Методическая разработка цикла занятий «Звуки вокруг нас»
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

ОБУХОВА Елена Анатольевна

  Умение различать свойства звука составляет основу музыкальных способностей. В своей педагогической практике при диагностировании музыкально - сенсорных способностей сталкиваюсь с проблемой -  осознанно ли ребенок различает свойства звука или делает это наугад.

  Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта.  Исследование детьми звука, поможет им понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_so_zvukom.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Методическая разработка цикла занятий

«Звуки вокруг нас»

Составитель: Обухова Е.А.

музыкальный руководитель

2019 г.

"Откуда берутся звуки"

(цикл занятий – пятиминуток)

Пояснительная записка

  Умение различать свойства звука составляет основу музыкальных способностей. В своей педагогической практике при диагностировании музыкально - сенсорных способностей сталкиваюсь с проблемой -  осознанно ли ребенок различает свойства звука или делает это наугад.

  Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта.  Исследование детьми звука, поможет им понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

 Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится  разбираться в  свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

Цикл рассчитан на 1 год занятий с детьми седьмого года жизни.

В него входят экспериментальные занятия по исследованию

  1. Происхождения звуков:

«Почему все звучит?»

«Как распространяется звук»

«Чем мы слышим?»

  1. Свойств звука:

«Почему Мишутка пищал?»

«Как сделать звук громче»

«Как спрятать звук»

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»,

 а так же занятий из раздела «Это интересно»

Цель занятий - формирование музыкальных представлений на основе собственного опыта музыкально-исследовательской деятельности  и развитие творческих способностей в элементарном музицировании.

Задачи:  

  1. Развивать поисковую деятельность детей, музыкально-сенсорные способности, ритмическое восприятие.  

2. Учить разделять группы звуков (музыкальные и шумовые)  определять их качества и свойства, развивать чувство ритма, обучать игре на музыкально – шумовых инструментах.

 3. Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной  деятельности,  умение взаимодействовать в коллективном музицировании.

На занятиях  используются различные  детские музыкально – шумовые инструменты, а также инструментарий для экспериментальной деятельности.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗВУКОВ

«МУЗЫКА или ШУМ?»

   - Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные     и шумовые звуки.  

  - Металлофон, ксилофон, синтезатор, фортепиано, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

- Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Музыкальный руководитель определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Муз. рук. проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? ( шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по – разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.  

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»

    - подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна ( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

   - Муз. рук. предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов.

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук (он прекращается). Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали)

Вывод: звучит только то, что дрожит. 

Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

Опыт: Вдеть тонкую нитку в иголку и проткнуть ею пустой коробок (донышко). Чтобы кончик нитки не выскочил из коробка, привязать к нему спичку.

 Ко второму концу нитки также прикрепить второй коробок.

Теперь можно разговаривать: натянуть нитку, один из детей прикладывает коробок к губам и говорит, а второй прикладывает коробок к уху и слушает.

(Звук голоса заставляет дрожать донышко коробка, а оно, в свою очередь, заставляет дрожать нитку. По нитке звук, как по настоящему телефонному проводу, бежит от одного человека к другому).

Игра «Бег с препятствиями» (угадать кто с кем разговаривает по спичечному телефону. Кто слышит друг друга, а кто - нет. Ответ: не слышат друг друга свинка и белочка, т.к. на провод случайно наступила божья коровка).

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ГОЛОС?»

(это интересно)

 - подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

    - линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

 - Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла). Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что-то дрожало, шепотом – дрожания не было). Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук (если подергать за нить). Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, и можно их повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

«КТО ЧЕМ КРИЧИТ?»

(это интересно)

Жаба - квакает, надувая свое горло – «мешок».

Шмель – гудит крыльями.

Кузнечик  - быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот.

Слон - трубит не хоботом, а горлом.

Гремучая змея - трясет погремушкой на конце хвоста, внутри которой находятся роговые чешуйки.

Цапля – просто щелкает клюв

 «КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»

- объяснить, как распространяются звуковые волны;

      - емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий ;    

     бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

     - Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. ( Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели  (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. (Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны  передают звук)

Вывод:

Звук непременно должен бежать по чему – нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Вопрос: Услышат ли люди друг друга на Луне?

Ответ: На Луне нет воздуха, значит и звук не может быть услышан.

Опыт: Подобрать на кухне чашки, тарелки, блюдца – целые и с трещинками. Осторожно ударять по ним ложечкой. Послушать есть ли разница в звуке? (у целой посуды звук чистый и прозрачный, у поврежденной – глухой).

Вывод: Звук на своем пути встречает препятствие  (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

Можно провести этот опыт с закрытыми глазами…

«ЧЕМ  МЫ СЛЫШИМ?»

Каждый человек по – разному воспринимает звуки. Это можно проверить с помощью игр:

  1. Выключить все источники звука (телевизор, магнитофон и т.д. и посидеть в тишине. Кто какие звуки услышит?  
  2. «Испорченный телефон» Играющие садятся в кружок. Первый игрок шепотом быстро сообщает своему соседу слово – пароль. Второй передает его третьему и т.д.

Наконец последний называет пароль первому игроку. Но это, скорее всего, будет другое слово, потому что не все могут точно услышать передаваемое слово и придумывают на ходу новое, близкое по звучанию.

