Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Пугачева Лариса Викторовна

      Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)

      Отличительная особенность данного цикла занятий в том, что они базируются на использовании возможностей современного информационно-технического оснащения для работы по развитию речи у детей раннего возраста.

В процессе реализации  занятий по развитию речи детей раннего возраста используются Интерактивные программы обучения  «Говорим с пелёнок», «Карточки Домана», а также презентации со словами и иллюстрациями к ним, созданные  в формате Power Point, развивающие видеоролики по тематике недели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста

 «Говорим с пеленок»

Программа составлена на основе Интерактивной программы

«Говорим с пеленок»

Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко

Пугачева Лариса Викторовна

Высшая квалификационная категория

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» г.Вихоревка Братского района

Пояснительная записка.

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:

  • владеет активной речью, включенной в общение;
  • может обращаться с вопросами и просьбами;
  • понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

        Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.

        Актуальность проблемы развития речи детей раннего возраста.

  • Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи -   периодом  овладения речью, которая становится основой для дальнейшего психического развития  ребенка.
  • Результаты диагностических исследований и наблюдений на  

протяжении последних лет показывают значительное снижение    

показателей уровня речевого развития детей раннего возраста.

  • Благодаря развитию информационно-коммуникационных

технологий в современном мире ежедневно происходит

существенное сужение объема «живого» общения взрослых

и детей. 

Отличительная особенность данного цикла занятий в том, что они базируются на использовании возможностей современного информационно-технического оснащения для работы по развитию речи у детей раннего возраста:

  • презентации, карточки с иллюстрациями и словами, дидактические игры, аудиосказки, развивающие видеоролики, и т.д.;
  • возможность демонстрации иллюстративного, видео, аудио и интерактивного обучающего материала с помощью телевизионных панелей;
  • возможности развивающих интерактивных игр с помощью сенсорной интерактивной доски  Smart Board.

В процессе реализации  занятий по развитию речи детей раннего возраста используются Интерактивные программы обучения  «Говорим с пелёнок», «Карточки Домана», а также презентации со словами и иллюстрациями к ним, созданные  в формате Power Point, развивающие видеоролики по тематике недели.

Методическая основа Цикла занятий  по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пелёнок»

 В основе данного Цикла занятий  положена методика Г. Домана, при реализации которой идет  восприятие информации одновременно через визуальный и аудиальный каналы. Иными словами, все занятия проводятся по определенной схеме: информация многократно демонстрируется ребенку на специальных карточках и сразу же озвучивается.

Принципы построения обучения по методике Г.Домана.

I этап обучения. «Отдельные слова»

Примерная ежедневная программа обучения

Ежедневное содержание

5 наборов слов

Одно занятие

1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды

Частота

каждый набор по 3 раза в день

(5 наборов по 3 раза = 15 занятий)

Продолжительность одного занятия

5 секунд

Введённые слова

5 слов ежедневно

(по одному в каждый набор)

Удалённые слова

5 слов ежедневно

(по одному из каждого набора)

Количество демонстраций каждого слова

3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз

II этап обучения «Словосочетания»

Технология:

Два комплекта по 5 словосочетаний в каждом. Показывайте каждый комплект словосочетаний три раза в день. Уже со следующего дня начинайте ежедневно обновлять по одному сочетанию из каждого комплекта.

Не рекомендуется показывать каждое словосочетание более трёх дней. Лучше чаще вводить новые словосочетания, чем изо дня  в день повторять одни и те же.

Примерная ежедневная программа. Если до этого Вы занимались ежедневно с пятью комплектами, в каждом из которых было по 5 карточек, и каждый комплект Вы показывали три раза в день, то теперь вам нужно заменить 2 комплекта со словами на два комплекта со словосочетаниями. Ежедневная нагрузка не изменится: Вы будете заниматься в прежнем режиме (5 комплектов карточек = 3 комплекта карточек со словами + 2 комплекта карточек со словосочетаниями)

III этап обучения «Простые нераспространённые предложения»

Приступая к этапу «Простые нераспространённые предложения», сделайте из изученных карточек пять простых нераспространённых предложений, например: «мама улыбается», «папа сердится», «кошка умывается», «дедушка купается», «бабушка бежит».

Три раза в день показывайте своему ребёнку комплект, состоящий из пяти предложений. Не забывайте перед каждым уроком перемешивать предложения, как Вы это делали со словами и словосочетаниями.

