Статья «Экспериментирование детей дошкольного возраста с различными материалами в условиях дистанционного обучения»
статья (старшая группа)

Богачева Елена Владимировна

"Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающеевсе присущие учебному процессу компоненты (Цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствамиинтернет-технологий, предусматривающими интерактивность, но как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера. ребенку дошкольного возраста важно максимально живое участие взрослого".  Кудрявцева Е.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Экспериментирование детей дошкольного возраста с различными материалами в  условиях дистанционного обучения»

«Дистанционное образование представляет собой

взаимодействие педагога и детей на расстоянии,

отражающее все присущие учебному процессу

компоненты (цели, содержание, методы,

 организационные формы, средства обучения)

 и реализуемое мультимедийными средствами

интернет-технологий, предусматривающими

интерактивность, но как бы не был интересен процесс

образовательной деятельности с применением компьютера,

ребенку дошкольного возраста несомненно

 важно максимально живое участие взрослого».

Кудрявцева Е. А.

        По мнению академика Н.Н.Поддъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином  законе, или явлении.

        Поскольку в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях - наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Создание условий для детского экспериментирования в домашних условиях (в условиях дистанционного обучения) позволяет  каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

        Понятно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Особенно это актуально в условиях самоизоляции. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. В индивидуальных беседах, консультациях, с помощью информационных ресурсов, на родительских собраниях, через различные виды наглядной информации нужно знакомить родителей с процессом экспериментальной деятельности, целями и задачами. Необходимо показать родителям важность поддержания познавательного интереса детей, их стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желания вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

         В дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких явлениях живой и неживой природы как: «Почему замерзает вода зимой?»; «Почему звук звучит по-разному?»; и т.п. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

        В домашних условиях для поддержания интереса познавательные задачи выдвигаются родителями или самими детьми. Во всех случаях задачу необходимо формулировать четко и ясно, она должна быть принята детьми как задача, требующая решения. Для этого задача может быть связана с детским опытом - вытекать из игры, труда, возникать в процессе учения. Выявляя известное и неизвестное - родитель обсуждает с детьми организацию опыта: определяет условия, способы воздействия. Важно довести до сознания ребенка направленность их воздействия на объекты - что меняется и зачем, почему. Дети активно участвуют в изменении условий, в преобразовании ситуации. Опытно-экспериментальная деятельность включает наблюдение: дети устанавливают изменения, новые проявления, связи. Вопросы, указания родителя помогают детям фиксировать эти факты. Иногда опыт приобретает характер длительных сравнительных наблюдений. В этом случае, отмеченные проявления предлагается запечатлеть  в рисунке, графике и т. д. А анализ полученных результатов  начинается  с воспроизведения в памяти детей задачи, которая решалась в процессе опыта, тех условий, которые были созданы для его проведения. А также содержания и направленности воздействия, преобразования явления, в котором непосредственно участвовали дети. На этой основе полученные данные сопоставляются между собой и с тем, что имелось ранее. Результаты соотносятся с характером воздействия и т. д. В итоге дети подводятся к выводу, суждению – к решению познавательной задачи.

         На этапе  успешной работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях, результатом можно считать следующие показатели:

Во-первых, устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, дома). Дети проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, задают и решают проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремятся довести начатое дело до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

Во-вторых, высокий уровень детской самостоятельности, расширяется круг их интересов, дети инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.

В-третьих, родители становятся их партнерами, такими же исследователями, как и сами дети.

В-четвертых, использование игровых ситуаций дополняет процесс незабываемыми положительными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....

Методическая разработка по обучению детей дошкольного возраста ФЭМП на материале счетных планшетов

В данной статье представлена методическая разработка  по формированию элементарных математических представлений на материале фетрового дидактического пособия Счетные планшеты....

Статья "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться ...

СТАТЬЯ .МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье предлагаются игровые приемы работы по автоматизации звукопроизношения с детьми с ОНР в условиях дистанта....