Семинар – практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»
рабочая программа (средняя группа)

Гришанова Мария Николаевна

Повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prakt_igrovaya_deyatelnost.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Г.О. Клин.

Семинар – практикум для воспитателей

«Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»

(4-5лет)

Воспитатель: Гришанова М.Н.

2019 год.

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

Ход семинара:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

          Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как

                любимой форме игровой деятельности.

 Сюжетно – ролевая игра – хозяйка игрового процесса.

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, ребенок начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Детям очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжет – роль - содержание

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)

Роль взрослого - явная и незаметная.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

3. Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с действиями детей.

Создание предметно-игровой среды

Для того чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. Я предлагаю вам немножко поиграть.

Первое задание. Предлагаю блиц-опрос. Знаете ли вы игры?

Какие атрибуты используются в играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

Главная роль в игре? (водящий)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

Где используются игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур. походов)

Какие физические качества воспитываются в Р. Н. И.? (смелость, ловкость, выносливость)

Откуда берётся речевой материал для игр? (из народного фольклора)

Что является сигналом к действию в игре? (слово).

Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду? (Самостоятельные.)

Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)

Второе задание. Сейчас предлагаю вам пофантазировать, как можно использовать в играх различные предметы.

Бумага (салфетка на стол в кафе, подзорная труба, сложить конверт, еда)

Скакалка (веревка, пожарный шланг, для разделения помещения)

Кубик (машинка, пирожное, домик, чемодан)

Палочка (волшебная палочка, жезл работника ГИБДД, забор, лопатка)

Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «автобус» и «моряки».

 В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр - прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач.

Предполагаемые ответы (учитывать разнообразие, количество ролей):

Вокзал, кассир, пассажир, водитель, мастерская, АЗС, билетер.

Кок, капитан, матрос, радист, боцман, врач и т.д.

Четвертое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм.

Вопросы к кроссворду:

1. Процесс формирования мировоззрения, мораль их качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. (Нравственность)

2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих или чужих действий. (Планирование)

3. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т. п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения. (Подражание)

4. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. (Игра)

5. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия. (Правила)

6. Гимнастика, позволяющая детям через образ изменить поведение или преодолеть негатив. (Психо гимнастика)

7. Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно-воспитательной работы. (Методика)

8. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. (Воспитание)

9. Относительно компактная социальная группа, объединяющая детей, занятых решением конкретной общественной задачи. (Коллектив)

10. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре. (Роль)

11. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями. (Экскурсия)

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Наш семинар подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.

Семинар на тему: «Сюжетно-ролевые игры»

Вопросы к кроссворду:

1. Процесс формирования мировоззрения, мораль их качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих или чужих действий. 

3. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т. п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения. 

4. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. 

5. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия. 

6. Гимнастика, позволяющая детям через образ изменить поведение или преодолеть негатив.

7. Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно-воспитательной работы.

8. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

9. Относительно компактная социальная группа, объединяющая детей, занятых решением конкретной общественной задачи.

10. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре. 

11. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями. 

1. Процесс формирования мировоззрения, мораль их качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих или чужих действий. 

3. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т. п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения. 

4. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. 

5. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия. 

6. Гимнастика, позволяющая детям через образ изменить поведение или преодолеть негатив.

7. Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно-воспитательной работы.

8. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

9. Относительно компактная социальная группа, объединяющая детей, занятых решением конкретной общественной задачи.

10. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре. 

11. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

laquo;Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»...

Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...