Затем, начиная со следующего дня, ежедневно обновляйте свой набор, удаляя 2 старых предложения и вставляя 2 новых.

Ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью. Стремитесь предложения составлять яркие, необычные, интересные.

В каждом предложении употребляются слова, прошедшие первый словарный этап и уже знакомые ребёнку. Многие слова уже прошли не только первый, но и второй этап (словосочетание).

Примерная ежедневная программа. Если до этого Вы каждый день показывали ребёнку 5 комплектов карточек (3 комплекта со словами и 2 со словосочетаниями), то, приступая к третьему этапу, совсем уберите словосочетания, введите комплект с предложениями и, чтобы не нарушать устоявшегося режима, добавьте один комплект со словами. Итого у Вас снова будет пять комплектов (1 комплект предложений и 4 комплекта слов), каждый из которых Вы показываете ребёнку три раза в день.

IV этап обучения «Распространённые предложения»

Примерная ежедневная программа. Обучение малыша на этом этапе проходит так же, как и на третьем. Если до этого Вы каждый день показывали ребёнку 5 комплектов карточек (4 комплекта со словами и 1 с предложениями), то, приступая к четвёртому этапу, усложните комплект с предложениями, включив в него фразы из трёх, а позднее из четырёх и более слов.  Продолжайте заниматься в прежнем режиме: 5 комплектов, каждый из которых Вы показываете ребёнку три раза в день.

 

Интерактивные программы обучения, «Говорим с пелёнок», «Карточки Домана», используемые на занятиях  разработаны на основе работ              

А. Маниченко, который  создал целую систему развития интеллекта с пеленок, где объединил лучшие находки Домана и собственные разработки.

        

Структура занятий по программе:

  1. Демонстрация слов-презентаций в соответствие с содержанием занятий по речевому развитию.

Ежедневно, в течение дня детям предъявляется набор слов, в соответствие с темой недели, которые  демонстрируются  с помощью телевизионных панелей в формате Power Point по методике обучения Г.Домана;

  1. Демонстрация уроков программы «Говорим с пеленок»

        Разделы интерактивной составляющей занятий.

  1. Раздел «Слова». Знакомство детей со словами и их значением, а также подготовка  малышей к восприятию дальнейшей информации. Каждый урок состоит из пяти слов и длится 15 секунд. Слова сменяются яркими картинками и фотографиями, что позволяет удерживать внимание малыша на протяжении всего урока. По мере прохождения уроков раздела количество уроков увеличивается от 1 до 5. Раздел составляют 60 уроков.
  2. Основу Раздела «Словосочетания» составляют 30 занятий, в основу которых легли 30 существительных по разнообразной тематике: предметов и явлений окружающего мира ребенка. К каждому понятию подобраны по 10 определений, характеризующих слова с различных сторон. Понять смысл каждого определения помогают короткие мультфильмы. Задача данного этапа занятий – помочь и активизировать малыша находить к каждому понятию как можно больше ассоциаций к определениям. Продолжительность каждого урока – около 1,5 минут.
  3. «Предложения» - третий Раздел. Включает 58 уроков, каждый из которых содержит по 5 предложений или текстов или роликов к ним. Все тексты этого раздела взяты из детской классической литературы и включают в себя отрывки из произведений:  В. Бианки, Н. Сладкова,  А. Аксакова, Н. Некрасова, С. Есенина, А. Пушкина, С. Маршака,       С. Михалкова, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Барто, И. Бунина,   М. Грозовского и других детских писателей и поэтов. Задача этого раздела расширить словарный запас малыша и наполнить её эпитетами, метафорами и сравнениями. Продолжительность каждого урока – около 1,5 минут;
  1. Демонстрация развивающих видеороликов по теме недели

        Условия проведения занятий

        Для проведения занятий детям предлагается сесть на ковер в центре игровой комнаты. После чего педагог предлагает им обратить внимание на экран телевизионной панели.

        Ежедневные занятия включают в себя 2-3 ежедневных просмотра компонентов занятия, в течение тематической недели. Количество просмотров  может быть увеличено или уменьшено в зависимости от интереса, самочувствия  и особенностей конкретной группы детей.

        Продолжительность занятий должна составлять от 3 до 5-7 минут.

        Во время занятий педагог называет или повторяет за аудио-сопровождением названия предметов и объектов окружающего мира, поощряет речевые высказывания детей, задает детям вопросы «что это?», «кто это?».

        По окончании каждого занятия каждого отдельного ребенка нужно похвалить, называя его по имени, используя слова «молодец» и «умница».

