Проект "Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями".
проект

Баранова Светлана Александровна

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека,способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

воспитатель

Баранова Светлана Александровна

СП «Детский сад №52»ГБОУ СОШ№26 г. Сызрани

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Формирование нравственной культуры дошкольников

при ознакомлении с русскими народными традициями».

Содержание:

  • Анализ ситуации и актуальность темы.
  • Выявление проблемы по формированию нравственной культуры у детей.
  • Выбор группы участников педагогического проекта.
  • Цели и задачи  по приобщению детей  и их родителей к русской народной культуре, по возрождению народных традиций.
  • Планируемый результат проекта.
  • Система работы, используемая при реализации проекта (поэтапно).
  • Психолого-педагогическое и социальное обеспечение проекта.
  • Материально – техническое обеспечение.
  • Заключение и вывод.
  • Список литературы

Тип проекта: долгосрочный, групповой, творчески-познавательный.

Анализ ситуации и  актуальность темы

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.

Проблема  воспитания подрастающего поколения духовно-нравственного сегодня одна из наиболее актуальных.  Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В связи с этим заметно возросла роль патриотического воспитания детей. В дошкольных учреждениях ведётся работа по формированию нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями.
Что значит быть патриотом своей страны? Нужно знать историю своей страны, народ, его устои, традиции, фольклор. Работая по теме: «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями», считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре  отрывочны и поверхностны, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Следуя теме проекта, я провела исследование, чтобы узнать достаточно ли дети знают русскую народную культуру, фольклор, русские народные промыслы. В течение опроса выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение у детей, а ответы давались однозначные. Знания детей поверхностны. Дети не использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Не все знают названия сезонных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, не знают историю русского народного костюма.

У детей не полные представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.), не достаточны практические навыки в работе с тестом, тканью. Многие ребята не отличают архитектурные сооружения Древней Руси от современных построек. Исходя из этого, я планирую ряд проектов и педагогических и детских по знакомству с народно - обрядовой культурой русского народа. Где же познакомиться с русскими народными промыслами, услышать народные песни, заклички, пословицы и  поговорки, поиграть в русские народные игры, спеть частушки и поплясать «свою удаль показать»?

Конечно же, на русской ярмарке. А как же попасть туда? Вот проблема. Для нас это не проблема. Это же так просто, а мы сами её и организуем в нашем детском саду. Вариантом решения этой проблемы в нашем дошкольном учреждении является организация ярмарок. Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, да звонкими песнями, весёлыми плясками, да шумными играми.

Проект «Русская ярмарка» долгосрочный групповой содержит 2 блока: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЯРМАРКА (проходит перед Новым годом) и ПАСХАЛЬНАЯ ЯРМАРКА (на пасхальной неделе).

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую народную культуру, праздники.

Участники проекта: дети  дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта: Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями. Приобщение  детей к возрождению традиционных народных праздников, обрядов, ремесел, музыкального, художественного и других видов народного творчества; воспитание  чувство гордости патриотизма за своё Отечество.

Задачи проектной деятельности:

1.Дать представление о проведении ярмарки на Руси как народной традиции.

2.Воспитывать уважение к традициям русского народа.

3.Формировать у дошкольников  потребность в сохранении исторических и культурных традиций русского народа.

4.Закреплять знания детей о различных виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек и матрешек, на предметах хохломской, городецкой росписи.

5.Применять эти знания в рисовании, лепке и аппликации (элементы росписей, способы лепки). Закреплять практические навыки в работе с тестом, тканью, украшение головного убора, изготовление самодельных игрушек из соломки и тряпичных кукол.

6.Уточнить знания об истории русского народного костюма, различать головные уборы (женские, девичьи, мужские)

7.Использовать в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения и т. п.

8.Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

9.Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми при работе над проектом.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

  • учебно-методический и демонстрационный материал;
  • Российские символы;
  • художественная литература;
  • уголки по познавательно-практической деятельности
  • музыкальный зал и спортивная площадка
  • спортивный инвентарь и спортивное оборудование;
  • костюмы и маски; музыкальные инструменты;
  • Аудиозаписи колокольного звона, фанфар; р. н. м. «Деревенька», музыка «Гномики». Лотки с изделием народного промысла.
  • атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм;
  • предметы декоративно-прикладного творчества;
  • предметы русского быта;
  • рисунки и плакаты на тему «Ярмарка»
  • фотоальбомы и фотографии;
  • фильмотека и видеотека;
  • необходимый материал для изодеятельности;
  • выпечка и варенья;
  • компьютерная база данных.

Предполагаемый результат:

1. Ярмарка – должна стать традицией в нашем дошкольном учреждении.

2. Дети и их родители должны пополнить свои знания о русских народных праздниках, обычаях, фольклоре и русских мастерах и использовать их в повседневной жизни.

