Семинар-практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»
материал

Мохно Валерия Геннадьевна

«Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu-26_master_klassy.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»

семинар – практикум для педагогов

в форме организации и проведения семинара – практикума

по теме:

«Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

Подготовил воспитатель: Мохно В.Г.

2018 год

дошкольный возраст это возраст игры.

Если спросить у ребенка: «Что ты любишь делать больше всего?». Большинство детей ответит «Играть!». Дети играют везде, играют дома, играют в детском саду, играют на улице. Игра очень важна для ребенка, поскольку, именно через игры ‚ ребенок познает окружающий его мир, игра помогает усваивать общественный опыт и только в игре, развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра ведущий вид деятельности на протяжении всего детства.

игра - это сложное и интересное явление. Она привлекает внимание не только наших корифеев отечественной психологии, таких как Л.С.Выготский; А.В.Запорожец; Д.Б.Эльконин, которые утверждают, что всестороннее развитие ребёнка происходит только в том случае, если он активно включается в игровую деятельность.

Так же и наши педагоги Н.Я.Михайленко‚ Ф.А.Фрадкина, З.В.Зворыгина, Н.Ф.Комарова, которые рассматривали игру как средство умственного, трудового, физического, эстетическою и нравственного воспитания, но и людей самых различных профессий:

Русский писатель Ю. Нагибин оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взглялы на жизнь, его идеалы.»

Можно сказать, что игра это метод познания действительности Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления самостоятельности‚ находчивости, творчества и индивидуальности.

В чем же заключается индивидуальность?

По определению ученого психолога АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА АСМОЛОВА

- это совокупность..…

русский философ Семен Людвигович Франк считал что…

Да, индивидуумом ребенок рождается, а вот личностные качества не даются ему от рождения и чтобы стать «шедевром», индивидуальностью, личностью, он должен работать над своими внутренними качествами в течении всей жизни. А закладываются эти основы с раннего детства -это период первоначального самораскрытия личности, становления основ индивидуальности.

Мы с вами знаем, что индивидуальность состоит из 5 граней Давайте их вспомним (ответы педагогов). И освежим в памяти их смысл: перед вами лежат листочки с названиями и определениями нужно указать стрелочками. И убедимся в том, что наша память нас не подводит.

Мы знаем, что темперамент зависит от типа ВНД (высшей нервной деятельности)

Давайте вспомним 4 вида высшей нервной деятельности

Ответы педагогов  

И вспомним особенности каждого типа.

Найдем листочки№2 и проделаем те же манипуляции что и с №1

Убедимся в то, что мы все помним

Краткая справка: Самая ранняя из зафиксированных классификаций темпераментов принадлежит Гиппократу. Этот великий философ и врач считал, что основу характера человека составляет смесь в организме человека в определенном соотношении четырех типов жидкостей:

Таким образом, в зависимости от того, какая жидкость преобладает у человека, он относится к тому или иному типу ВНД

Особенности темперамента проявляются уже в младенческом возрасте и каждый из четырёх типов темперамента требуют индивидуального подхода, а так как в разных видах детской деятельности, ведущее место по-прежнему отводится игре, задача педагога обогащать предметно развивающую среду, т.е. создавать условия для игровой деятельности дошкольников

Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм. Одни внимательно только наблюдают за игрой, другие -неуравновешенные‚ легко возбудимые дети. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве. Следовательно, при планировании и организации игры мы должны учитывать индивидуально поведенческие особенности воспитанников.

Небольшой экскурс в методику игры:

Настенно печатная игра «Знатоки методики». (вынимаем номерок и отвечаем на соответствующий вопрос

1.В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а с игрушками и предметами

б настольные, печатные

в словесные.

2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия

3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» (режиссерская игра)

4. Сюжетно дидактическая игра отличается от сюжетно ролевой тем, что в ней (присутствуют счет и измерение)

5.0дно из важнейших условий развития полноценной игры (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)

б.Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре (сюжет)

7.Явление жизни, которое отображается в игре.(тема)

8. Какие игры строятся на основе литературного произведения (игры-драматизации).

Спасибо вернемся к теории

С рождения ребенок обладает индивидуальным природным темпераментом. Он проявляется во всех областях: в скорости мышления, речи, подвижности, манере общения, в выборе игр. То, что заложено природой, практически невозможно изменить. И в то же время темперамент можно научиться контролировать

Уже в педагогической системе основателя педагогики Я.А Каменского в труде «Материнская школа» чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

Правильно подобранная игра не только способствует веселому времяпрепровождению, но и вырабатывает у детей определенные навыки, развивает, учит Так, гиперактивных детей с помощью игр можно научить сдерживать свои эмоции, & стеснительных не бояться всего нового. У медлительных в процессе игры не составит труда выработать быстроту реакции, и так далее и тому подобное. Главное подобрать игру, которая поможет развить слабые стороны темперамента, но при этом не «задавить» сильные.

