«Социально-нравственное воспитание старших дошкольников через использование культурных практик».
статья (старшая группа)

Филипова Елена Геннадьевна

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-волевой сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Развитие представлений о социокультурных ценностях, таких как любовь к семье, Родине, желание служить Отечеству, заботиться о ближних, доброта, сострадание, трудолюбие в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Все это делает проблему социально-нравственного воспитания детей на педагогическом уровне актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

        

Доклад из опыта работы на тему:

«Социально-нравственное воспитание старших

дошкольников через использование культурных практик».

Составлен Филиповой Е.Г.,

воспитателем МБДОУ

 детского сада №29 г. Павлово,

высшей квалификационной категории.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-волевой сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Развитие представлений о социокультурных ценностях, таких как любовь к семье, Родине, желание служить Отечеству, заботиться о ближних, доброта, сострадание, трудолюбие в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Все это делает проблему социально-нравственного воспитания детей на педагогическом уровне актуальной.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о социокультурных ценностях, в результате чего осуществляется социокультурное развитие ребенка.

Основными воспитательными задачами для 5 — 6 летних детей является первоначальное прочувствованное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.

         Решение поставленных задач осуществляется на основе реализации содержания технологии «Развивающие занятия с детьми 5 – 6  лет» под редакцией Л. А. Парамоновой» (к Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» научный руководитель Л.А. Парамоновой), серии книг «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово» (к парциальной программе духовно-нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»,  под редакцией И.А. Кузьмина) в процессе использование разнообразных  детских культурных практик.

         Образовательной  Программой  дошкольного образования нашего ДОУ предусмотрено использование в деятельности с детьми следующих культурных практик:

  • свободные практики детской деятельности  (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.);
  • практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка  с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.);
  • практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);
  • коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.);
  • культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);
  • культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.);
  • культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

В таблице представлены культурные практики, которые были  направлены на глубокое понимание духовно-нравственных категорий Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. (Приложение 1)

Приложение 1

Формирование социокультурных  ценностей у старших дошкольников через использование культурных практик

Социокультурные ценности  

Культурные практики

Содержание  

«Вера»

«Любовь»

«Мудрость»

«Вера»

«Мудрость»

 «Надежда»

«Любовь»

«Вера»

 

«Вера»

«Надежда»

«Любовь»

«Мудрость»

«Вера»

«Надежда»

«Любовь»

«Мудрость»

«Вера»

«Надежда»

Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка  с окружающим социумом

ознакомление с окружающим (рассматривание альбомов):

  • «Доспехи богатырей»; «Военная техника», «Форма военных», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», «Роды войск» и тд.
  • «Мой детский сад», «Мой город»;
  •  «Моя семья», «Профессии».

Практики игрового взаимодействия

 дидактические игры

«Какой вид транспорта», «Кто служит в этих войсках» и тд. 

подвижные игры

РНИ «Петушиный бой»,П/И «Пограничники» 

дидактические игры

«Мудрые слова», «Доскажи словечко» и др.

подвижные игры (хороводные)

«У дедушки Трифона», «У бабушки Ларисы»; 

подвижные игры

ИМП «Что мы делаем не скажем, а покажем….», 

РНИ «Ручеек»

подвижные игры (хороводные)

 «Каравай», «Дубок»

 

Коммуникативные

практики

Культурные практики формирования поведения и отношения

чтение художественной литературы:

Чтение былин о богатырях «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча »и др.; чтение рассказа «Алый» Коваль

заучивание пословиц:

«Герой - за Родину горой», «Где смелость – там и победа», «Крепости покоряются отважным», « Кто идёт вперёд, того страх не берёт» и тд. 

игры-драматизации  по прочитанным произведениям

рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»  

рассказы из личного опыта 

«Мой папа (дедушка) военный» 

чтение русских народных сказок: 

«Гуси-лебеди», «Аленький цветочек»,

чтение рассказов: 

К.Д. Ушинского «Четыре желания»; А. Митяева «Сад», «Где жить хорошо», «Дружба»; И.С. Шмелева «Рождество», Е. Ивановская «Предание о первой рождественской елке»; Ф.М. Достоевский «Божий дар» и др.

заучивание пословиц:

«Взойдет солнышко и к нам во двор», «Утро вечера мудренее», «Добрая надежда жить помогает»

чтение русских народных сказок:

«Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Конек-горбунок»;

заучивание пословиц:

«Верному другу цены нет», «Друг научит, а недруг проучит»,

«Человек без друзей — что дерево без корней», «Доброе братство лучше богатства» и тд. 

игры-драматизации  по прочитанным произведениям

Просмотр мультимедийных презентаций по РНС  «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Конек-горбунок»;

рассказы из личного опыта «У меня есть друг….»

чтение русских народных сказок:

«Никита Кожемяка»; «Белая уточка» ; «Пастушья дудочка» ; «Названный отец»;

заучивание пословиц:

«Мудрого и без слов узнают»; «Получив добро, помни, а сделав – забудь»;

игры-драматизации  по прочитанным произведениям

рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»  

рассказы из личного опыта «Мой папа (дедушка) военный» 

сюжетно-ролевые игры

«Три богатыря», «На поле боя», «Пограничники», «Моряки» и тд.

