мультимедийная презентация "Значение русской народной культуры для коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бычковас Лариса Викторовна

Во все времена взрослый, воспитывая свое дитя. обращался к  педагогическому опыту предков. И в народном творчестве, как нигде лучше не сохранилось все богатство и мудрость народа. Потешки, поговорки, загадки, заклички, стихи и народные сказки - все народное творчество пропитано тысячелетним житейским опытом. Чем утешить загрустившего, развеселить опечалившегося, усмирить разошедшегося, подзадорить приунывшего - только метким народным словом. Незаслуженно забытые произведения народной культуры верой и правдой могут служить воспитателям в работе с детьми любого возраста. Открыть новые горизонты народной мудрости вполне под силу педагогу-психологу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_narod_kult_dlya_kom_razv.pptx98.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 107 «Русалочка» Значение русской народной культуры для коммуникативного развития ребенка Подготовлено педагогом-психологом Бычковас Л. В.

Слайд 2

Народные произведения раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей

Слайд 3

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку

Слайд 4

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых . С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой- забавушкой , рассказывать ей о козе. Л юбимые развлечения детей следует время от времени повторять . Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Слайд 5

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать : «Моя бабушка говорила …» И далее каждый приводит те слова , что с детства осели в сознании помимо его воли

Слайд 6

Они поддерживают, подбадривают человека Наставляют Предостерегают Вразумляют Примиряют И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни.

Слайд 7

Маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым . Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек , можно подбирать более сложный материал для развлечения ребят.

Слайд 8

Работа со старшими дошкольниками по формированию их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее предполагает использование более сложных форм народного словесного творчества, таких как считалки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также песни-дразнилки, песни-насмешки – особый, очень забавный и интересный вид детского творчества

Слайд 9

. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Окружающие ребёнка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребёнок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные его зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Слайд 10

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок . Сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов .

Слайд 11

В детском быту есть свои традиции . Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего . Кто придумал эти игры - “ Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” ? Когда они возникли ? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки По этому признаку они и называются – народные

Слайд 12

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением . Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах , здесь ребенок драматизирует то , о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой

Слайд 13

В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например , в “Жмурки”, “Кошки-мышки” охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Слайд 14

Только в процессе игры можно создавать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, обучать умению слушать и слышать другого, учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении, развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях , учить использовать формулы речевого этикета, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

Слайд 15

В поэтических образах произведения устного народного творчества открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народное творчество обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка. .

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные средства для социально – коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста".

В данном материале представлены средства и виды деятельности для социально-коммуникативного развития дошкольников согласно ФГОС...

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...

Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах. Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с восп...