        Ожидаемые результаты:

  • Расширение пассивного и активного речевого словаря;
  • Преобладание положительных эмоций у детей во время занятий и игр, направленных на речевое развитие;
  • Появление у детей активности и желания вступать в диалоги, беседы, ролевое взаимодействие, совместные игры со взрослым и другими детьми.
  • Устойчивое внимание в соответствие с возрастными особенностями –  восприятие  зрительного и слухового материала на протяжении 5-7 минут.
  • Проявление интереса  к  стихам,  песням  и  сказкам,  различным произведениям культуры и искусства («договаривание» последних слов в строчках, либо  рассказыванию целиком детских потешек и стихов; пение, либо подпевание песенок; рассказывание, либо проигрывание сказок; рассматривание и описание иллюстраций книг или картин и т.д.).

Определение результативности

Оценкой результативности обучения являются высокие показатели  диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, а именно речевого компонента развития.

        Диагностические обследования в группах раннего возраста проводятся в начале и середине и конце учебного года, что позволяет отслеживать динамику речевого развития, полученные результаты сопоставляются и делаются выводы об эффективности реализации занятий.

Диагностика нервно-психического развития

детей раннего возраста ( Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г.)

Список методической литературы.

  1. Доман Г. и Д. Как развить интеллект ребенка. М.: Аквариум, ООО «АСТ», 2000. – 320 с.
  2. Интерактивная программа по речевому развитию детей «Говорим с пеленок» – Челябинск: Умница, 2007. – 26 с.
  3. Маниченко А.А. Как научить ребенка читать. – Челябинск: Умница, 2006. – 200 с.

Список электронных ресурсов

  1. Интерактивная программа по речевому развитию детей «Говорим с пеленок.
  2. Интерактивная программа по речевому развитию детей «Карточки Домана»,
  3. Цикл электронных презентаций в формате Power Point

