Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!» (подготовительная группа)
материал (подготовительная группа)

Лисина И.В.

Мероприятие по работе с семьёй, направленное на повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Логопедическая гостиная
«День за днем говорим и растем!»

(подготовительная группа)


 Цель: повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.
Задачи:
1. Познакомить  родителей со спецификой работы  логопеда.
2. Познакомить с этапами работы над звуками.
3. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.
4. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.
5. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.
6. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.
Организация: сидя за столами, родителям предлагается чашечка чая (по желанию).
Оборудование:
- картинки артикуляционной гимнастики;
- листочки и ручки (по количеству человек)
- зеркала (по количеству человек)
- снежинки из салфеток
- предметы для дыхательной гимнастики
- буклеты «Артикуляционная гимнастика»
-анкета для родителей.
Ход встречи:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашей логопедической гостиной. В  гостиной будут принимать участие музыкальный руководителть Ходор Т.А. и инструктор по физ.воспитанию Прыткова М.Ю.

Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Встанем в круг, каждый из нас сейчас назовет свое имя  

( Игра«Хвастовство») и каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или своим умение. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о себе.

Откроют работу нашей гостиной родители стихотворением Седымова Сергеяй Юрьевича   Дети – цветы жизни!»    

Дети – цветы, что цветут среди нас,

Как бы не трудно нам было подчас.

Дарят они нам свою красоту,

Детскую радость и веру в мечту!

 

Дети – цветы, что цветут круглый год,

Если за ними хороший уход:

Крепкая крыша – земля под ногами,

Все, что построилось взрослыми – нами!

 

Дети – цветы. Но им сложно цвести,

Там, где скандалы, разводы во власти,

Там, где нет просто людской доброты,

Где есть понятие – «в деньгах лишь счастье»!

 

Сложно чрез камни расти стебельку,

Где до него никакого нет дела,

Рвется он к солнцу, хоть веря в мечту,

В себе оставляет полив неумелый!

 

Наша любовь – это корень  цветка.

Наша забота – его стебелек!

Каким расцветет он – зависит от нас,

Красивым и добрым, иль наоборот?!

 

Дети – цветы нашей жизни, цветы!

Те, что мы сами себе захотели,

Жизнь украшают среди суеты,

В будни и в праздники с ними  теплее!

 

 Сегодня на нашей встрече я расскажу Вам об особенностях работы логопеда,     о том, как наиболее эффективно выполнять домашние задания, поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы

Логопед: Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речевое расстройство несёт за собой   нарушения формирования разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения; 

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; 

- развитие связной речи, подразумевающее   умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

Логопедическая работа   осуществляется поэтапно:
I. Подготовительный этап.
На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом (1-2 занятия).
II. Этап постановки звука (10 занятий). На данном этапе логопед обучает правильной позиции языка для дефектного звука по подражанию или с механической помощью.
III. Этап автоматизации (закрепления) звука в речи (1-3 месяца на каждый звук).
После постановки изолированного звука, следует продолжительный этап включения звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно около 15 мин.
YI. Этап дифференциации.
Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша). Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

- занятия по формированию лексико-грамматического строя;

- занятия по формированию связной речи;

- занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать.  

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.

 

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого у нас есть  общие тетради .

  Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий в логопедических тетрадях. вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

  Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

И мы сейчас остановимся над работой по выполнению домашнего задания.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях.

В них  даются определённые  задания:

- на ежедневное выполнение  дыхательной  и артикуляционной гимнастики;

-на автоматизацию поставленных звуков;

- лексико - грамматические задания; весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
задания должны быть прочитаны ребенку;
все задания выполняются до конца;
- на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами, фломастерами;
Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления:
Фонематический слух – это умение различать на слух звуки речи, впоследствии умение выделять по порядку звуки в словах для дальнейшего правильного письма в школе. К этому мы вернемся в подготовительной группе.

Звукопроизношение. К пяти годам в норме ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Причины нарушения речи:

 

 - внутриутробная инфекция

- токсикоз во время вынашивания ребенка

- нарушения родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды)

- родовые травмы

- гипоксии (кислородное голодание, обвитие пуповины вокруг шеи)

- травмы головы

- инфекционные заболевания на первом году жизни.

 Все эти причины выливаются в различные речевые патологии и имеют соответствующие диагнозы. Самый распространённый -это дизартрия, который наблюдается у большенства наших детей.

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга, а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата. В следствии чего мы наблюдаем следующие проявления.

Проявления: ограничение движений органов артикуляции, невозможность удержания нужной артикуляционной позы, саливация (излишнее слюнотечение, постоянно приоткрытый рот, мокнущие уголки рта, речь не внятная, малопонятная, нарушена звуко-слоговая структура слов, трудность ввода звука в речь.

