Проект "Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями".
проект
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека,способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
воспитатель
Баранова Светлана Александровна
СП «Детский сад №52»ГБОУ СОШ№26 г. Сызрани
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему: «Формирование нравственной культуры дошкольников
при ознакомлении с русскими народными традициями».
Содержание:
- Анализ ситуации и актуальность темы.
- Выявление проблемы по формированию нравственной культуры у детей.
- Выбор группы участников педагогического проекта.
- Цели и задачи по приобщению детей и их родителей к русской народной культуре, по возрождению народных традиций.
- Планируемый результат проекта.
- Система работы, используемая при реализации проекта (поэтапно).
- Психолого-педагогическое и социальное обеспечение проекта.
- Материально – техническое обеспечение.
- Заключение и вывод.
- Список литературы
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творчески-познавательный.
Анализ ситуации и актуальность темы
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.
Проблема воспитания подрастающего поколения духовно-нравственного сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В связи с этим заметно возросла роль патриотического воспитания детей. В дошкольных учреждениях ведётся работа по формированию нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями.
Что значит быть патриотом своей страны? Нужно знать историю своей страны, народ, его устои, традиции, фольклор. Работая по теме: «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями», считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры. Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Следуя теме проекта, я провела исследование, чтобы узнать достаточно ли дети знают русскую народную культуру, фольклор, русские народные промыслы. В течение опроса выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение у детей, а ответы давались однозначные. Знания детей поверхностны. Дети не использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Не все знают названия сезонных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, не знают историю русского народного костюма.
У детей не полные представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.), не достаточны практические навыки в работе с тестом, тканью. Многие ребята не отличают архитектурные сооружения Древней Руси от современных построек. Исходя из этого, я планирую ряд проектов и педагогических и детских по знакомству с народно - обрядовой культурой русского народа. Где же познакомиться с русскими народными промыслами, услышать народные песни, заклички, пословицы и поговорки, поиграть в русские народные игры, спеть частушки и поплясать «свою удаль показать»?
Конечно же, на русской ярмарке. А как же попасть туда? Вот проблема. Для нас это не проблема. Это же так просто, а мы сами её и организуем в нашем детском саду. Вариантом решения этой проблемы в нашем дошкольном учреждении является организация ярмарок. Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, да звонкими песнями, весёлыми плясками, да шумными играми.
Проект «Русская ярмарка» долгосрочный групповой содержит 2 блока: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЯРМАРКА (проходит перед Новым годом) и ПАСХАЛЬНАЯ ЯРМАРКА (на пасхальной неделе).
Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую народную культуру, праздники.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями. Приобщение детей к возрождению традиционных народных праздников, обрядов, ремесел, музыкального, художественного и других видов народного творчества; воспитание чувство гордости патриотизма за своё Отечество.
Задачи проектной деятельности:
1.Дать представление о проведении ярмарки на Руси как народной традиции.
2.Воспитывать уважение к традициям русского народа.
3.Формировать у дошкольников потребность в сохранении исторических и культурных традиций русского народа.
4.Закреплять знания детей о различных виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек и матрешек, на предметах хохломской, городецкой росписи.
5.Применять эти знания в рисовании, лепке и аппликации (элементы росписей, способы лепки). Закреплять практические навыки в работе с тестом, тканью, украшение головного убора, изготовление самодельных игрушек из соломки и тряпичных кукол.
6.Уточнить знания об истории русского народного костюма, различать головные уборы (женские, девичьи, мужские)
7.Использовать в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения и т. п.
8.Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
9.Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми при работе над проектом.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
- учебно-методический и демонстрационный материал;
- Российские символы;
- художественная литература;
- уголки по познавательно-практической деятельности
- музыкальный зал и спортивная площадка
- спортивный инвентарь и спортивное оборудование;
- костюмы и маски; музыкальные инструменты;
- Аудиозаписи колокольного звона, фанфар; р. н. м. «Деревенька», музыка «Гномики». Лотки с изделием народного промысла.
- атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм;
- предметы декоративно-прикладного творчества;
- предметы русского быта;
- рисунки и плакаты на тему «Ярмарка»
- фотоальбомы и фотографии;
- фильмотека и видеотека;
- необходимый материал для изодеятельности;
- выпечка и варенья;
- компьютерная база данных.
Предполагаемый результат:
1. Ярмарка – должна стать традицией в нашем дошкольном учреждении.
2. Дети и их родители должны пополнить свои знания о русских народных праздниках, обычаях, фольклоре и русских мастерах и использовать их в повседневной жизни.