ручной труд:

изготовление из бумаги лодок для режиссерской игры

изготовление самолета из пластиковой бутылки

театрализованная игра  «Гуси-лебеди».

ручной труд

Изготовление книжек-малышек «Подарки для моей семьи (или друзей)»

сюжетно-ролевые игры

«День  рождения друга»; «В магазине подарков», «В гостях у друга» и тд.

ручной труд

Изготовление игрушки в подарок другу

сюжетно-ролевые игры

«В гости к бабушке и деду», «Помощники»;

Игра-инсценировка

«Всегда найдется дело для умелых рук…..» и тд.

ручной труд:

изготовление открыток для участников ВОВ

Культурные практики познания мира и самопознания

познавательно-исследовательская

«Тонет – не тонет», «Воздух невидимка»  

продуктивная деятельность 

аппликация «Укрась щит богатыря»

рисование «Плывут пароходы»;

нравственно-патриотическое воспитание 

«Праздники моей страны» (23 февраля и 9 мая),

«Защитники Отечества»;

Коллекционирование 

«Праздничные открытки»

продуктивная деятельность 

рисование «Елочка-красавица»

аппликация «Мы украсим елочку»


Использование в деятельности с детьми такой культурной практики как «Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка  с окружающим социумом» позволило обогатить их представления о Русских богатырях, о воинах которые защищали свою Родину от врагов. Рассматривая альбомы «Доспехи богатырей»; «Военная техника», «Форма военных», «Роды войск» дети закрепили представления о военном обмундировании и оружии  богатырей и современных воинов-защитников.  Всё это позволило детям придти к пониманию, что Родина и Отечество – самые дорогие слова для каждого человека. Защищать отечество – долг народа.

        Используя «Практики игрового взаимодействия», в группе создается благоприятный микроклимат, т.к. хороводные игры («Каравай», «Дубок») являются составной частью традиций русского народа и имеют особую значимость в формировании у детей социокультурных ценностей: сопереживание, забота о ближнем, доброта.

Познакомить детей с такими духовно-нравственными категориями, как:  Вера, Надежда, Любовь, Мудрость было бы очень сложно, если бы, я не применяла в своей работе «Коммуникативные практики». Чтение былин о богатырях дали детям первоначальное представление о героических подвигах защитников Отечества в прошлом нашей родины; чтение сказки П. Ершова «Конек горбунок» позволило детям раскрыть простую истину: чтобы стать верными друзьями, необходимо взаимное доверие и любовь. После прочтения р.н.с. «Зимовье зверей» дети пришли к пониманию того, что добрые друзья живут в согласии, умеют слушать и могут сообща дать отпор любому врагу. Прочтение РНС «Гуси лебеди» привело детей к пониманию того, что родителей нужно слушать, не смотря на свой возраст. 

Пословицы являются памятью народа. Заучивание пословицы «Герой - за родину горой» позволило детям запомнить, что  защитники Отчества –  это люди подвига, веры и правды; и о них идет слава по всей земле и на долгие времена. Пословица «За добром пойдешь - добро найдешь» учит детей жить по совести - творить добро, не делать зла, быть благодарным.

Использование в работе с детьми такой культурной практики, как «Культурные практики формирования поведения и отношения» способствовало формированию у детей таких качеств, как: умение слушать друг друга, распределять роли, вести диалог. Это прослеживалось в разных видах игр детей, таких как:

  - с\р игры: «День  рождения друга»; «В магазине подарков», «В гости к  бабушке и деду;

 - игры-инсценировки «Всегда найдется дело для умелых рук…..»                                                  - театрализованная игра  «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей» и др.

Изготовление подарков для своих друзей способствовало воспитанию у детей уважительного отношения к труду и бережного отношения к его результатам.

        Использование в работе с детьми такой культурной практики, как «Культурные практики познания мира и самопознания» позволяет  осуществлять  познавательно-исследовательскую деятельность. Экспериментируя   с воздухом «Воздух - невидимка», дети делились своим небольшим жизненным опытом, пытались придумать объяснения явлениям природы; радовались не только своим успехам, но и успехам товарищей в группе. Дети пришли к пониманию того, что друзья выручат в любой сложной ситуации.  

Культурные практики, которые я применяла в своей работе по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях,  позволили сформировать у детей положительное отношение  к себе и к другим, развили способность сочувствовать, сопереживать другим, а так же сформировали уважительное отношение к труду взрослых. У детей сформировалось представление о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве.

 Положительная динамика социально - коммуникативного развития детей отображена в диаграмме «Анализ педагогического мониторинга в области «Социально - коммуникативное развитие» (Приложение 2)

Анализируя результаты мониторинга, можно сказать, что уровень развития детей в области «Социально - коммуникативное развитие» к концу года показал положительную динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической ...