Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)

Аминева Назифа Ришатовна

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей  подготовительного дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_akter.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

города Когалыма «Золушка»

ПРИНЯТА

решением совета                                       Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка»

Протокол от « »2020 г.  №

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

города Когалыма «Золушка»

от «  »2020 года  №

Дополнительная общеобразовательная                                                                                                                                   общеразвивающая программа

кружка художественно-эстетической направленности

«Юный актер»

Уровень: базовый

Возраст обучающихся:6 -7 лет

Срок реализации: 1год

Разработчики воспитатели :

Аминева Назифа Ришатовна

Апликаева Ирина Анатольевна

г. Когалым 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Учебный план…………………………………………………………………5
3. Содержание учебного плана…………………………………………………5
4. Календарный учебный график……………………………………………….8
5. Методическое обеспечение…………………………………………………..9
6. Список литературы…………………………………………………………....9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В современной педагогике постепенно дидактическая направленность занятий заменяется развивающей. Под этим следует подразумевать в первую очередь то, что не только непосредственно психологи, но и учителя-практики начинают понимать и видеть реальные результаты проводимой ими образовательной и воспитательной деятельности в формировании личности ребенка, развитии его интересов, творческого потенциала и способностей.

Привычку к выразительной публичной речи можно выработать у человека, с ранних лет приобщая его к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в реализации этой задачи оказывают театрализованные занятия. Дети всегда с восторгом воспринимают их, любят их посещать. В сказках, рассказах, пьесах решается проблема добра и зла, смелости и трусости, честности и лжи. Благодаря таким произведениям ребенок не только умом воспринимает окружающий мир, но и пропускает события через свое сердце. При этом он не только познает, но и выражает сложившееся у него отношение к проблемам. Возраст 3-6 лет является периодом формирования основ творческой личности, во время, которого осознаются моральные нормы, принятые в обществе

Актуальность.

  Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

 Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
  Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Цель программы – развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы один год.
Уровень Программы: базовый
Объем и срок реализации Программы 50 часов, с 4 ноября по 29 апреля.
Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – беседа, пантомимические этюды и игры, разыгрывание сказок, сценок; драматизации сказок.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность
занятия – 30 минут.

2.Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма  аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Театрально-игровая деятельность

2

1

1

Игровой практикум

2.

Музыкально-творческое

8

4

4

Игровые упражнения

3.

Художественно-речевая деятельность.

14

7

7

Этюды на выразительность жеста

4.

Основы театральной культуры. 

16

8

8

Этюды на выразительность передачи образа

5.

Работа над спектаклем

10

5

5

Инсценировка сказки

Итоговое занятие

1

Разыгрывание сказок, сценок

Итого 50 ч.

2.1. Содержание Программы

Раздел I. Театрально-игровая деятельность.

Теория 1(ч.) Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Практика (1 ч.). Игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Раздел II. Музыкально-творческое.

Теория (4ч.) Включает в себя комплексные ритмические,

музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Практика (4 ч.) Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

Раздел III.  Художественно-речевая деятельность.

Теория (7ч.) Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Практика (7 ч.)  Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

Раздел IV. Основы театральной культуры. 

Теория (8 ч.) Призвано обеспечить условия для

овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.

Практика (8 ч.) 

- Что такое театр, театральное искусство;

- Какие представления бывают в театре;

- Кто такие актеры;

- Какие превращения происходят на сцене;

- Как вести себя в театре.

Раздел V. Работа над спектаклем.

Теория (6 ч.) Базируется на сценариях и включает в себя темы

«Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

Практика (6 ч.)  Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально - пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с

детьми). К работе над спектаклем планируется привлечение родителей (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Итоговое занятие. Построение, программирование, демонстрация и презентация своей
модели.
Практика (1 ч.)

2.2. Планируемые результаты:

Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым

для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.

Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей,

чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое

взаимодействие с другими персонажами.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о

просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою

точку зрения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное

состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать

сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –

владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о

театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

.

2.3. Форма аттестации (контроля)
-

Вид
контроля

Время
проведе
ния

Цель проведения контроля

Формы и
средства
выявления
результата

Формы
фиксации и
предъявлени
я
результата

Стартовая
диагностика

Ноябрь

оценка исходного уровня
знаний на первом году
обучения в начале учебного

опрос

Промежуточн
ая аттестация

Январь

оценка качества усвоения
воспитанников содержания
конкретной программы по
итогам учебного периода
(полугода, года).

наблюдение,
опрос

Пантомимические этюды и упражнения

Итоговый
контроль

Апрель

оценка уровня достижений
воспитанников, заявленных в
образовательных программах,
по окончанию всего курса
образовательной программы.

наблюдение,
опрос

Итоговое
занятие

2.4. Методические материалы

Методические материалы
Методов обучения

  • беседа;
  • разыгрывание сказок, сценок;
  • драматизации сказок;
  • ролевые диалоги по иллюстрациям;
  • имитационные этюды;
  • этюды на выразительность передачи образа;
  • этюды на выражение основных эмоций;
  • пантомимические этюды и игры;
  • упражнения на выразительность движений и мимики;
  • упражнения на интонационную выразительность;
  • игровые упражнения;
  • отгадывание загадок;
  • рассматривание картинок по сказкам;
  • проблемные ситуации;
  • подвижные игры;
  • танцы;
  • слушание музыкальных фрагментов;
  • самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.


Используемые технологии:
 технология индивидуализации обучения;
 технология программированного обучения;
 модульного обучения;
 проблемного обучения;
 игровой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебных занятий:
 беседа;
 игры и упражнения;
 драматизация

Календарный учебный график

Продолжительность -  30 минут

 

№ п/п

Направление деятельности

Руководитель

День недели

Время, ч.

1

«Юный актер» 

Воспитатели

Аминева Н. Р.

Апликаева И. А.

Среда-Четверг

15.30 – 16.00

Материально-технические условия реализации программы

Направления развития

Помещения и их оснащение

Социально –коммуникативное развитие

Игровой центр в группе

Театральный уголок

Книжный уголок

Уголок ИЗО

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный зал

Кадровое обеспечение реализации Программы

Программу реализует педагог, имеющий  среднее – профессиональное  образование, прошедший курсы повышения квалификации по теме: «Система образовательного процесса в ДОУ в условиях ведения ФГОС», музыкальный руководитель

Список литературы

1. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр – творчество

дети», М., АРКТИ, 2004 г.

2. Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 1991г.

3. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду»,

4. Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр- дошкольникам»

5. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа "Театр-творчество-дети:

6. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Дошк. воспитание - 1996 - №8 - с. 9-18; №9 - с. 14-20; №11 - с.7-13.

7. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика – Синтез, 2008 год.

8. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»

9.Гончарова О.В. «Театральная палитра».

10.Антипина Е.А. «Кукольный театр в детском саду»

11.Крюкова С.В.Слободянник Н.П. Программа-«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

12.Васькова О.Ф. Политыкина А.А. «Сказкатерапия».

13.Агапова И.А. Давыдова.М. «Театрализованные занятия и игры в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

План – программа «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Настоящая программа составлена с учетом реализации  интеграционных  связей между образовательными областями, она описывает планирование  и организацию театрализованной деятельности дете...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Изумрудный город»...