"Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Козлова Виктория Леонидовна

Консультация должна помочь воспитателям грамотно оборудовать музыкальный уголок в группе и правильно организовать музицирование детей в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_na_detskih_muzykalnyh_instrumentah.docx21.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Игра на детских музыкальных инструментах

как вид музыкальной деятельности»

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Это увлекательный и  интересный вид музыкальной деятельности детей. Музицирование позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые, клавишные и ударные.

Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, плоскостная скрипка или балалайка.

Звучащие

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики (во время игры на них действия детей носят только механический характер).

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты.

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.

В процессе обучения у детей формируются  слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается  самостоятельность в действиях ребенка , организованность внимания, а так же воспитывается выдержка, усидчивость и другие волевые качества. Кроме того, игра на детских музыкальных инструментах несёт определенную информацию, знакомит с тембровым звучанием, особенностью расположения клавишей, со способами звукоизвлечения.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.

Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста

к игре на детских музыкальных инструментах.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики:  нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.

Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии. В этом помогают такие способы обучения, как

  • это цветовая система  (цветные клавиши, пластины металлофона),
  • игра по цифрам (наклеенным около каждой пластины металлофона).

Оба способа позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа:

1.Дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; 

2. Подбирают попевки;

3. Исполняют их по своему желанию.4

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками , свободно заниматься творческим музицированием. Для этого необходимо создать специальную предметно-развивающую среду – музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:

  • для воспитателя
  • для детей.

На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон, ксилофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя (например, гармонь).

На нижней полке располагаются маракасы, барабаны, ложки, колокольчики, кастаньеты, музыкальный молоточек, бубны  и т.д.

Все музыкальные инструменты должны быть настроены, иметь красивое звучание. Некачественное звучание засоряет и калечит слуховой опыт ребёнка.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра на детских музыкальных инструментах». Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе

развитие детского исполнительского творчества в игре на детских музыкальных инструментах...

Консультация для родителей "Игра на детских музыкальных инструментах - творческий вид музыкальной деятельности"

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей....

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...