План по самообразованию «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
рабочая программа (младшая группа)

Шенгелиа Евгения Владимировна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_shengelia_e.v.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  №8 “Зоряночка”

                                                                                                Утверждаю:

                                                                                  заведующий МБДОУ

                                                                       детский сад №8 «Зоряночка»

                                                                       ____________С.Ю.Месикова

                                                                                                 «___» ______ 2020 г.

План по самообразованию

«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»

                                                                                                                             Воспитатель:

Шенгелиа.Е.В

        г. Ессентуки, 2020-2021г.

«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»

Дата начала работы над темой: с 01.09.2020г.

Дата окончания: 31.05.2021г.

Цель: Уделить  особое внимание развитию детской речи по средствам дидактических игр. Формирование устной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать монологическую форму речи;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
  • составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Этапы реализации:

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

  • изучить литературу по данной теме;
  • составить перспективный план на учебный год;
  • создать предметно – развиваю среду;
  • составить  картотеки по речевому развитию;
  • повысить интерес родителей к развитию речи детей;
  • подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
  • разработать диагностический комплекс и обследовать речевое развитие детей раннего возраста;
  • обработать результаты и сделать выводы по данным обследования;
  • проанализировать полученные результаты сделать итоговые выводы.

Организационно-диагностический

  • установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
  • заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
  • использование логопедических технологий в профилактике речевых нарушений у детей 2,5-3лет;
  • оформление центра речевого развития детей.

Результативный – итоговый

  • развитие речи дошкольников: улучшаются навыки диалогической речи на 30%, её грамматический строй на 40% ,речь становиться эмоционально насыщенной, выразительной, повышение уровня связной речи до 70%;
  • сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
  • словарь детей к концу года обогатится новыми словами, выражениями;
  • формирование интегративных качеств, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды ребёнка;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Методы и формы работы:

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, ипоскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Предполагаемые итоги реализации

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности младших дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
  • установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному ворчеству;
  • заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.

Основной вопрос, намеченный для изучения

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у детей раннего возвраста;

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;

-изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

Перспективный  план работы по теме самообразования:

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.Изучение методической литературы.

2. Постановка цели и задач по данной теме.

3. Утверждение плана работы на год.

1.Заучивание пальчиковой игры “Замок”

2. Заучивание пальчиковой игры “Капуста”

1. Консультация “Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возвраста”

Октябрь

1.Изучение темы: «Развитие речи детей раннего возраста»

Занятия на развития речи

1.Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка»

Ноябрь

Создание картотеки по развитию речи для работы с детьми по теме “Развитие речи детей раннего возвраста”

Разучивание и проговаривание потешек, и частушек.

Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам.

декабрь

Консультация для педагогов: «Развитие речи в раннем возрасте».

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация: “Всегда ли правельно звучит ваша речь, взрослые?”

Январь

Изучение темы: «Театрализованные  игры как средство развития речи детей».

1.Использования потешек в режимных моментах

2.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, колыбельных и т.д.

1.Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

Февраль

Проведение занятий по развитию речи: “Занятие с куклой”

Заучивание пальчиковой игры “Как живешь”

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля

Март

Беседа для педагогов: “Какими играми играет ребенок для развития речи?”

Развлечение “Путешествие по сказкам”

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту

Апрель

Изучение темы “Игровая деятельность как развичие речи у  дитей раннего возвратса.”

Д/и «Угадай животное».

Помощь родителей в изготовление и приобретение настольно – печатных игр по развитию речи.

Май

Самоанализ плана самообразования

Обыгрывание детей знакомой сказки

Презентация о проделанной работе

Методическая литература:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.

М.; Мозайка-Синтез, 1999 г.

2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

4. Гербова В.В. Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.

8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

11. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов.Изд. 3-е. М.; «Просвещение», 1972 г.

12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"

Проект"Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр «Мы познаём мир»

Проект : Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам   дидактических игр «Мы познаём мир»...

опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Развитие речи детей раннего возраста по средствам дидактических материалов игр на липучках

Актуальность: игры на липучках помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, пре...

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...