Список развивающих роликов, используемых на занятиях

  1. https://www.youtube.com/watch?v=CfjVyBEn0t8  Звуки и названия ПТИЦ - Развивающее видео
  2. https://www.youtube.com/watch?v=_C_gvW3_VtE  Пение птиц для детей.mp4
  3. https://www.youtube.com/watch?v=_XMGZlDr9N8 Звуки птиц для детей. Развивающее видео для детей от года
  4. https://www.youtube.com/watch?v=N3Rp0FbecVA Голоса птиц для детей. Развивалки "Умный Ребенок"
  5. https://www.youtube.com/watch?v=LRSV3VX9TA0  Развивающая презентация для детей "Явления природы" по метод. Домана
  6. https://www.youtube.com/watch?v=gL0QRTrxI90  Природные явления - Развивающее видео для детей. "Умный Ребенок"
  7. https://www.youtube.com/watch?v=4OaJOuxb8Cg Презентация для детей по Доману. Звуки и явления природы
  8. https://www.youtube.com/watch?v=C7K5XCf0A9I&list=PLblc8EZ_e5ejca1RkFTjwB9k_SPwNlEtN ШМЕЛЬ собирает нектар сирени | Познавательное видео для малышей
  9. https://www.youtube.com/watch?v=F49nny7HW2k&index=4&list=PLblc8EZ_e5ejca1RkFTjwB9k_SPwNlEtN Слушай как журчит ВЕСЕННИЙ РУЧЕЁК в познавательном видео для малышей https://www.youtube.com/watch?v=KgfJ7QiOhHc&list=PLblc8EZ_e5ejca1RkFTjwB9k_SPwNlEtN&index=2  Слушай как ПОЮТ ПТИЦЫ в лесу в познавательном видео для малышей
  10. https://www.youtube.com/watch?v=WIpUPyoqQVg    Лес деревья
  11. https://www.youtube.com/watch?v=lS_IvkuEcpo Цветы
  12. https://www.youtube.com/watch?v=xXfJxLU3ulE Видеокарточки Цветы
  13. https://www.youtube.com/watch?v=vHIiVFxWIAo Презентация для детей Цветы
  14. https://www.youtube.com/watch?v=JjsyhtPn_zQ  Комнатные растения 2
  15. https://www.youtube.com/watch?v=4slX9SvfSMg  Комнатные растения 1
  16. https://www.youtube.com/watch?v=B40hkBSr9Ew Уход за цветами
  17. http://www.youtube.com/watch?v=SNeKd9kMz90 Паровоз Букашка - для хорошего настроения
  18. http://www.youtube.com/watch?v=UPXn2vPsqmo Изучение слов. Дом, комнаты, мебель 3 часть. Говорящий котенок Рыжик. Развивающие мультики
  19. http://www.youtube.com/watch?v=DIx7gTmSDt8 Изучение слов. Дом, комнаты, мебель 2 часть. Говорящий котенок Рыжик. Развивающие мультики
  20. http://www.youtube.com/watch?v=HxU8QJLWdC4  Изучение слов. Дом, комнаты, мебель. Говорящий котенок Рыжик. Развивающие мультики
  21. http://www.youtube.com/watch?v=7isFCpOVk0o&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8- Изучение слов. Животные в зоопарке. Говорящий котенок Рыжик. Развивающие мультики
  22. http://www.youtube.com/watch?v=sUQw7etydmA&index=2&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8- Изучение слов. Машины, спецтехника. Трактор Мика. Развивающие мультики
  23. http://www.youtube.com/watch?v=XBy3vi1moso&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8-&index=3 Изучение слов. Улица и детская площадка. Говорящий котенок Рыжик. Развивающие мультики
  24. http://www.youtube.com/watch?v=LD3se2EQVqA&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8-&index=7 Изучение слов. Развивающие мультики, машинки Овощи. Фрукты. Ягоды.
  25. http://www.youtube.com/watch?v=kxIaCk_bSiU&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8-&index=8 Изучение слов для детей. Бытовая техника. Развивающие мультики
  26. http://www.youtube.com/watch?v=hzpWhaYZ5ok&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8-&index=9 Изучение слов для детей. Посуда. Развивающие мультики
  27. http://www.youtube.com/watch?v=5TmSQcVEDqs&index=10&list=PLaR_Gub3HDqeg0DktQ4suYI4vVqxLEZ8- Изучение слов для детей. Одежда, обувь. Развивающие мультики
  28. http://www.youtube.com/watch?v=YpMqKM-g_jI Как говорят животные
  29. http://www.youtube.com/watch?v=MqpEv1xWfVs Овощи. Учим слова. Для детей 1-3 года. Развивающий мультик для детей. Для самых маленьких.
  30. http://www.youtube.com/watch?v=-Cl3aCgq9tk Фрукты. Учим слова. Для детей 1-3 года. Развивающий мультик для детей. Для самых маленьких
  31. http://www.youtube.com/watch?v=yWmoclgxIkw Голоса домашних животных для детей
  32. http://www.youtube.com/watch?v=WCZYigiUZNo Голоса и звуки животных Африки для детей
  33. http://www.youtube.com/watch?v=l-n9A0CVl74 Голоса и звуки диких животных России для детей
  34. http://www.youtube.com/watch?v=g0rzaZZAjKk Названия животных для детей: учим алфавит.
  35. http://www.youtube.com/watch?v=yRhAoXjsGbM Знакомим детей с животными, Учим животных Первое знакомство с животными (часть 2) Развивающее видео
  36. http://www.youtube.com/watch?v=TwiPYnY-dVw ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ для САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
  37. http://www.youtube.com/watch?v=SmoLlnZ3Y5k ЧТО ЕДЯТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ №1 развивающий мультик
  38. http://www.youtube.com/watch?v=3gyiXk1r3kQ Фрукты для детей