3. Выставка поделок детей  и родителей из самого различного материала. Использована разнообразная техника их изготовления (расписные матрёшки, игрушки и свистульки из глины, поделки из солёного теста, рисунки по теме проекта, украшения и элементы костюмов, расписные доски и подносы).

4. В своих работах дети используют элементы росписей народных мастеров.

5.Итоговое развлечение с участием детей и родителей «Русская ярмарка» с песнями и танцами.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций,  чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1.Опрос.

2.Сбор информации.

3.Подбор дидактического и методического материала.

4. Беседы:  «Русские народные праздники», «История возникновения ярмарки», «Русские народные костюмы», «Мастера на Руси».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Рассматривание иллюстраций по теме проекта и презентация.

3. Изучение художественных элементов, росписей.

4.Знакомство с главными персонажами русских ярмарок (скоморохи, петрушки, зазывалы, коробейники и т.д.).

5. Чтение и разучивание, поговорок, прибауток, потешек, народных песен, танцев, хороводов.

6. Проведение дидактических игр, игр инсценировок, сюжетно ролевых игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей

7. Организация совместной деятельности с детьми, объединение в рабочие подгруппы.

8. Изготовление поделок из глины и соленого теста, рисование, ручной труд.

9. Оформление выставки.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседы с детьми: «Русские народные праздники», «История возникновения ярмарки», «Русские народные костюмы», «Мастера на Руси».

Коммуникативная деятельность

1.Рассматривание иллюстраций по теме проекта и презентация.

2. Чтение русских народных сказок, произведений о русском народном творчестве.

3. Разучивание стихотворения «Русская матрешка», С. Маршак «Мы на ярмарке бывали».

Продуктивная деятельность

1.Рисование на темы: «Веселая ярмарка», «Украсим тарелочку», « Роспись барашка»,  «Козлик», «Матрёшка», «Красивый платок», «Русский самовар», «Хохломские узоры», «Ложки деревянные», «Русский хоровод» и т.п.

2.Лепка на темы: «Дымковские игрушки», «Русские матрёшки», «Что нам осень подарила», «Свистулька», « Дымковская барышня»  «Матрёшки».

3.Аппликация: «Открытка-приглашение на ярмарку», «Коробочка»,«Корзина».

Музыкально-художественная деятельность

1.Разучивание танца «Русская кадриль»

2.Пение песен: «Веснянка», «Калинка», «Как у наших у ворот» «Заинька, поскачи».

Игровая деятельность

1.Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Дом», «Семья», «Едем на ярмарку», «На базаре», «Магазин».

Дидактические игры:

«Чьи это узоры», «Одень куклу на праздник», «Угадай, какой это праздник»,

«Назови ласково», «Как называется эта роспись».

Игры – инсценировки:

«В гостях у Дуняши», «У самовара я и моя мама».

Работа с родителями:

1.Изготовление костюмов, матрёшек для росписи, выпечки, семейные поделки из овощей и фруктов.

2.Экскурсии с детьми в городской музей.

3.Участие в выставке «Русь моя родная».

4.Изготовление книжек - малюток о народных промыслах (на выбор родителей)

5. Участие в городских народных праздниках.

3 этап. Заключительный

Итог проекта:

1.Выставка рисунков, подделок.

2.Досуговое мероприятие «Русская ярмарка».

В проекте могут участвовать дети разных возрастных групп. И поэтому тематика игр, изобразительной деятельности, музыкальный репертуар  педагоги подбирают согласно возрасту детей  и программным требованиям.

Вывод: проведенная работа по теме «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями» показала свою высокую практическую значимость. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка. Проект ярмарки удался, цели были достигнуты, задачи выполнены.  Подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх. При подготовке проекта происходило преображение робких, застенчивых детей в более раскрепощенных, инициативных.

Список литературы:

1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7

2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность   дошкольников.2008г.      

3.Образовательные проекты в детском саду. Н.А.Виноградова,  Е.П.Панкова.2008г.

4.Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.    Н.Г. Зеленова,  Л.Е. Осипова. Скрипторий 2006.

5. О русской истории и культуре. Панченко А. М. из-во Азбука.
6.Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.

О.А. Ботякова, из. Детство-Пресс -2010г.

7.  А.Попова « Развитие детей в русской народной культуре» 

8.А.Е.Клиентов «Народные промыслы»

9.Проектный метод в детском саду» Л.Л. Тимофеева «Детство- Пресс» 2011

10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. АРКТИ 2012

11. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»

Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....

«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»

Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...

«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»

Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...

Проект " Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре"

ПРОЕКТДуховно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре...

Патриотическое воспитание дошкольников с опорой на ознакомление с русскими-народными традициями и праздниками

В статье раскрывается необходимость  создания условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Использование элементов русского-народного фольклора в работе с деть...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами

Старший дошкольный возраст – это  один из важнейших  этапов  в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка.  В этот возрастной период у детей закла...