васильева 2015г, ФГОС;

3 Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2006г.;

2.Куцакова Л.В. « Конструирование и ручной труд»;

3.Барта Ч. « 200 моделей для умелых рук» 1997г.;

4. Комарова Т.С. « Коллективное творчество детей» 1998г.;

5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет. Цветные ладошки. 2014г.;

6. Комарова Т.С. « Детское художественное творчество» 2005г.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра по математике "Фигурки из палочек"

Развивающая игра по математике "Фигурки из палочек".  Создание всевозможных фигурок из счетных палочек. Полезно и занимательно....

Декоративное рисование на объёмной глиняной фигурке «Мастерская дымковской игрушки»

 "Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их         художественному восприятию, соде...

"Раз фигурка,два фигурка"

«Раз фигурка, два фигурка»Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько?\'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

рабочая программа кружка "Волшебные фигурки"

с помощью разнообразных геометрических фигур можно создать тот или иной образ, художественную композицию. в этом помогает мягкий конструктор...

Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" МБОУ "СОШ №163" для детей 4-5 лет

Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" для детей 4-5 лет....

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей «Раз фигурка, два фигурка»

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей «Раз фигурка, два фигурка»...