СТАТЬЯ .МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данной статье предлагаются игровые приемы работы по автоматизации звукопроизношения с детьми с ОНР в условиях дистанта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тихоновцева О.Г.

МБДОУ №322»Морозко», г.Красноярск

          Целью работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в овладении правильной, четкой  речью с выраженной интонацией, с применением как общепринятых, так и нетрадиционных логопедических методов и приемов, с использованием инновационных технологий, направленных на коррекцию всех сторон речи.

         Одной из главных задач в работе учителя-логопеда в условиях дошкольного образования является коррекция, постановка и автоматизация правильного звукопроизношения. 

         Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонематическое или фонематические слух) фонем и развитие речи [4]. Данный раздел коррекционно-образовательной деятельности требует от логопеда и воспитателей речевых групп больших усилий, терпения, подготовки и педмастерства.

         Основной составляющей речевых групп ДОУ на данном этапе являются дети с общим недоразвитием речи, осложненное дизартрией.

         Особенностью логопедической работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Во многих случаях возникает необходимость в  работе по развитию слуховой дифференциации звуков и развитию фонематических процессов[2]

        Успешность и эффективность коррекционно-образовательного процесса зависит от слаженности в работе всех специалистов ДОУ и, конечно же, семьи воспитанников. Одной из главных составляющих успешной и прочной коррекции звукопроизношения, является не только соблюдения речевого режима всех членов семьи, но и систематическое закрепление речевого материала, рекомендуемого учителем-логопедом.

            В режиме эпидемиологической ситуации и самоизоляции родители проводят много времени с детьми и самостоятельно занимаются развитием детей, но им важна помощь профессионалов. В условиях дистанционного образования коррекционно-образовательный процесс для детей с речевыми нарушениями ограничивает возможности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, которые испытывают дефицит в личном общении, индивидуальном консультировании, практической наглядности.

          Но образование не осталось в стороне. На этом фоне широко стали применяться дистанционные технологии обучения для поддержки взаимосвязи, творческой активности, закрепления знаний, речевых умений и навыков. Учитель-логопед использует различные формы организации дистанционного образования на интернет-площадках в сочетании с использованием компьютерных технологий, современных средств коммуникации [1]. Помимо онлайн-занятий, педагоги отправляют родителям мастер-классы, интерактивные игры, ссылки на лекции, полезные советы. С детьми непрерывно ведется систематическая работа воспитателей и специалистов [3].    

          Для стимулирования речевой инициативности детей с ОНР в условиях дома, необходима мотивация со стороны родителей, создание ими необходимых условий образовательного пространства для закрепления правильного звукопроизношения.  Решая задачу по автоматизации звукопроизношения, происходит формирование и лексико-грамматического строя,  развитие высших психических функций (мышление, память, воображение).     Создание со стороны родителей интересной поисковой или проблемной ситуации для ребенка с целью закрепления речевого материала, подкрепленная эмоциональным настроем, вызовет в ребенке побуждение к данному виду деятельности. В качестве поддержки в выполнении задания со стороны ребенка, родитель может оказывать направляющую  помощь, или совместно выполнять задания с ребенком, не забывая про похвалу в успехах малыша. Ребенок проявит большую внимательность, старательность и усидчивость, когда взрослые искренне будут просить о помощи в решении проблемы, удивляться умениям, способностям своего ребенка в достижении желаемого результата.

          Образовательное пространство в условиях домашней обстановки легко и просто можно организовать, используя предметы быта, мебель, игрушки, различные продукты, природный и бросовый материал, бытовые приборы, музыкальные инструменты, планировку комнат и т.д. Выбор предметов и создание игровых ситуаций зависит от рекомендуемых задач со стороны учителя-логопеда по автоматизации или дифференциации данных звуков. Данные примеры даются на стадии автоматизации проблемных звуков в слове, словосочетании, предложении. Ответы детей могут быть односложными. Но взрослый должен стараться добиваться развернутых высказываний.

