Кейс - технологии в ДОУ
статья

Павлова Надежда Васильевна

Впервые метод был применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Студентам давались описания некоторых ситуаций, которые  происходили в каких-либо организациях. Студенты знакомились с ними и пытались найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении.

В России с конца 90-х годов использовались западные кейсы. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы. С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii_v_dou.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад

Кейс - технологии в ДОУ

Воспитатель: Павлова Н.В.

Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Давайте разберёмся, что же это за метод. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Немного истории.

Впервые метод был применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Студентам давались описания некоторых ситуаций, которые  происходили в каких-либо организациях. Студенты знакомились с ними и пытались найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении.

В России с конца 90-х годов использовались западные кейсы. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы. С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин.

А теперь вернёмся с вами к нашим дошкольникам. Как же нам применять на практике кейс-технологии? И зачем они нужны современному дошкольнику?

Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

В практике детских садов широко применяют кейс-иллюстрации, кейс-фото.

          Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, коммуникативная компетентность.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

В начале непосредственно образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры,- в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, то есть читает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.

Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.

После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:

- умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый»;

- умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение отстаивать свою точку зрения в общении;

- умение принимать помощь;

- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нём должна быть мотивация на решение проблемы.

Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

  Первый этап: подготовительный. Начинаем знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксируем их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.

На втором этапе, дети совместно со взрослым выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На третьем этапе, стараемся активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Четвертый этап: (анализ принятия решения), вовлекаем детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Пример работы над фото-кейсом: 

На первом этапе знакомим детей с фотографией.  Предлагаем детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребёнок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

На втором этапе демонстрируем фото. Задаём вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учёл, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположения в виде полных ответов на вопросы.

На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.

На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».

Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Давайте подумаем вместе, что же мы сможем развить у своих воспитанников, используя кейс-технологии?

Кейс – метод развивает:

1. умственные, сенсорные и речевые способности.

2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

4. практические умения.

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Встаёт вопрос: как же выбрать проблему для детей?

Всё очень просто. Выбранная нами ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребёнка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нём должна быть мотивация на решение проблемы.

Лучше всего, при создании какой-либо проблемы, иллюстрировать её, т.к. мы с вами знаем, что дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации нежели их представлять.

Вы можете сказать, что я сейчас описываю проблемные ситуации на занятии. Но это не так. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не даёт дошкольникам проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Какие же функции у дошкольника и воспитателя при использовании кейс-технологий на занятии.

Распределения функций между дошкольником и воспитателем:

Фаза работы

Действия воспитателя

Действия дошкольника

До занятия

1.        Подбирает кейс

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки дошкольников

3.        Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс

2.Индивидуально обдумывает решение проблемы

Во время занятия

1.        Организует предварительное обсуждение кейса

2.        Делит группу на подгруппы

3.        Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает дошкольников дополнительными сведениями

1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.        Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.        Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1.        Оценивает работу дошкольников

2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет устный отчет о занятии по заданной форме

Рассмотрим основные этапы занятия при использовании кейс-технологии.

Основные этапы занятия:

Организационная деятельность. Слово воспитателя. Знакомство с ходом занятия.

Актуализация знаний дошкольников.

Работа с кейсом. Анализ.

Итог занятия.

А теперь, когда мы рассмотрели подробно теорию, рассмотрим несколько примеров на практике кейс-технологий.

Я буду зачитывать вам ситуации, которые можно поставить перед детьми, а вы попробуете найти выход из сложившиеся проблемы. Попробуем с вами пройти все этапы кейс-технологии.

Дети играли в игру «Магазин». Они подавали деньги продавцу и говорили, сколько и чего они хотят купить. Например «Я хочу купить четыре яблока для ёжика, потому что у меня на денежке написана цифра четыре». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Маша не знала цифры. Когда подошла её очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Маша очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?

Наступило время завтрака. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?

Сегодня Алёнка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Алёнки?

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

  • Повысить мотивации обучения у дошкольников;
  • Развить интеллектуальные навыки дошкольников, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.  

Однако главное  предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с казусами  прошлого, настоящего и даже будущего времени. Участники должны разрешить смоделированную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог помогает воспитанникам рассуждать, но не навязывает им своё мнение. Технология  даёт возможность действовать, не боясь негативных последствий возможных в реальной серьёзной ситуации. Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Ценность использования кейс - технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.

Литература, которая поможет вам более подробно познакомиться с данным видом технологии.

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

7. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

8. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.

9. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...

«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...

Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...