Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребёнком как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности
консультация

Демидова Татьяна Витальевна

В ФГООС ДО результат дошкольного образования сформулирован как целостные ориентиры, в качестве которых выступают психологические характеристики ребенка, отражающие его личностное развитие. Первой из них выступает инициатива и самостоятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребёнком как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности

В ФГООС ДО результат дошкольного образования сформулирован как целостные ориентиры, в качестве которых выступают психологические характеристики ребенка, отражающие его личностное развитие. Первой из них выступает инициатива и самостоятельность ребенка.

Какого же ребенка можно считать инициативным?

Инициативного ребенка отличают содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности, хорошо развитое воображение, уверенность в себе, умение взаимодействовать с другими людьми (сверстниками, взрослыми), ориентация в социальных нормах и правилах поведения.

Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Чтобы развивать инициативность ребенка, нужно поддержать его деятельностные проявления, поощрять активность и инициативы.

Условием развития инициативного поведения у ребенка является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Как отмечают исследователи, педагогу важно воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями и интересами. Недопустимо ограничивать общение с детьми только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением развивающих задач или режимных моментов. Педагогу необходимо чаще разговаривать с детьми, интересоваться их настроением, планами сегодняшней жизни в детском саду, использовать для такого общения все подходящие моменты повседневной жизни.

Установлено, что существует тесная связь между инициативой воспитателя при общении к детям и возникновением инициативного поведения детей. Частые индивидуальные эмоциональные обращения педагога стимулируют активность ребенка. Возникает возможность влиять на его позицию, на освоение интереса к окружающему. При том дружелюбное, открытое поведение воспитателя вызывает подобное поведение и у детей на основе подражания.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны семи силами поддержать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может блокироваться, если взрослые (родители, воспитатели) не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно будут опекать или наказывать его.

Для развития инициативности у детей дошкольного возраста рекомендуется:

  1. давать простые задания для развития уверенности в своих силах (снимать страх «не справлюсь»);
  2. давать интересные задания или задания, где у ребенка есть личный интерес что- то делать;
  3. поддержать инициативы ребенка, показывать свою заинтересованность в них.

Воспитателям важно оказывать дошкольнику поддержку в его начинаниях. Например, следует обратить внимание на то, что интересует ребенка. С этой целью педагогу следует выявлять детские интересы через наблюдения за предпочтениями детей, беседы с ребенком.

Приведем несколько вариантов, которые помогут воспитателю глубже понять то, что интересует конкретного ребенка.

Ситуация «что мне интересно?»

Педагог предлагает детям рассказать о том, что им интересно. Чтобы получить более полную информацию, задает три вопроса: «Что вам интересно делать?», «Чем вы любите заниматься в детском саду?», «Что хотите узнать?». Ответы детей записываются. На основе анализа степени активности ребенка в процессе беседы и анализа содержания детских ответов делается вывод об особенностях содержания детских интересов и степени проявления ими любознательности.

Образовательная ситуация «Копилка интересов».

Педагог показывает детям привлекательную коробочку или шкатулку и говорит, что это копилка интересов. Предлагает собрать в нее все детские интересы, спрашивает детей: «Что вам интересно делать?», «Чем вы любите заниматься?», «Что хотите узнать?». Ответы детей записываются и помещаются в копилку. Педагог имеет возможность проанализировать полученные данные, разделить их на группы интересов.

Содержание детских интересов следует отразить в предметно- пространственной среде, дающей дошкольнику возможность накапливать и обогащать опыт разнообразной деятельности и самостоятельных выборов. Однако развивающая среда обеспечит разнообразные возможности выбора для старших дошкольников и будет способствовать развитию инициатив ребенка в том случае, если будет организована с учетом конкретных интересов и склонностей воспитанников группы, если будет обеспечено включение старших дошкольников в процесс ее создания и преобразования.

В своей практической деятельности, я заметила, что дошкольники редко являются активными участниками организации и изменения предметно- пространственной среды группы. Например, вопрос к ребенку «Что бы ты хотел изменить в обстановке нашей группы, что переставить, то новое внести, что убрать?» обычно вызывал один и тот же ответ; «Ничего. Все хорошо». Из этих ответов я поняла, что ребята привыкли что все изменения в среде идут от «педагога», дошкольники даже не помышляют о возможности собственного участия в ее создании и преобразовании. Поэтому часто дети не способны выбрать себе желаемое занятия, ждут совета воспитателя.

