Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Котова Татьяна Викторовна

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи Программы:

·                   Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

·                   Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

·                   Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

·                   Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

·                   Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.

·                   Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_office_word.docx247.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 70 «Солнечный город»

630126 г. Новосибирск, ул. Выборная, 113/2, тел.: 209-04-22,

e-mail: s_gorod@mail.ru

________________________________________________________________________

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол №

от «___»_______________201__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ д/с № 70

____________Е.А. Кондратьева

приказ №___________

от «___»____________201__ г.

001.png

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы «Капитаны» МАДОУ д/с №70

«Волшебный мир театра»

Авторы - составители:

Котова Т.В. воспитатель группы «Капитаны»

                                    Деревенец С.Ю. воспитатель группы «Капитаны»

Новосибирск, 2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

3

  1. Пояснительная записка

3

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста

5

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

5

2 Содержательный раздел

6

2.1 Описание образовательной деятельности

6

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

9

3 Организационный раздел

12

3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

12

3.2 Кадровый потенциал

13

3.2 Материально – техническое обеспечение Программы

14

3.4 Планирование образовательной деятельности

14

3.5 Методические материалы и средства обучения

21

Приложение 1

22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы «Капитаны» МАДОУ д/с №70 «Волшебный мир театра» (далее Программа) разработана на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г.Миланович «Театр - творчество - дети», в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с №70, а также в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
  2. Приказ Министерства  образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
  4. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Новизна Программы заключается в том, что:

  • в театрализованные игры включены беседы об истории театра, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т.д.;
  • дети знакомятся с более новыми видами театральных кукол: театр на ложках, театр на фартуках, театр на стаканчиках и др.;
  • репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;
  • родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи Программы:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В основу программы заложены следующие принципы:

1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

1.1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста

Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.

Характеристика детей от 5 до 6 лет

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.  В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Формируются начальные представления о видах театра и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми авторами произведений, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

Характеристика детей от 6 до 7 лет

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В ходе освоения Программы ребенок:

— разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

— чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

— выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

— знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

— знает некоторые приемы и манипуляции и применяет их в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, марионеток и др.

— имеет представление о театре, театральной культуре, истории театра; устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

      2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности.

Программа является комплексной, с приоритетным направлением социально – личностного развития детей. В Программе предусмотрена интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
  • «Познавательное развитие». Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о его истории, театральных профессиях и т.д.
  • «Речевое развитие». Развивается чёткая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
  • «Художественно- эстетическое развитие». Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

Содержание программы включает четыре основных блока:

1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.

2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

3. «Основы кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на стаканчиках и др.)

4.«Работа с родителями».Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.

Образовательные технологии, применяемые в программе:

  • игровая технология;
  • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные принципы проведения театрализованной деятельности:

Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:

  • Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  • Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
  • Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
  • Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
  • Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
  • Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
  • Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
  • Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

Направления деятельности:

  • 1.  Театрализованные игры.
  • 2.  Рассказы воспитателя о театре.
  • 3.  Организация спектаклей.
  • 4.  Беседы-диалоги.
  • 5.Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к   спектаклям.
  • 6.  Чтение литературы.
  • 7.  Оформление альбома о театре.
  • 8.  Показ представлений.

Методические приемы:

  • Беседы проводятся с целью освоения нового материала
  • Театрализованные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
  • Словестные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий.
  • Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
  • Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
  • Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения.  А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основные формы работы с родителями:

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Шестой год жизни

Месяц

Содержание образовательной работы

Задачи

Октябрь

Оформление родительского уголка. Консультация «Посещение театра всей семьёй».

Создать у родителей интерес к театральной деятельности.

Ноябрь

Оформление родительского уголка- консультация «Домашний театр».

Научить использовать разные виды театра в домашних условиях.

Декабрь

Оформление родительского уголка- консультация «Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений».

Познакомить родителей с театрализованными играми, помогающими в преодолении речевых нарушений.

Январь

Конкурс на лучшую афишу для нашего спектакля.

Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

Февраль

Совместная работа с родителями  над костюмами для театрального уголка.

Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе.

Март

Мастер- класс «Кукольный театр своими руками»

Рассказать о способах изготовления театра.

Апрель

Выставка « Лучший кукольный театр своими руками»

Привлечь к участию в совместных с детьми выставках

Май

Работа (совместно с родителями) над альбомом «Всё о театре»

Рекомендации родителям на летний период.

1.учить детей обобщать полученный опыт;

2.развивать эстетический вкус в оформлении альбомов.

Седьмой год жизни

Октябрь

Оформление родительского уголка – консультация «Театр и дети».

Продолжать создавать у родителей интерес к театрально – игровой деятельности.

Ноябрь

Совместная работа с родителями  над костюмами для сказки.

Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе.

Декабрь

Конкурс рисунков «Волшебный мир театра»

Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

Январь

Оформление родительского уголка - Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру».

Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка.

Февраль

Оформление родительского уголка - консультация для родителей: «Чтобы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего театра.

Повышать компетентность родителей.

Март

Оформление родительского уголка- познакомиться с афишами новосибирских  театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.

Организовать совместно с родителями праздник «День театра».

Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам. 

Апрель

Оформление родительского уголка – папкой - передвижкой «Кукольный театр своими руками».

1. воспитывать любовь к творческой деятельности.
2.воспитывать эстетический, художественный вкус.

Май

Совместное с родителями изготовление стенда  «Поговорим о театре»(стихи, тематические фотографии, интересная информация, творчество детей – рисунки, аппликации, советы, памятки о поведении в театре и т.д.)

Рекомендации родителям на летний период.

1.учить детей обобщать полученный опыт;

2.развивать эстетический вкус в оформлении стендов.

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Обязательным условием развития творческих способностей дошкольников является самостоятельная деятельность в театрализованной деятельности.

  • При оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности.
  • Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материал.
  • Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.

Обязательными составляющими театральных уголков должны быть:

театрально-игровое оборудование:

  • большая складная ширма,
  • маленькая ширма для настольного театра,
  • фланелеграф,
  • простейшие декорации,
  • стойка-вешалка для костюмов.

Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.

Разные виды кукольного театра:

  • театр картинок,
  • театр игрушки,
  • театр масок,
  • пальчиковый,
  • перчаточный,
  • театр Би-ба-бо,
  • театр марионеток,
  • теневой театр фигур,
  • тростевые куклы,
  • куклы с живой рукой и др.

Технические средства обучения:

  • аудиозаписи музыкальных произведений,
  • записи звукошумовых эффектов,
  • музыкальные игрушки,
  • видео-фонотеки литературных произведений.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

  • волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента);
  • волшебный колпачок(обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
  • волшебная дудочка(играет – все танцуют, не могут остановиться);
  • волшебная палочка(для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
  • волшебный мешочек(из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
  • волшебный стаканчик(в нем может быть любой напиток – обыгрывание этюдов на память физических действий, развитие мимики);
  • волшебная маска(превращение в любого героя, действие от его имени);
  • волшебное зеркальце(ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии,  воображения;
  • волшебная скатерть(дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста;
  • волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).

Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из любого вида театра. Это, своего рода, кукла-зазывалка.

 3.2Кадровый потенциал

Воспитатели: убежденность в целесообразности театрализованной деятельности в детском саду; компетентность в реализации парциальной программы; совершенствование в театрализованной деятельности.

Заведующий организует предметно-развивающую среду; старший воспитатель обеспечивает методической литературой; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар.

              3.3 Материально- техническое обеспечение программы

Оснащение МАДОУ д/с № 70 для организации театрально- игровой деятельности.

Помещение

Оснащение

Кол- во

Группа «Капитаны»

-большая складная ширма

-маленькая ширма для настольного театра

-фланелеграф

-стойка- вешалка для костюмов

-костюмы, парики, атрибуты для постановки сказок

-театр картинок

-театр игрушек

-театр масок

-пальчиковый театр

-теневой театр

-театр марионеток

-театр Би-ба-бо

-аудиозаписи музыкальных произведений

-видео- фонотека литературных произведений

-музыкальные игрушки

-музыкальный центр

- 1шт.

-1 шт.

- 1 шт.

-1 шт.

-для 3сказок

-5 шт.

-4 шт.

-8 шт.

-3 шт.

-2 шт.

-1шт.

-4 шт.

-15 дисков

-12 дисков

-1шт.

3.4 Планирование образовательной деятельности

1. Групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 минут.

2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.

Содержание образовательной деятельности по возрастам.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Месяц

Блок

Содержание образовательной работы

Задачи

сентябрь

Знакомство с детьми, наблюдение, оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей.

Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности.

Составление плана работы.

Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты.

октябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа-диалог «Мы идём в театр» и  посещение театра

1. активизировать творческие проявления детей;

2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового.

«Театральная игра»

Создание «Центра театрального искусства»

пополнить его различными костюмами, масками, атрибутами для драматизаций и т.д.

«Основы кукольного театра»

Знакомство с ширмой

рассказать  об устройстве и назначении театральной  ширмы.

ноябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа с детьми «Рождение спектакля»

1.активизировать познавательный интерес к театральным профессиям;

2.познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник.

3.воспитывать желание узнать новое.

«Театральная игра»

Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Театральный центр пополняется словарём театральных терминов.

1.развивать у детей умение пользоваться жестами;

2.развивать двигательные способности детей;

3.побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).

«Основы кукольного театра»

Этюды - «Заяц и медведь», «Медведь и лиса» и т. д.

формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

декабрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему «Удивительный мир кукол»

познакомить с видами кукол и способами действия с ними.

«Театральная игра»

Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.

Отгадывание загадок, с изображением их героев

развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.

отработка показа образов животных с помощью выразительных  движений;

развивать творчество, воображение и фантазию.

«Основы кукольного театра»

Этюды «В гости к Маше», «Собака и медведь» и др.

обучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра.

январь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему « Театр снаружи и изнутри» (фото, иллюстрации с изображением театров)

1.познакомить детей с устройством театрального здания;

2.обогащать словарь детей.

«Театральная игра»

Знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка»:

Распределение ролей

учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию.

