Консультация для родителей "Игра на детских музыкальных инструментах - творческий вид музыкальной деятельности"
консультация по теме

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igre_na_detskih_muzykalnyh_instrumentah.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, С.С.Прокофьев, И.С.Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем. Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом - эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Что такое музыкальность? Понятие «неразвивающаяся  способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.    

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве.         Эти, как их принято называть, специальные или основные музыкальные  способности включают в себя по определению известного специалиста в области фортепианной педагогики Л.А.Баренбойма : звуковысотный слух и ритм.

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии – это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического (высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, т.е. внутреннего слуха);  3 – ритмическое чувство – способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием,  именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Наконец еще один аспект теории – рассматривание музыкальности как определенной структуры, в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по- новому.

Однако, главное, по мнению ученых, заключается в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят многие педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, играть на музыкальных инструментах, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Значит,  чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности  и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности …

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка дошкольника. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б.Астафьев. в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип  и стал методологически определяющим в моей работе по приобщению детей дошкольников к основам инструментального музицирования.

Т.С.Комарова выдвинула свое концептуальное положение о том, что детское творчество – это создание ребенком субъективно нового ( прежде всего для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также в проявлении им инициативы во всем:  придумывание разных вариантов ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, новых игр т.п.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из  музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает. Кто из  педагогов не наблюдал, как ведут себя дети, если им разрешают взять любые музыкальные инструменты? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает,  и музыкальный зал наполнятся какофонией звуков, самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а может и подтанцовывая. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько восторга в глазах детей, как самозабвенно счастье и радость, бьющая через край,  как велико их желание фантазировать, придумывать что-то свое!

        Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении попевок, потешек, песенок, а в последствии и музыкальных произведений.

        В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей.

Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах».

Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Программа синтезирует  в условиях музыкально – игрового общения ритмизированные звучащие жесты, движения, ритмо  и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах.  

          В программе Васильевой, которая является основной в нашем МДОУ и  в  

моей работе по развитию музыкальных способностей детей дошкольников ставятся определенные задачи: развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность, способствовать развитию навыков пения, движений под музыку; игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Л.Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», которая сочетает обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

Ознакомившись с изложенными программами и изучив соответствующую методику и литературу, я пришла к выводу, что элементарное музицирование способствует развитию творческих способностей детей,  и  включила  в практику своей работы элементы программы Т.Тютюнниковой и материалы «Пути педагогического творчества» Т.Боровик.

В работе по развитию музыкальных и творческих способностей я для себя ставлю цель: помочь детям в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Кроме основных задач по программе М.А. Васильевой для развития творческих музыкальных способностей дошкольников я стараюсь выполнять следующие задачи: развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления. Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;  установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно; развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения; формирование качеств, способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.

Интересно высказывание В.Т.Кудрявцева о том, что детство, прежде всего дошкольное, - «единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека». Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того, чтобы шло полноценное развитие  творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания. В процессе своей работы я пришла  к выводу, что такими условиями являются:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку ;

- коллективное обсуждение «продукта творчества» ;

- создание предметно – развивающей  творческой   среды.

        Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, т.к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские способности.

        В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие и музыкальные способности.

        Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм).

        Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренних духовный ритм. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой  инициативы, сознательных отношений между детьми.

        Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах  я стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в аудиозаписи и т.д.

        Обучение игре на музыкальных инструментах в процессе занятий требует немало времени. Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей с учетом возрастных особенностей дошкольников.

        С остальными инструментами, которые используются в оркестре, в отдельных небольших ансамблях, в некоторых музыкально-дидактических играх, знакомлю детей во время индивидуальных занятий. Обучение игре на них осуществляется также в свободное от занятий время.

        Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

        

        Во время музыкальных занятий я с детьми использовала ритмодекламацию, пальчиковые игры и игры с палочками, которые развивают чувство ритма, доставляют малышам много радости и повышают интерес к музыкальным занятиям.        

 Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей. У них появляется желание поиграть знакомые мелодии не только на занятиях, но и в часы досуга. Работая в саду по принципам Карла Орфа, часто применяю для ансамбля шумовые инструменты.

Объединив детей в оркестр, используя разученные на занятиях мелодии проводила индивидуальные занятия. Добивалась от детей выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий.

К концу учебного года дети  овладели практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах. Они знают их названия, характер их звучания, правила пользования, узнают по слуху не только инструмент, но и мелодии знакомых песен и сами повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

Уделяя особое внимание обучению игре на музыкальных инструментах, я тем самым приучаю детей согласованно действовать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами»

Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деяте...

"Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности"

Консультация должна помочь воспитателям грамотно оборудовать музыкальный уголок в группе и правильно организовать музицирование детей в свободное время....

Памятка для родителей "Ирга на детских музыкальных инструментах-творческий вид музыкальной деятольности

Игра на детских музыкальных инструментах-творческий вид музыкальной деятельности....