Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"
методическая разработка

Кобко Кристина Даниловна

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс для педагогов 19.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ

На сегодняшний день проблема социально-личностного развития ребёнка в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной, поскольку в современном обществе часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели используются такие методы и приемы как:

- Коммуникативные  игры;

- Изучение эмоциональных состояний;  

- Работа с цветом;

- Изотерапия;

- Игротерапия;

- Музыкотерапия.

  Используя приемы арт-терапии, игротерапии, изотерапии во взаимодействии с ребенком, воспитателем, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справиться с различными проблемами, например, с такими как:

  1. Повышение тревожности, неуверенность в себе;
  2. Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и взрослыми;
  3. Агрессивности, импульсивности в поведении;

Неадекватность самооценки (заниженная или завышенная).

В данной теме реализуется технология ОТСМ ТРИЗ через такие приемы как:

- морфотаблица

- системный оператор

- ТПФ

- признаки

ОТСМ ТРИЗ хранит в себе такие составляющие как: признаки (цвет, форма, материал, количество и т.д.), которые можно использовать при реализации арт-терапии, т.е. абстрактные понятия такие как: Радость, волшебство, грусть, злость, счастья и т.д. рассмотреть через признаки. Например, все заполняется по ответам детей, они могут быть разные. Зарисовать как можно больше ответов детей, что поможет им при рисование, однако этот метод, можно использовать на начальных этапах, так как есть риск создать рамки для творчества ребенка, но для этого есть еще прием «Фантазирование» с использованием волшебников. В зависимости от возраста количество волшебников увеличивается, существуют такие приемы как:

- Прием "Увеличение - уменьшение"

Суть приема - в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

  • размер
  • количество
  • специфический признак

- Прием "Деление - объединение"

Цельный объект раздробить на части или, наоборот, раздробленный сделать цельным. Составить объект из частей других объектов. Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. Основной принцип их действия – отсутствие всяких правил, несовместимое с логикой деление и комбинирование

- Прием "Преобразование признаков времени"

Суть приема- перенести объект во времени в прошлое или будущее.

Фантазирование основано на изменении признаков времени.

Волшебник Времени может: Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления). Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).

Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени). Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени). Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).

- Прием "Оживление - окаменение"

Придать неживому объекту «Волшебная палочка» свойства живого и наоборот. При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.т.е.

- Прием "Специализация – универсализация"

Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта.

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.  Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.

- Прием "Наоборот"

Заменить действия или свойства объекта на противоположные

Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

 Сейчас мы рассмотрим 2 приема более подробно на примерах.

Волшебство

Объект

Цвет

Характер

Форма

Звук

Волшебная палочка

Голубой Зеленый

Белый

Добро

Волшебства

(зарисовывается ответы детей. Например: голубой путь)

Черный

Коричневый

Тёмно-фиолетовый

Зло

Волшебный орешек

Коричневый

Добро

Овал

Ломающева орешка

Волшебный плащ

Прозрачный

Добро

Прямоугольник

Ветер

Волшебство

Объект

Прием «Увеличение — уменьшение»

Прием "Деление - объединение"

 

Прием "Оживление - окаменение"

Прием "Наоборот"

Волшебная палочка

 Увеличим: гигантская волшебная палочка, 2 волшебные палочки

Уменьшим: маленькая волшебная палочка, нет волшебной палочки

Палочки раздробить на части или, наоборот, раздробленный сделать цельным. Составить объект из частей других объектов.

Волшебная  палочка – не живой предмет – превращаем в одушевлённый объект – волшебное животное  

Убираем волшебство и меняем палочку на другой объект, получается

Металлическое копье (все на фантазию детей)

Данные приемы помогают ребенку нестандартно мыслить и выходить за рамки обыденного. Обычно ребенок рисуя абстрактные понятия стандартно мыслит и все его работы похожи, но такие приемы как: «Фантазирования» и разбор по признакам, помогают ребенку расширить свою фантазию.

Данные приёмы используются не только в изотерапии, но также можно использовать и в песочной терапии, сказкотерапии (признаки на характер героя), музыкотерапия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности  у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и спортом»

Педагоги ДОО познакомятся с элементами экспериментирования в образовательной области "Физическая культура" для привлечения интереса детей с разным уровнем физического развития к занятиям физ...

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подр...

Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...