Чем мы слышим?

Звук попадает в ухо, точнее сказать, на мембрану – маленькую пленку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не смогли бы слышать.

Это были три секрета, благодаря которым рождается звук. 

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?»

(это интересно)

 - подвести к понятию возникновения эха;

 - пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и   металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

- Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка  слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. ( В лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум, ведро.

        Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. ( нет, эхо исчезло) .  Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы. Не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы).То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. ( Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам)

СВОЙСТВА ЗВУКА

«ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?

       - Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

       -  Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету).

  - Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя»  (Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? ( У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи.  (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами.

        Вывод: Чем больше поверхность звучащий предметов или голосовых связок, тем ниже звук. А чем меньше – тем выше.

        Опыт: 1) Взять линейку, приложить ее к столу, обратить внимание на длину свободного кончика. Дернуть и постараться запомнить звук. Затем удлинить свободный кончик и дернуть опять. Услышать, как изменится звук.

2) На картинке – маленькие и большие животные. Дети находят тех животных, у которых низкие голоса.

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?»

     - выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

 

 -  ксилофон, металлофон, деревянная линейка

     -  Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию ( Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. ( Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер пластинок  инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у пластинок большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

«КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»

  Выявить причину усиления звука.

- пластмассовая расческа и рупор из картона.  

- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. ( Звуки получаются разные по силе)

Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним.

Вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«КАК СПРЯТАТЬ ЗВУК»

- Выявить причину ослабления звука. - Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном. - Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. ( Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку.( звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез ( он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». ( Звук стал глуше, тише, неопределённее). –

Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? ( Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

«ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»

- Выявить причину ослабления звука

- большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

- Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Проводят опыты:

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише)
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением, выясняют есть ли волны за преградой ( Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ»

- Выявить особенности передачи звука на расстоянии. (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

- На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребёнок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома).

«ЗВУКИ В ВОДЕ»

- Выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- большая ёмкость с водой, камешки

- Музыкальный руководитель предлагает детям ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем по воздуху.

«СПИЧЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»

 Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

- два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

- Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. (Палец ощутит колебания) Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити).

«ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»

- Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

- пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

- Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимании на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий, грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий, грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар - маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

Вывод: Высота звука зависит не только от величины дрожащей поверхности, но и от частоты этого дрожания.

«ПОЮЩАЯ СТРУНА»

- Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)

- проволока без покрытия, деревянная рамка.

- Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проволоку, слегка натянув её. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. ( Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ

УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»

- Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.

- очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

- Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. (кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина, перед землетрясением животные чувствуют колебание земли).

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

- Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

- изображение летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

- Дети рассматривают изображение летучих мышей, говорят о то, что они плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края гонят волны, наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояние. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит …(предмет близко), если звук возвращается нескоро, значит…(предмет далеко)

Вывод:

В процессе работы по этому циклу дети с моей помощью, с помощью родителей и собственного исследовательского опыта получили новые знания о звуках. Они  сами искали ответы на вопросы, делали выводы. Узнали, что звуки окружают нас везде: на улице, дома, в детском саду. Звучать может всё: предметы, животные, деревья, вода, птицы, голос, музыкальные инструменты, ветер и т.д. Звуки можно услышать, а можно извлекать самостоятельно: голосом, хлопками, притопами, щелчками, ударяя одним предметом о другой. Научились разделять группы музыкальных и шумовых звуков. Дети поняли, что мелодия  состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки научились разделять на высокие и низкие. Поняли, что высокими звуками можно изобразить зайку, низкими – мишку. У детей развивалось ассоциативное мышление, умение импровизировать на музыкальных и шумовых инструментах, воспитывалось умение взаимодействовать в коллективном музицировании, повысились социально -  коммуникативные навыки, развивалось чувство ритма. Дети научились слушать друг друга, играть в ансамбле (одновременно). Можно с уверенностью сказать, что благодаря этим занятиям, на основе собственной исследовательской деятельности у детей сформировались музыкальные представления, повысился интерес к музыкально-творческой деятельности, дети стали более раскрепощенными в проявлении импровизационных способностей.

Литература:

  1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности: Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2005
  2. Девятова Т.В. Звук волшебник. Методическое пособие – М.: Линка-Пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31

Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих  технологий....

Методическая разработка цикла занятий по эстетике для II младшей группы "Любимые игрушки девочек и мальчиков"

Современная наука признаёт раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ...

Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения  являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в  материалах «Кон...

Методическая разработка Цикл занятий Святой Александр Невский - небесный покровитель русского воинства

В современном мире остро стоит проблема патриотического воспитания молодежи, начиная с дошкольников. Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к народному ...

Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»

    Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)      Отличительная особенность данного ц...

методическая разработка "Цикл занятий педагога-психолога для детей дошкольного возраста 6-7 лет"

В помощь педагогам "Цикл занятий педагога-психолога для детей дошкольного возраста 6-7 лет"...

Методическая разработка "Цикл занятий на тему "Знакомство с инструментами симфонического оркестра"

Цикл занятий для знакомства детей с инструметами симфонического оркестра и учит детей классифицировать инструменты по способу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные)....