Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

Татьяна Васильевна Хмелевская

 выступления из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление из опыта работы21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

«Развитие цветовосприятия

у детей раннего возраста

по средствам дидактических игр»

Хмелевская Т.В., воспитатель

2020

  Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь – это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Работая с детьми раннего возраста, мневсегда интересно использовать дидактические игры в разных видах деятельности.

Дидактические игры, направленные на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с цветом, учат выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета, так как с помощью дидактических игр дети овладевают новыми знаниями, умениями.

Как помочь детям узнать, чем уникальны дидактические игры? Перед началом работы по ознакомлению детей раннего возраста с дидактическими играми по развитию цветовосприятия поставила цель:

- систематизировать материал о дидактических играхдоступных для усвоения детьми дошкольного возраста, используя разнообразные формы работы,

- учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различие объектов по форме,ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые»,

- учить выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца,

- учить выполнять простые действия с предметами, различающимися повеличине, ориентироваться на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая»,

- учить детей выбирать предметы двух заданныхцветов из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Чтобы выполнить поставленные задачи, начала работув следующих направлениях:

- систематизация материала о дидактических играх;

-  пополнение развивающей среды;

- привлечение и активизация родителей к сенсорному воспитанию.

Основными принципами моей работы по ознакомлению дошкольников с дидактическими играми стали:

- учет возрастных особенностей при выборе дидактических игр;

- создание эмоционально-психологического комфорта;

-  уважение к личности каждого ребенка.

Были определены формы работы по ознакомлению детей с дидактическими играми:

- чтение художественной литературы;

- рассматривание цветных картин и картинок;

- загадывание и отгадывание загадок;

- картотека дидактических игр;

- совместная работа с родителями.

К дидактическим играм предъявляласледующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

В работе по развитию восприятия цвета использовала как традиционные дидактические игры и пособия, такие как пирамидки, вкладыши, конструкторы, разноцветные мячики, игры с песком и водой, формочки, мозаики, так и самостоятельно изготовленные из разных материалов и бросового материала: пластмассовых бутылок, формочек, теннисных и маленьких резиновых мячиков, баночек, крышек от бутылок,  цветные резинки, пустые формочки от киндер-сюрпризов.

В процессе работы одновременно пополняла развивающая среда необходимыми предметами и пособиями, атрибутами к играм,иллюстративными и демонстрационными материалами.

В начале года дети знакомились с основными цветами спектра: красным, жёлтым, синим, зелёным. Учитывая особенности восприятия детьми цвета,я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета.

В процессе ознакомления детей с основными цветами выяснила,что лишь небольшая часть из них различали основныецвета. В процессе игручила детейрешать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета. Например поставь рядом два желтых или два красных кубика, покажи две одинаковые бабочки красного цвета, поставь две машинки одинакового цвета и назови какого они цвета.

Сначала дети выполняли действия с предметами, которые позволили им  увидеть объединение и группировку предметов поцветовому признаку методом сличения (такой – не такой). На этом этапе были задействованы предметы только двух цветов. Для этого дети использовали предметы с абсолютно одинаковыми формой и размером, различающиесятолько по цвету. В процессе игры дети пользовались кубиками разных цветов, конструктором, разноцветными шариками. После того, как дети начали успешно группировать предметы по словесной инструкции, переходили к следующему этапу. Выбор предмета нужного цвета из множества разноцветныхпредметов: «Выбери только желтые кубики», «Давай найдем только зеленые листочки».

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делалиумозаключение: «Такой же шарик», «Такая же палочка», «Рыбка такого же цвета», «Матрешки разного цвета».

Наряду с дидактическими игрушками использовала и настольно-печатные игры «Лото», «Цвета», «В мире сказок», «Наш огород», рамки-вкладыши. В них ребятаподбирали маленькие карточки с изображенными предметами к большим картам по словесному содержанию. Маленькие карточки и большие карты, связанные междусобой имели один цветовой фон. Хорошо развивает умственные способности, логическое мышление, восприятие хроматических цветов настольная игра «Мозаика».

Дидактический материал постоянно совершенствуется в практике - это рамки - вкладыши. Ребенок учится соотносить форму с прорезями.

Для восприятия хроматического чувства использую шнуровки, застежки, плетениекосичек из разноцветных шнурков.

Для закрепления знаний у дошкольников, полученныхв детском саду, параллельно велаработу с родителями. Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть эффективным только при условии активного их привлечения. Были оформлены Оформиластенгазеты, папки-передвижки, консультации «Воспитание сенсорной культуры у детей двух-трех лет», «Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста» и другие. Подключала Родителей к организации продуктивной деятельности детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

Таким образом, систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, в частности цветовосприятию, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях.

По результатам мониторинга к концу учебного года:

- 70% детей самостоятельно обследовали предметы и играли в игры из нестандартного материала, направленные на развитие цвета;

- 20% малышей могли правильно назвать и показать четыре основных и два дополнительных цвета, самостоятельно без образца;

- 10% детей могут правильно показать все цвета, сравнивая их с образцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"

Проект"Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр «Мы познаём мир»

Проект : Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам   дидактических игр «Мы познаём мир»...

опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Развитие речи детей раннего возраста по средствам дидактических материалов игр на липучках

Актуальность: игры на липучках помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, пре...

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...