Для развития детских инициатив я включила дошкольников в ее изменение. Я беседовала с детьми о среде группы, выясняя ее достоинства и недостатки (по мнению детей), узнать, какие центры активности им больше нравятся и почему, а какие не нравятся; как дети хотели бы изменить группу. Из ФГОС ДО мы знаем что среда должна быть вариативной, предполагает разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.

Я попыталась включать детей в оформление и среды, размещение в ней материалов, с ними обсуждаю, какие материалы менять, какие оставлять в группе.

Например, многим детям нравилось играть в центре конструирования, но из- за перегруженности полок и набора одинаковых коробок с игровым материалом детям приходилось вытаскивать и открывать коробки, чтобы найти предпочитаемый строительный материал. До этого я поменяла коробки и не успела наклеить маркеры. Я обсудила вместе с ребятами, почему сложно отыскать желаемый игровой материал в таких коробках, что можно сделать, чтобы узнать, что в какой коробке лежит. Настя предложила: «А давайте приклеим на коробки наклейки или картинки с изображением того, что находится внутри». Дети поддержали девочку, стали искать в журналах- каталогах сетевых магазинов «Лента», «Пятерочка», «Магнит» нужные картинки и вместе наклеивать их на коробки. Когда дети наклеили картинки к коробкам с игровым материалом, вдруг обнаружили, что для некоторых игр нужных картинок не нашлось. Тогда Егор и Арсений стали придумывать, как эти игры можно обозначить. Дети решили, что сами нарисуют специальные значки для коробок, оставшихся без картинок. Так, например, контурами фигур они оформили коробку с конструктором, где лежат кирпичи, цилиндры. Позже, во время самостоятельных игр, я услышала, что дети переговариваются между собой о том, кто какую картинку наклеил, что стало лучше, чем было: удобно и понятно, где что лежит.

Потому следует обеспечить дошкольникам педагогическую поддержку, возможность испытать, попробовать разнообразные деятельности, сюжеты, игры, из которых каждый ребенок будет выбирать то, что для него значимее, интереснее, близкое, результативнее.

В связи с этим важно обогащать у дошкольников опыт творческого инициирования. Для этого можно использовать проблемные и творческие задания, обучающие ситуации, в которых дети придумывают и создают нечто новое.

Приведем примеры таких ситуаций.

Игра- дискуссия

Содержание игры заключается в том, что дети выдвигают свой аргумент признак отличия, а педагог опровергает версию детей и приводит антиаргумент.

Игра заканчивается, когда инициатива детей иссякает, и они с трудом выдвигают последнюю версию.

Игра – дискуссия «Чем человек отличается от страуса.

Примерный вариант дискуссии.

Дети. Страус не разговаривает.

Педагог. Значит, немой человек это страус?

Дети. У человека нет крыльев.

Педагог. Значит, если человеку приделать крылья, он станет страусом?

Дети. Страусы не строят себе дом.

Педагог. Значит, пещерные люди были страусами? И разве гнездо птицы нельзя считать домом.

Ситуация «Инициируем детские вопросы».

Берется любая коробочка. В нее помещается небольшой предмет, довольно часто встречающейся в жизни: яблоко, мячик, карандаш и т. д.

Педагог говорит, что в коробочке- сюрприз. Чтобы догадаться, что в ней лежит, нужно задавать вопросы. В случае затруднения педагог помогает: «Спросите, какой формы; для чего нужен этот предмет?».

Таким образом, наиболее значимыми условиями развития детской инициативности являются:

  • обеспечение педагогической поддержки субъектных проявлений ребенка, в том числе инициативности, активности, самостоятельности в повседневной жизни детского сада;
  • предоставление разнообразных выборов в процессе общения и деятельности дошкольников;
  • ориентация на интересы, запросы, возможности ребенка при организации образовательного взаимодействия;
  • создание образовательной среды, способствующей проявлениям субъективности ребенка- дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Современные субъектные практики и проекты как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности

Игрушка развивает, обогащает мир фантазий, радует,  помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, р...