Консультация – практикум «Развивающие игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Буторина Алена Геннадьевна

Для развития творческого мышления детей предложены следующие методики ТРИЗ-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_praktikum.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района  «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г.Белоярский

Консультация – практикум

«Развивающие игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира»

 

Воспитатель:

Буторина А.Г.

 

2019 г.

Классификацию можно поделить на три части:

- Формирование классификационных навыков на основе пространственного ориентирования;

-Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира;

- Формирование навыков анализа ситуаций.

Предлагаемые методики позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развивать творческое мышление детей. Оно проявляется в самостоятельном поиске оснований для классификации. В процессе игры ребенок учится Сам выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да - нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.

   Мы сегодня рассмотрим формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира и игры для детей на систематизацию представлений об объектах окружающего мира.

Мир можно разделить на реальный и воображаемый. Объекты реального (материального) мира мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств: обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха. Через эти каналы восприятия человек получает информацию о признаках объектов.

Элементарная исследовательская программа строится на основе эмпирического опыта, т.е. считывания каналами восприятия конкретных значений признаков объектов. Только мысленно человек может обобщить эти признаки и дать им свое название. Например, горячий, теплый, холодный — имя признака «температура»; квадратный, прямоугольный, овальный — имя признака «форма».

Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах не происходят только через познание конкретных значений признаков. Например, ребенок говорит: «Книга прямоугольная» («книга» — объект, «прямоугольная» — значение признака «форма»). Информационный фонд ребенка существенно пополняется, если он активизирует свои познавательные способности и начинает понимать, что имя признака — «форма» — может иметь неограниченное количество значений (квадратная, прямоугольная, круглая и др.). В таком случае он может сразу представить себе книгу абсолютно разной формы: в виде сердца, бабочки, шара и т.д. Все это будет значением признака «форма».

Обобщающее понятие признака дает возможность ребенку не только рассказать о его значении, но и самому задать вопрос «окружающему миру»: «А каким объект бывает по этому признаку?». Любой реальный объект имеет признаки цвета формы, количества, изменения во времени и др.

Посудите сами, можно ли сыграть в игру «Да — нет», не зная этих признаков и их значений?

Такая игра ценна еще и тем, что у нее весьма важные цели:

1) формирование у ребенка обобщенной картины мира;

2)развитие умения описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решении проблем;

2)формирование устойчивого познавательного интереса;

4)становление исследовательских навыков;

5)занимательное обучение навыкам классификации;

6)самостоятельное создание классификационных структур по заданным признакам, и др.

  • Основные виды классификационных игр «Да — нет»

Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку. Малыш постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.

В зависимости от загаданного объекта материального мира всё множество игр можно разделить на два больших раздела:

-игры «Да-нет» на загаданный объект природного мира;

игры «Да-нет» на загаданный объект рукотворного мира.

Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Объекты нематериального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются. Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки и т.д. Признаки этих объектов другие. Игры проводятся при специальной подготовке ребенка, имеющего большой информационный фонд.

Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да — нет»

обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3,5 лет через систему подготовительных упражнений, тренингов.

    Мы формируем у детей понятия о том, что у всех объектов материального мира есть неограниченный набор признаков и их значений.

Предлагается следующая серия игр:

-«Природный и рукотворный мир»;

-«Мир живой и неживой природы»;

-«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»;

- «Классификация объектов рукотворного мира»;

- «Классификация объектов по заданному признаку».


«Природный и рукотворный мир»

Цель: объяснить ребенку разделение объектов окружающего мира на природные и рукотворные.

Правила игры: разложить на столе картинки на две части:

природного и рукотворного мира.

Оборудование: набор картинок с изображениями различных объектов природного и рукотворного мира.

Игровое действие: ведущий объясняет, что все предметы в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, и они относятся к рукотворному миру. (Дети называют их и кладут картинки с их изображениями вправо.) Есть предметы, созданные природой. (Дети называют их и кладут картинки влево.)

Результат: картинки разделены на две части и дети дают обоснование данного деления.

Творческие задания для закрепления знаний о природном и рукотворном мире.

-«Все в мире перепуталось». Воспитатель перемешивают картинки с изображениями объектов природного и рукотворного мира; дети самостоятельно их раскладывают,

-«Раз, два, три — ко мне беги!». Дети с картинками, изображающими природный (рукотворный) мир, бегут к взрослому.

«Мир живой и неживой природы»

Цель: учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

Правила игры: разложить на столе картинки на две части: объекты живой и неживой природы.

Оборудование: набор картинок с изображениями различных объектов живой (дерево, цветок, гриб, птица, зверь, человек) и неживой (сосулька, снег, солнце, дождь) природы.

Игровое действие: взрослый объясняет, что у объектов живой природы есть определенные признаки: дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются представители животного, растительного мира и царства грибов.

 И есть объекты неживой природы. Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкие, твердые и газообразные вещества.

Дети называют картинки объектов живой и неживой природы, раскладывают их в разные стороны: вправо помещают картинки с изображениями объектов живой природы, влево — не живой природы.

Результат: картинки природного мира разделены на изображения живой и неживой природы; дано обоснование данного деления.