3. Выставка поделок детей и родителей из самого различного материала. Использована разнообразная техника их изготовления (расписные матрёшки, игрушки и свистульки из глины, поделки из солёного теста, рисунки по теме проекта, украшения и элементы костюмов, расписные доски и подносы).
4. В своих работах дети используют элементы росписей народных мастеров.
5.Итоговое развлечение с участием детей и родителей «Русская ярмарка» с песнями и танцами.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
Методы и приёмы:
1.Опрос.
2.Сбор информации.
3.Подбор дидактического и методического материала.
4. Беседы: «Русские народные праздники», «История возникновения ярмарки», «Русские народные костюмы», «Мастера на Руси».
2 этап. Основной
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Рассматривание иллюстраций по теме проекта и презентация.
3. Изучение художественных элементов, росписей.
4.Знакомство с главными персонажами русских ярмарок (скоморохи, петрушки, зазывалы, коробейники и т.д.).
5. Чтение и разучивание, поговорок, прибауток, потешек, народных песен, танцев, хороводов.
6. Проведение дидактических игр, игр инсценировок, сюжетно ролевых игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей
7. Организация совместной деятельности с детьми, объединение в рабочие подгруппы.
8. Изготовление поделок из глины и соленого теста, рисование, ручной труд.
9. Оформление выставки.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседы с детьми: «Русские народные праздники», «История возникновения ярмарки», «Русские народные костюмы», «Мастера на Руси».
Коммуникативная деятельность
1.Рассматривание иллюстраций по теме проекта и презентация.
2. Чтение русских народных сказок, произведений о русском народном творчестве.
3. Разучивание стихотворения «Русская матрешка», С. Маршак «Мы на ярмарке бывали».
Продуктивная деятельность
1.Рисование на темы: «Веселая ярмарка», «Украсим тарелочку», « Роспись барашка», «Козлик», «Матрёшка», «Красивый платок», «Русский самовар», «Хохломские узоры», «Ложки деревянные», «Русский хоровод» и т.п.
2.Лепка на темы: «Дымковские игрушки», «Русские матрёшки», «Что нам осень подарила», «Свистулька», « Дымковская барышня» «Матрёшки».
3.Аппликация: «Открытка-приглашение на ярмарку», «Коробочка»,«Корзина».
Музыкально-художественная деятельность
1.Разучивание танца «Русская кадриль»
2.Пение песен: «Веснянка», «Калинка», «Как у наших у ворот» «Заинька, поскачи».
Игровая деятельность
1.Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Дом», «Семья», «Едем на ярмарку», «На базаре», «Магазин».
Дидактические игры:
«Чьи это узоры», «Одень куклу на праздник», «Угадай, какой это праздник»,
«Назови ласково», «Как называется эта роспись».
Игры – инсценировки:
«В гостях у Дуняши», «У самовара я и моя мама».
Работа с родителями:
1.Изготовление костюмов, матрёшек для росписи, выпечки, семейные поделки из овощей и фруктов.
2.Экскурсии с детьми в городской музей.
3.Участие в выставке «Русь моя родная».
4.Изготовление книжек - малюток о народных промыслах (на выбор родителей)
5. Участие в городских народных праздниках.
3 этап. Заключительный
Итог проекта:
1.Выставка рисунков, подделок.
2.Досуговое мероприятие «Русская ярмарка».
В проекте могут участвовать дети разных возрастных групп. И поэтому тематика игр, изобразительной деятельности, музыкальный репертуар педагоги подбирают согласно возрасту детей и программным требованиям.
Вывод: проведенная работа по теме «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями» показала свою высокую практическую значимость. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка. Проект ярмарки удался, цели были достигнуты, задачи выполнены. Подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх. При подготовке проекта происходило преображение робких, застенчивых детей в более раскрепощенных, инициативных.
Список литературы:
1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7
2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.2008г.
3.Образовательные проекты в детском саду. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова.2008г.
4.Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Скрипторий 2006.
5. О русской истории и культуре. Панченко А. М. из-во Азбука.
6.Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.
О.А. Ботякова, из. Детство-Пресс -2010г.
7. А.Попова « Развитие детей в русской народной культуре»
8.А.Е.Клиентов «Народные промыслы»
9.Проектный метод в детском саду» Л.Л. Тимофеева «Детство- Пресс» 2011
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. АРКТИ 2012
11. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»
Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....
«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»
Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...
«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»
Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...
Проект " Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре"
ПРОЕКТДуховно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре...
Патриотическое воспитание дошкольников с опорой на ознакомление с русскими-народными традициями и праздниками
В статье раскрывается необходимость создания условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Использование элементов русского-народного фольклора в работе с деть...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....
Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами
Старший дошкольный возраст – это один из важнейших этапов в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка. В этот возрастной период у детей закла...