Ребенок-меланхолик: Не любит нововведений. Новую игру он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к изменениям и принять их. Такой малыш не умеет проигрывать. Потерпев поражение, он обязательно закатит концерт. Кроме того, после проигрыша он потеряет к игре всякий интерес и больше не захочет в нее играть.

Во что играть:

Дети-меланхолики часто страдают от того ‚ что им сложно выразить переполняющие их внутренний мир эмоции. Поэтому важны игры, где ребёнок может дать волю эмоциям

Пантомима и театрализованные игры в этом случае -ваш надёжный помощник. «Расскажи сказку руками» (этюд на раскрепощение).

Без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

Флегматик играет в любые игры, которые ему предлагают сверстники или родители, практически он никогда не проявляет живого интереса к игре и не увлекается процессом. Его вообще сложно чем-то увлечь. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению и живет так, как ему навязывают окружающие. В душе флегматик может протестовать против такого положения вещей, но у него не хватает смелости высказать свое мнение и пойти наперекор.

Во что играть: Чтобы повысить самооценку флегматика и выработать уверенность в себе, следует с особой осторожностью относиться к играм, в которых ребенка может ждать поражение.

Несмотря на внешнее спокойствие, флегматики сложный тип темперамента, требующий к себе особого отношения.

Эти дети малоподвижны, усидчивы, и просто созданы для того, чтобы заниматься деятельностью, требующей усидчивости и аккуратности. Флегматика нужно побудить к посильному движению, решению задачи, проблемы и умению решать эти задачи в коллективе

Игра-пазлы «Помоги Тане».

Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. полученные детали раздают детям каждому ребенку по одной и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей найти отдельные части игрушки и соединить их.

Ребенок-холери: часто нарушает правила игры. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает. Он не любит и не умеет играть в одиночестве. Ему важно, чтобы кто-то видел, как у него хорошо получается. Холерик вспыльчив, он часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и родителями.

Во что играть: Научить такого ребенка играть самостоятельно можно при помощи вымышленных зрителей кукол, мягких игрушек. А снизить возбудимость, успокоить и направить его бьющую через край энергию в мирное русло можно при помощи интеллекгуальных игр, требующих принятия решения. настольный футбол, хоккей, бильярд могут надолго увлечь такого малыша.

Для холериков подходят интеллепуальные логические игры в спокойном ритме:

Воспитатель. В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту), посмотрите, паровозик есть, & вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что -то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)

Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба она согревает, как солнышко, варежки это тоже одежда и т.д.)

Сангвиники - Это самый «игровой» темперамент.0ни обладают врожденной способностью играть и агитировать к игре всех вокруг. Этот малыш прирожденный оптимист и жизнелюб

Увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает от однообразия и часто меняет надоевшие занятия. Он не способен длительное время удерживать свое внимание на одной игре. Если у сангвиника что-то не получается, он не будет расстраиваться и добиваться поставленной цели. Он поступит проще сменит цель. Сангвиник не способен бороться, ему не хватает упорства. Он берет только то, что дается ему без труда.

Во что играть: Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, надо учить его терпеливо добиваться поставленных целей. Для этого подойдут игрушки-трансформеры, дид игры которые имеют множество вариаций и требуют длительной концентрации внимания. Пример такой игры «Танграмм» собери любое средство передвижения.

И в заключении давайте вспомним, что наши мудрые и знаменитые понимал индивидуальностью. И поделимся своими мыслями на эту тему

Упражнение «мудрые мысли».

Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.(А. Г. Асмолов).

Человек может лишь активно собрать себя в личность. (Макс Шелер) М

В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если уйдет лишь один человек в мире ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь вес! (Видья Балан)

Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.(Марлон Брандо)

Необходимо различать два понятия: индивидуальный псдх0д и индивидуализации.

Индивидуальный подход организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Заключение Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы развития воспитанников оказывает существенное влияние на становление эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности детей, формируя готовность к обучению в школе в целом, и обеспечивая каждому воспитаннику активный школьный старт.

По Р. Штайнеру( австрийский психолог и педагог) подлинные пледы детской игры проявятся много позже, во взрослой жизни. «Пронизанная фантазией игра это предшественник человеческой способности, связать с трудом, которым человеку предстоит заниматься в жизни, сердечность и всю полноту своей человечности». И мы, педагоги по мере сил и своих способностей должны в этом помочь нашим воспитанникам стать шедеврами, личностями и просто хорошими людьми.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

Семинар – практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»

Повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в метод...

Семинар практикум для педагогов Театрально - игровая деятельность в ДОУ Форма проведения театральный ринг 2020г

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Семинар - практикум для педагогов Театрально - игровая деятельность в ДОУ (2022г)

Семинар - практикум для педагогов Театрально - игровая деятельность в ДОУ (2022г)...

"Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

        Здравствуйте!     Уважаемые коллеги.         Если спросить у ребенка: «Что ты любишь делать больше ...