Творческие задания для закрепления знаний о живой и неживой природе:

-«В природном мире все перепуталось». Воспитатель перемешивает картинки с изображениями объектов живой и неживой природы. Дети самостоятельно и правильно их раскладывают,

-Соревнование « Кто быстрее разложит картинки ». Дети играют самостоятельно.

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»

Цель: учить детей делить объекты живой природы на мир растений, мир животных и царство грибов; объяснять основания такого деления.

Правила игры: разложить на столе картинки на три мир растении, мир животных, царство грибов.

Оборудование: набор картинок с изображениями различных растений, животных, грибов.

Игровое действие: взрослый объясняет, что у живой природы есть мир растений, мир животных, царство грибов. У них разные признаки. Дети называют картинки объектов живой природы и раскладывают их на три группы.

Результат: картинки объектов живой природы разделены на изображения представителей растений, животных, грибов; дано обоснование деления.

Творческие задания на закрепление знаний о растениях, животных и грибах.

-«Живая природа перепуталась». Воспитатель перемешивают картинки с изображениями растений, животных и грибов. Дети самостоятельно и правильно их раскладывают.

-«Раз, два, три ко мне бегите все животные (растения, грибы)! » К взрослому подбегают дети, на картинках которых изображены представители данного класса.

-«Кто найдет домик для цветка (птицы)». Предлагаются картинки с изображением различных мест нахождения (поле, лес, огород и т.д.) и картинки с изображениями объектов природного мира. Дети показывают и объясняют типичные места их обитания.

-Соревнование «Кто быстрее разложит картинки». Дети играют самостоятельно.

«Классификация объектов рукотворного мира»

Цель: учить детей делить объекты рукотворного мира по их назначению и объяснять причину такого деления.

Правила игры: разложить на столе картинки с объектами рукотворного мира на четыре группы.

Оборудование: набор картинок с изображениями 4-х классификационных групп (транспорт, здания, посуда, информационная продукция). Количество картинок с изображениями представителей этих групп не ограничено.

Игровое действие: взрослый объясняет, что рукотворный мир изобретен человеком для определенной цели и уточняет вместе с детьми необходимость данного изобретения. Дети называют объекты, изображенные на картинках, и раскладывают их на 4 классификационные группы.

Результат: картинки с изображениями объектов рукотворного мира разделены на 4 классификационные группы; дано обоснование такого деления.

Творческие задания для закрепления знаний о классификации объектов рукотворного мира.

Аналогично проводятся тренинги с картинками других классификационных групп (продукты питания, бытовая техника, мебель, лекарства, здания, сооружения и др.)

-«Чем этот предмет помогает человеку?». Дети обсуждают назначение рукотворного предмета и определяют его принадлежность к классу или группе.

«Классификация объектов по заданному признаку»

Все объекты мира имеют некий набор общих признаков: цвет, форма, размер, материал, составляющие части и др. При проведении тренингов по классификации объектов по заданному признаку важно обсудить с детьми признаки и их схематизация.

Тренинги проводятся по всем основным признакам без определенной последовательности. Главная особенность проведения тренинга — знакомство с признаками.

Творческие задания для закрепления знаний по классификации объектов рукотворного и природного мира по заданному признаку.

-«Чудесный мешочек». На столе разложены карточки со схемами признаков. Ребенок, доставая из «чудесного мешочка» объясняет значение признака этого объекта.

Например, картинка с изображением эскимо-мороженого по очереди прикладывается к схемам признака, и ребенок называет значение признаков данного объекта. Эскимо имеет форму овала; цвет — коричневый; запах — пахнет молоком; части — палочка и мороженое, и т.д.

-«Магазин игрушек». Выставляются игрушки, как в магазине. Ребенок «покупает» игрушку, при этом в качестве денег использует схему признака, объясняя свой выбор.

-«Про какой предмет я сказала?». Взрослый выбирает из ближайшего окружения объект, описывает его, используя значения признаков. Ребенок отгадывает объект. Например: Я загадал объект: форма — прямоугольный; цвет — полосатый; материал — ткань; на ощупь — мягкий; место — стена». Отгадка — коврик над кроватью. Затем играющие меняются ролями.

Тренинги с использованием классификационных игр «Да — нет»

Данные игры начинаются с простых тренингов с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения). Затем загадывают любые объекты материального мира.

Ребенок свободен в выборе признаков при отгадывании их.

Игры на загаданное или неизвестное слово проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки объектов и их значения.

Необходимо учить ребенка целенаправленному поиску нужной информации в процессе игры. Обдумывая вопрос, он двигается по разным уровням абстракции понятий, учится видеть за частями целое и целое, состоящее из частей. Задача игр — не просто дать ребенку готовый алгоритм, а сделать так, чтобы он сам этот алгоритм конструировал, корректировая, «раскручивал», уточнял, конкретизировал.

Основным показателем осознанности в понимании признаков и их значений является самостоятельная игра детей в «Да — нет» друг с другом.

- Игры «Да — нет» с набором картинок.

- Игры «Да — нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения.

- Игры «Да — нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении.

- Игры «Да — нет» с неизвестными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»

Цель: развитие и закрепление первичных  представлений  об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»

Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий"  ориентиров...

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.

Реализация из опыта работы : "Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста."...

«Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»

laquo;Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»...