Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.
материал по окружающему миру (младшая группа)

Крикун Анна Анатольевна

Реализация из опыта работы : "Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anya_tekst.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение №1  младших  групп

Тема : «Слагаемые качества дошкольного образования»

Дата проведения: 12.10. 2021г.

Место проведения: ZOOM, видеоконференция

Подготовила: Куприяненко А.А., воспитатель ДОУ№39

1-2слайд

Реализация из опыта работы  «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам из опыта работы «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»

         

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры.

Воспитатель применяет разнообразные методы и приемы в познание окружающего мира. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д. Дети часто задают вопросы о животных, растениях, о сезонных явлениях. Ответы на многие вопросы можно найти в игре.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре. Большое значение в жизни ребёнка имеет игра.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки.

3 слайд

Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.  Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

4-5слайд

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Играя, дети узнают предметы на ощупь. Словесные дидактические игры, например «Узнай кто это?», активизируется мышление детей, развивается речь.

6 слайд

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая полив цветов, и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка.

7 слайд

Младший возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Параллельно проводим работу с родителями.  Систематически в разных формах предлагаем , рекомендуем по использовать в условиях семьи дидактические игры на семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад, во время празднования дней рождений. Советуем родителям не забывать    во  время игр, давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения        к растениям и животным. В целях просвещения родителей          в уголок для родителей размещаем информацию по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к природе», «Если дома есть животное», «Птицы - наши друзья»  и другие. Создаём папки -  передвижки «Животные - наши друзья», «Поиграем вместе». Так же создала серию дидактических альбомов – игр. Которые я хочу представить вам. 

8 – 14слайд

Дидактические игры «Осенний букет», «Белкины запасы на зиму», альбомы «Кто где живет», «Фрукты, овощи» «Осень  волшебная пора», «Семья домашних животных »

Данные игры  я изготавливала из фотобумаги, ламинирующей бумаги  и липучки которые  достаточные прочные, что не мало важно в детском саду. Распечатала, заламинировала.  Необходимые детали  приклеила липучки, чтобы удобно было использовать. Альбомы одеты на пружины и кольца.

  1. Дидактическая игра  «Осенний букет».

Цель: развивать умения различать и называть основные цвета. Развивать моторику пальцев рук.

Данная игра развивает усидчивость, образное мышление, внимание, речь и тактильное восприятие.

Ход игры: 1 вариант (изучение цветов для младшей группы) -разложить на стол  вазы и цветы различного цвета. Дети берут любой цветок и ставят его в подходящую по цвету вазу, проговаривая какой цвет  цветка.

2) «Белкины запасы на зиму»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по различным признакам (цвет, форма).

Задачи: Закреплять знания об осени; формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет и форму; развивать мелкую моторику и координацию движения рук; активизировать словарь; развивать зрительное внимание.

Ход игры:

1 вариант: предложить ребенку помочь белочке  собрать запасы на зиму. Белке – орешки и грибочки. 

2 вариант: предложить ребенку рассортировать яблоки (орехи) по цвету

Также, можно закрепить с детьми понятия «много-мало».

Художественное слово:

Знает мальчик, знает девочка,

Что орешки любит белочка.

Что ты ежик делаешь

прямо на виду?

Собираю яблоки

у тебя в саду

3)  Дидактический альбом «Осень  волшебная пора»

В него в ходит несколько дидактических игр.

Дидактическая игра «Какой лист?»

Задачи:

• совершенствовать знания различать листья трёх деревьев;

• учить образовывать прилагательные;

• развивать устную речь, внимание, память.

Оборудование: корзинка, осенние листья.

Ход игры:

Дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи:

• совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду;

• развивать внимание, память, наблюдательность.

Оборудование: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры:Дети по очереди берут карточку с изображением растений, овощей, грибов или мёда, называют что это и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Признаки осени»

Задачи:

• закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме;

• развивать устную речь, внимание, память.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры:

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Например: «Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи» и т. д.

4) Дидактический альбом  «Овощи и фрукты»

 В него в ходит несколько дидактических игр.

Игра «Собери картинку»

Цели: закреплять умение детей выделять форму фруктов и овощей, цвета,учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением различных фруктов и овощей, отдельные части изображения на картинках.

Игровое правило: Перед детьми картинка и она же разрезанная. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку. Дети группой или индивидуально на ковре или столе собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок.

Игра «Урожай»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;

развивать внимание, наблюдательность, память;

воспитывать познавательный интерес.

Матералы и оборудование: предметные картинки с изображением , овощей фруктов и насекомых.

Игровое правило: Предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т. е. не выкладывает картинку на стол, а кладет ее обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Дидактическая игра « Найди чья тень».

Цели: учить находить заданные силуэты.

Закрепление знаний детей о животных. Развитие  внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной  памяти, мелкой моторики,  речи, логического мышления. Развитие приемов зрительного наложения.

Оборудование: карточки с изображением животных. карточки с изображением теневых силуэтов.

Ход игры:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением животного и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

2 вариант:

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень животного и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте малышу дополнительные вопросы: Как называется то или иное животное? Какого оно цвета?

5) Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» по ознакомлению с природным миром.

Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц.

Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

Ход игры: играют 2 человека, карточки разложены на столе. Один из них собирает диких животных и птиц, другой домашних. Дети должны обязательно объяснять свой выбор, конечно по мере развития речи, но стараться составлять предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира на тему: «Моя станица».

Методическая разработка по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира  для детей второй младшей группы на тему "Моя станица"....

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...

Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в группе раннего возраста «Найди пару. Игрушки»

Задачи:·         Продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки)·...

Познавательное развитие (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира): "У кого какие шубки"

формировать представление у детей об "одежде" зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскируетот врагов....

«Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»

laquo;Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»...