1.учить детей дружно и согласованно договариваться;

2.воспитывать чувство коллективного творчества.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Дед и репа», «Две мышки» и др.

познакомить детей с приёмами вождения верховых кукол.

февраль

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему: «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках и т.д.)

Познакомить детей с новыми, неординарными видами театров.

«Театральная игра»

Репетиции  сказки «Заюшкина избушка»

1.отработать диалоги, выразительность и интонацию;

2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой» и др.

продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме.

март

«Основы театральной азбуки»

Экскурсия в кукольный театр.

Закрепить полученные знания о театре и правилах поведения в нём.

«Театральная игра»

Показ  сказки «Заюшкина избушка»

1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями;

2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением детям и воспитателям.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» и др.

обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

апрель

«Основы театральной азбуки»

Просмотр отрывков видео спектаклей разных видов театров.

Приобщение детей к миру театра.

«Театральная игра»

Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»

1.создать положительный эмоциональный настрой;

2.упражнять детей в подборе рифм к словам;

3.поощрять совместное стихосложение.

«Основы кукольного театра»

Этюды «К нам пришёл зайчик», «Кот и петушок» и др.

закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.

май

«Основы театральной азбуки»

Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале.

«Театральная игра»

Театральные игры по выбору детей.

1. развитие творческих способностей детей.

2. развитие инициативы, самостоятельности.

«Основы кукольного театра»

Этюды «К нам в гости пришёл клоун», «Танец Алёнушки» и др.

познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Месяц

Блок

Содержание образовательной работы

Задачи

сентябрь

Оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей.

Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности.

Составление плана работы.

Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты.

октябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа-диалог «Кто придумал театр» и  посещение театра

1. активизировать творческие проявления детей;

2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового.

«Театральная игра»

     Знакомство детей со сказками «Золушка», «Симбад-Мореход», «Соловей-разбойник» и др.

Распределение ролей

учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию.

1.учить детей дружно и согласованно договариваться;

2.воспитывать чувство коллективного творчества.

«Основы кукольного театра»

Продолжать знакомство с ширмой

пополнять знания  об устройстве и назначении театральной  ширмы.

ноябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа с детьми «Знакомство с музыкальными театрами»

1.дать представление о разнообразных жанрах музыкального театр, таких как «опера», «балет», «мюзикл», «музыкальная сказка»;

2.воспитывать желание узнать новое.

«Театральная игра»

Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

1.развивать у детей умение пользоваться жестами;  

2.развивать двигательные способности детей;

«Основы кукольного театра»

Этюды - «А Коток, Коток, Коток», «Гусёнок пропал» и т. д.

Репетиции музыкальной сказки «В гостях у сказки»

продолжатьформировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

1.отработать диалоги, выразительность и интонацию;

2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений.

декабрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему «Театры нашего города»

познакомитьс театрами Новосибирска.

«Театральная игра»

Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.:

Показ музыкальной  сказки «В гостях у сказки» родителям

развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.

1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями;

2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Жадина», «Дырки в сыре» и др.

продолжатьобучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра.

январь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему «Знакомство с театрами разных стран» (фото, иллюстрации с изображением театров)

1.познакомить детей с театрами разных стран, обратить внимание на неординарность архитектуры;

2.обогащать словарь детей.

«Театральная игра»

 Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Медвежонок - невежа», «Котик» и др.

продолжатьзнакомить детей с приёмами вождения верховых кукол.

февраль

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему: «Зрительская культура»

закреплять правила поведения в театре,формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

«Театральная игра»

"Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра.

побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.

«Основы кукольного театра»

Этюды «У бабушки козёл», «Слонёнок пошёл учиться» и др.

Изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.

продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме.

развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

март

«Основы театральной азбуки»

Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др.

приобщение детей к миру музыкального искусства.

«Театральная игра»

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”.

учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Кот- бездельник», «Чудаки» и др.

обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок( стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

апрель

«Основы театральной азбуки»

Памятка в родительский уголок «Театр- помощник в воспитании ребенка»

Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка.

«Театральная игра»

Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк».

развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Где ты брат Иван?», «Летел соколок» и др.

закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.

май

«Основы театральной азбуки»

Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале.

«Театральная игра»

Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»:

1.создать положительный эмоциональный настрой;

2.упражнять детей в подборе рифм к словам;

3.поощрять совместное стихосложение.

«Основы кукольного театра»

Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

совершенствовать приёмы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.

3.5.  Методические материалы и средства обучения.

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

6.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.

8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети»

9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

11. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

12. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

Приложение 1

При анализе результативности работы по данной Программе используются следующие методика:

«Критерии оценки театрально- игровой деятельности» Н. Д. Сорокина

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки ).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.
  4. Этюды с куклами
  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

Оценка знаний, умений и навыков детей

0 - отлично

Х - хорошо

У-удовлетворительно

Н - неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей  подготовительного дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования «Раз – ступенька, два ступенька…» для детей старшего дошкольного возраста

Содержание программы Паспорт программы Пояснительная запискаЭтапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОСХарактеристика особенностей развития детейКомплекс...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Изумрудный город»...