  39. http://www.youtube.com/watch?v=8ZBToVlAAD8 говорят животные 2
  40. Домашние животные для детей. На ферме. Песенка - мультик про голоса животных. Кто как говорит?
  41. http://www.youtube.com/watch?v=-KbIDOSdsNI Времена года
  42. http://www.youtube.com/watch?v=f-NPGqkcBkg Времена года - Презентация для детей (Полная версия)
  43. http://www.youtube.com/watch?v=_mMW45U4QEU Детские песенки – Осень
  44. http://www.youtube.com/watch?v=EzkKTRHxNEc Времена года для детей (Осень)
  45. http://www.youtube.com/watch?v=K0OYu685Bxc Времена года для детей (Зима)
  46. http://www.youtube.com/watch?v=Czi9nj5YsHk Развивающий мультфильм про зиму "Наступила зима". Зимний мультик для детей
  47. http://www.youtube.com/watch?v=gj3eGfsK9eA Времена года для детей (Весна)
  48. http://www.youtube.com/watch?v=SeILQcqIcsQ Времена года для детей (Лето)
  49. http://www.youtube.com/watch?v=K72dF2-JVM0 Пеку печенье – Учим фигуры – Уроки от Пинги и Кроки
  50. http://www.youtube.com/watch?v=BYqjOa0znlE Учим фигуры – цифры цвета - Уроки от Пинги и Кроки
  51. http://www.youtube.com/watch?v=aaAVroi3nuM Цвета для детей –развивающий мультфильм для малышей Лошадки
  52. http://www.youtube.com/watch?v=4nPiMNT_3sU Считалочка. Учимся считать от 1 до 10  с песенкой.
  53. http://www.youtube.com/watch?v=tcZTj3DLqJg Считалка. Детская песня.
  54. http://www.youtube.com/watch?v=e27kNp8-ks8 Колобок мультфильм
  55. http://www.viki.rdf.ru   Варись кашка – песенка
  56. http://www.viki.rdf.ru Машины – презентация для малышей
  57. http://www.viki.rdf.ru Слуховое восприятие Чей голос
  58. http://www.viki.rdf.ru Слуховое восприятие Чей звук
  59. http://www.viki.rdf.ru Дети. Что любят делать дети.
  60. http://www.viki.rdf.ru Инструменты
  61. http://www.viki.rdf.ru Море
  62. http://www.viki.rdf.ru Волшебный садик
  63. http://www.viki.rdf.ru  Такие разные птицы
  64. http://www.viki.rdf.ru Транспортные средства
  65. http://www.viki.rdf.ru Природные явления
  66. http://www.viki.rdf.ru Большая энциклопедия
  67. http://www.viki.rdf.ru  Цвета
  68. https://www.youtube.com/watch?v=W2L543gaR0s   Матрешки
  69. https://www.youtube.com/watch?v=n8iwp5fv8HY «Мир растений»
  70. https://www.youtube.com/watch?v=M0UrlGz-YXs  «Разноцветное лето»
  71. https://www.youtube.com/watch?v=yx3-7z1p7Ls «Моя семья»
  72. https://www.youtube.com/watch?v=i36cZiBDW90 «Моя семья» https://www.youtube.com/watch?v=fcZel1uczUk&list=RDf4_dBsOQJjg&index=3  Детская песня Цып-цып мои цыплятки
  73. https://www.youtube.com/watch?v=hroHApWK578&index=2&list=RDf4_dBsOQJjg Танец маленьких цыплят
  74. https://www.youtube.com/watch?v=9b3uxFE_m3M&list=RDf4_dBsOQJjg&index=7   Веселая песенка
  75. https://www.youtube.com/watch?v=B0-aJq1EQBY&list=RDf4_dBsOQJjg&index=4  Барбарики – Друзья
  76. https://www.youtube.com/watch?v=1rUdTAp1TCQ Разноцветная игра  
  77. https://www.youtube.com/watch?v=bQSX2zg9__k  Разноцветная игра
  78. https://www.youtube.com/watch?v=mVz7jtuVNxg&list=RDf4_dBsOQJjg&index=38  Мы - милашки, куклы неваляшки  
  79. https://www.youtube.com/watch?v=N56H6O6Aark  Презентация для детей по Доману. Описание п
  80. https://www.youtube.com/watch?v=I2v3Z1sXcgc Презентация для детей - Описание предметов (Часть 1)
  81. https://www.youtube.com/watch?v=ubs7h49IF24Чтение с пеленок #8 Прилагательные
  82. https://www.youtube.com/watch?v=INnAa9OzOvQ Противоположности. Признаки предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».

Учить подбирать предметы  по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...

Методическая разработка "Игра-занятие по развитию речи во 2-ой группе раннего возраста (с 1,6 до 2 лет) «Куриное семейство»"

Методическая разработка игры-занятия по развитию речи у детей раннего возраста. Вовлечь  эмоционально ребёнка в действия с игрушками, побуждать активно подражать  взрослому в движениях и дей...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста с 2-х до 3-х лет "Вот какие овощи".

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста с 2-х до 3-х лет "Вот какие овощи"....

Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...

Методическая разработка " Итоговое занятие по развитию речи в группе раннего возраста" на тему: " На помощь к лесным жителям"

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время чтобы ребёнок начал говорить.А взрослые должны приложить не мало усилий , чтобы речь у ребёнка развивалась правильно и с...

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ Во второй группе раннего возраста «Лесные жители зимой»2017г

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТВо второй группе раннего возраста «Лесные жители зимой» Цель: обогащать знания детей о лесных жител...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...