          Например, для автоматизации и дифференциации свистящих звуков можно использовать такую игровую ситуацию: «Что спрятала кукла Зоя?» (можно использовать игрушку Зайца или картинки с изображением таких персонажей). Взрослый заблаговременно размещает картинки, предметы, игрушки со звуками [С,СЬ] и [З, ЗЬ] в разных местах дома или квартиры. Задается вопрос ребенку: Что спрятала Зоя (Заяц) на Стене, за Стулом, на Столе, под Стаканом, в маминой Сумке, в Сапоге? Ребенок отвечает полным ответом: Зоя Спрятала на Столе Семечки. Зоя Спрятала в маминой Сумке Зубную щетку и т.д

          Для автоматизации шипящих звуков, можно использовать игровую ситуацию «Что в мешке у Мишки Топтышки?». Ребенку предлагается определить на ощупь знакомые ему предметы (шишка, ложка, матрешка, камешек, шашка, картошка, шапка, чашка), отвечая полным ответом: У МиШки ТоптыШки в меШке лоЖка.  Образец ответа дает взрослый.

           Для автоматизации и дифференциации звуков [Ч – Щ], интересна           игровая ситуация «Угощаю чаем». Взрослый организует деятельность с кукольной или настоящей посудой. Предлагаются настоящие сладости для угощения игрушек. Взрослый дает образец действия с чайником и проговаривает: Я угоЩаю Мышонка  горяЧим Чаем и конфетой.

          Для автоматизации и дифференциации звуков [Л – ЛЬ], удобно и легко использовать игровую ситуацию «Я тоже» или «Повторюшка». Взрослый показывает и оречевляет свою деятельность, а ребенок за ним точно также повторяет и проговаривает, контролируя произношение проблемных звуков. Например: Я урониЛ боЛьшую Ложку. Ребенок: Я тоже урониЛ боЛьшую Ложку.

          Для автоматизации и дифференциации звуков [Р – РЬ], можно рекомендовать использовать игровую ситуацию «Будь внимательным». Взрослый берет в правую и левую руки предметы, игрушки или картинки со звуками (Р, РЬ) и утвердительно говорит: У меня в правой руке карандаш, а в левой руке рюкзак (на самом деле карандаш в левой руке, а рюкзак – в правой). Ребенок должен заметить несоответствие и сказать: Не веРно. КаРандаш в левой Руке, а Рюкзак в пРавой Руке. Затем ребенку предлагается выбор предметов со звуками (Р, РЬ) и предоставляется возможность сказать о своем расположении предметов, контролируя свое звукопроизношение. Расположение предметов в руках может быть верным.

         Игровая ситуация для дифференциации  звуков [Р – Л] и [РЬ – ЛЬ]. «В супермаркете». Взрослый и ребенок договариваются кто будет продавцом, а кто покупателем. Взрослым подготавливаются предметы и игрушки с данными звуками. Для повышения интереса, можно использовать настоящие монеты. Продавцом и покупателем могут быть и игрушки , и речь идет от имени игрушек. Образец действий и проговаривания дает взрослый. Продавец-взрослый: Я продал молоко за 10 рублей. Покупатель-ребенок: Я купил молоко за 10 рублей. Далее происходит обмен ролей.

          В процессе таких игр повышается интерес к закреплению речевых навыков, возрастает речевая инициатива, улучшается артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Развивается диалогическая речь. Развивается и совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. У ребенка вырабатывается контроль за своей речью и речью взрослого. Игровые ситуации побуждают развитию положительных качеств: доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества, чувства сопереживания. А также способствуют созданию положительного психологического климата в семье.

          Такая организация образовательно-коррекционной деятельности в формате дистанционного обучения,  осуществляемая в условиях домашней обстановки,  заметно облегчает и ускоряет процесс закрепления правильного звукопроизношения, параллельно формирует все стороны речевого развития, а также повышает качество усвоения программного материала.

Библиографический список

          1. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И.А.Буйместру – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020. - №4(30).

          2. Логопедия «Теория и практика» /Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б.Филичевой. – Москва, 2018.

          3.Научно-практический журнал «Современное Дошкольное Образование». Статья: «Дошкольное образование в условиях пандемии: новые вызовы».

          4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И.Селиверстова. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС1997. — С. 149—150. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Методические рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В данном материале содержится несколько примеров дидактических речевых игр по автоматизации правильного звукопроизношения в условиях дистанционного образования....

Дистанционный образовательный проект «Если вирус близко – сидим дома с пользой» (содержит комплекс методических рекомендаций для родителей по семейному воспитанию детей дошкольного возраста)

В связи с современными реалиями: развитием современных технологий, информатизацией общества, эпидемиологической ситуацией воспитатель должен подстраиваться под ситуацию и находить новые подходы к взаи...

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В методические рекомендации  раскрывают особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, включающие задание по дифференциации и автоматизации звуков ...