Проект в средней группе "Русская матрёшка"
проект (средняя группа)

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshki.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №56»

Московская обл., Сергиево-Посадский район, с.Васильевское, д.42/1

ПРОЕКТ

В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ  НА  ТЕМУ:

"РУССКАЯ  МАТРЕШКА"

Выполнила  воспитатель: Антропова М.А.     

                         

Январь  2019г.

Проект «Русская матрешка»

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение: Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

 Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико- ориентированный.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «Русские матрешки».

 Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап – Основной.

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми. Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. НОД «Матрёшка - как символ семьи».
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская... матрешки). Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество). Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки...».
  2. Неваляшки (муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой).
  3. Игровая деятельность
  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:

•«Собери матрешку».

•«Построй ряд с закрытыми глазами».

•«Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Выставка: «Семейная матрешка».
  3. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по- своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.

ЖИЛИ-БЫЛИ МАТРЕШКИ

Жили-были на свете... Ребятки, а вы любите загадки? Я уверена, что «Да». Так что, для вас не составит труда отгадать мою загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская ...

Правильно! Конечно, Матрешка! Итак, жила-была Матрешка, да не одна, а целых СЕМЬ! Все они были кругленькие, друг на дружку похожие, мал мала меньше. Сделаны из стройной березки, просушенные на ласковом теплом солнышке, расписаны заботливыми руками мастеров. И имена у них были красивые, как на подбор: Маша, Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и - самая маленькая - Нюрочка. Жили, не грустили, всегда вместе неразлучные сестренки. Порой встанут в хоровод, ручки друг другу протянут и запоют:

Мы - веселые матрешки. Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки! В сарафанах ходим пестрых. Ладушки, ладушки! Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки!

Весело вокруг становится, все радуются и в хоровод с матрешками становятся. Так бы и жили матрешки, не тужили, если бы не приключилась с ними такая история.

Однажды старшая матрешка Маша сказала: «Надоело мне с вами вместе хороводы водить, нянчиться, гулять, слезы вытирать. Хочу быть сама себе хозяйкой». Как ни старались сестренки-матрешки уговорить ее остаться, ничего не вышло, так и ушла Маша, помахав на прощанье красным платочком. Поплакали-погоревали девчушки, и остались вшестером: Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.

Снова водят хороводы, людей радуют, теперь Маняша за старшую. Но говорит однажды Маняша: «Посватался ко мне Ванька-Встанька, зовет к себе в теремок жить». Опять упрашивали матрешки Маняшу остаться, но не согласилась она и ушла, махнув желтым платочком. Поплакали-погоревали матрешки, оставшись впятером: Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.

Но делать нечего, хоть впятером, но все-таки вместе. Живут, не тужат, песни поют, хороводы водят. Приходит однажды Глаша и говорит сестренкам: «Не хочу больше с вами хороводы водить, хочу сама учиться танцевать. Уезжаю в город становиться настоящей танцовщицей». Сестренки ей в ответ: «Да ты что, Глашенька, а как же мы? Ты ж нам и за мать и за старшую сестрицу была». Но непреклонна Глаша, сказала, как отрезала, помахала зеленым платочком и скрылась из виду. Остались матрешки вчетвером: Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.

Снова хороводы водят, песни поют, правда, не так весело уже. Однажды и Таша говорит: «Сестрицы-матрешки, вместе нам хорошо, а порознь лучше. Хочу и я в город податься, на других посмотреть, себя показать. Авось выбьюсь в люди, певицей стану». Уж и не отговаривали ее девчушки. Так ушла и Таша, взмахнув синеньким платочком. Вот и остались матрешки втроем: Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.

Грустно им, хороводы уж не водят, песни веселые не поют. Тут и Стеша с Наташей решили уйти, ума-разума набираться, в школу податься. Помахали на прощанье маленькой Нюрочке платочками разноцветными и пошли в путь-дорогу.

Осталась Нюрочка одна-одинешенька, страшно ей без сестер милых, грустно. Никто не защитит от напастей, не подставит плечо, песенку на ночь не споет, кашкой вкусной не накормит. Погоревала Нюрочка, но делать нечего, надо жить-поживать в одиночку учиться. Напекла однажды Нюрочка пирогов, наварила киселя, села за стол и затянула грустно песенку:

Мы - веселые матрешки. Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки!

А тут вдруг раздался стук в дверь - и на пороге появились ее сестренки. Бросились они к Нюрочке, обнялись все, расцеловались и решили больше никогда не расставаться. Вместе-то оно всегда веселее!

В сарафанах ходим пестрых. Ладушки, ладушки! Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке для средней группы «Матрёшка»

Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема: «Матрешка»Конспект занятия по лепке в средней группе.Тема: «Матрешка»Программное содержание.Познакомить с русской народной игрушкой – ...

Конспект занятия в средней группе "Матрёшки"

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим "Матрёшки"...

Проект в средней группе «Веселые матрёшки»

Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрешке, как одного из видов народного промысла....

Проект в средней группе "Русская матрёшка"

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)

Информационно - творческий проект  в средней группе №1 «Жар-птица»  «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)...

Проект в средней группе «Все матрёшки хороши».

Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен  проект....