 

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Сейчас я познакомлю вас с методикой дыхательной гимнастики

1. Дыхательная гимнастика. Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки. (мы с вами будим учиться правильно дышать)

 Итак, дыхательная гимнастика.     Правильное дыхание для речи очень важно:
- вдох через нос, плечи при этом не поднимаются, «надуваем шарик в животе»;
- выдох плавный, свободный через рот, щеки не надуваются, «сдуваем шарик».
Попробуем вместе. У вас на столах лежат снежинки, кладем снежинку на ладонь – Вдох! – Выдох! Сдуваем снежинки. Молодцы! Таких подходов может быть до пяти.
А теперь поиграем в игру «Больной палец» (полечим больной палец). Дуем на больной палец. Не забываем: вдох через нос, выдох через рот! У Вас здорово получилось!

Паралельно  речевой гимнастики можно использовать лечебную гимнастику Александры Северовны  Стрельниковой, педагог-фониатора

Сейчас небольшой комплекс упражнений проведёт с вами инструктор по физ.воспитанию Марина Юрьевна Прыткова.

Второе, самое важное направление – артикуляционная гимнастика. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.  

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. А сейчас я предлагаю взять в руки зеркала и вместе со мной поучиться выполнять артикуляционные упражнения, ведь от правильного выполнения их вами зависит правильность выполнения упражнений вашими детьми. Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику. Итак, готовы? (родители берут в руки заранее приготовленные зеркала).
Упражнения для губ:
1. Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка) - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор) - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок - чередование положений губ.
Статические упражнения для языка.
1. Окошечко - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится) - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Желобок - язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок - рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник) - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3. Качели - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь орешки) - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов - рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.
6. Лошадка - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
7. Гармошка - рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
8. Маляр - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
9. Вкусное варенье - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
10. Барабан - произносим «Д, д, д, …Стучим языком за верхними зубами с силой ».
11. Индюк - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
12.Катушка-улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.

 Хотелось бы познакомить вас с логораспевками, которые оказывают положительный эффект на звукопроизношение ребёнка.(Ходор Т.А.)

Большое влияние на коррекцию речевых нарушений оказывает логоритмика, которую мы повсеместно проводим с детьми ( Прыткова М.Ю. Ходор Т.А.)

Приглашаем вас выйти в зал и выполнить вместе с нами несколько логоритмических упражнений.
Молодцы! Я думаю, что ваши дети, глядя на вас, будут стремиться выполнять упражнения правильно! Раздаю буклеты по проведению артикуляционной гимнастики.
Заканчивая собрание, хочу выслушать ваши вопросы. Благодарю за внимание.

Рефлексия.
Встаньте, пожалуйста, в круг. Передавая мяч по кругу, скажите, что полезного для себя вы узнали на нашем собрании? (В конце собрания родителям предлагаются буклеты с рекомендациями логопеда).

Радуйтесь вашему ребенку. Принимайте его таким, какой он есть.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
Ободряйте, хвалите ребенка при малейшей удаче. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он бы мог рассказывать.
Разговаривая с ребенком, будьте с ним «здесь и сейчас». Говорите медленно, будьте терпеливы и доброжелательны.
Ежедневно занимайтесь с ребенком дома.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«День за днем говорим и растем!»

Слайд 2

Направления в работе логопеда с детьми - формирование правильного звукопроизношения; - развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка); - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; - совершенствование грамматического строя речи; - обогащение, активизация словарного запаса речи; - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; - развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Слайд 3

фронтальные и подгрупповые занятия делятся на: - занятия по формированию лексико-грамматического строя; - занятия по формированию связной речи; - занятия по подготовке к обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание"день за днем развиваемся и растем"

Родительское собрание в младшей группе «Наша жизнь день за днем»ДОБРЫЙ ВЕЧЕРУВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Сегодня мы с вами собрались на нашу первую семейнную встречу. Мы ралы вас видеть и хотим пожелать, ...

родительское собрание"день за днем говорим и растем"

Добрый вечер!Уважаемые родители!Сегодня мы с вами собрались на нашу вторую встречу,тема которой»День за днем говорим и растем»1.Немного о науки Речь-основное средство общения между людьми. С пом...

Родительское собрание на тему: «День за днем говорим, растем»

Цели: создание условий для речевого развития детей  3 – 4 лет; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей младшего...

Родительское собрание "День за днем говорим и растем"

На родительском собрании обсуждалось:1.Немного о науки.2.Упражнения необходимые для произношения звуков речи и правильно выработке речевого дыхания.3. Работа с пластилином, раскрашивание раскрасо...

Рекомендации для родителей "День за днем говорим и растем"

Исключительно активная роль в обучении малыша умению думать и говорить пренадлежит нам - взрослым....

Памятка для взрослых "День за днем говорим и растем"

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка....

Проект "День за днем говорим и растем"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Адаптация детей к условиям ДОУ. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияРазвивать нав...