Проект в средней группе "Русская матрёшка"
проект (средняя группа)

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская матрешка-душа России»

                                          в средней группе «Рябинка»

Разделы программы:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие.

Тип проекта. Краткосрочный (сентябрь 2021)

Актуальность темы.  

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. 

   Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Предмет исследования. Русская Матрешка.

Проблема.

   Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают  матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

   Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Цели: Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Участники проекта:

- дети средней группы;

- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;

- воспитатели средней группы.

Ожидаемый результат:

  1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
  2. Разучивание простейших элементов росписи.
  3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.
  4. Научить различать особенности разных матрешек.
  5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Задачи для детей:

- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;

- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;

- научить видеть необычное в обычном;

- учить получать радость от увиденного;

- освоить некоторые художественные элементы;

- содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

- вызывать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Предметно – развивающая среда:

- игрушки матрешки;

- иллюстрация матрешек.

Направление реализации проекта:

- совместная деятельность с детьми;

- взаимосвязь с родителями.

Этапы реализации проекта

                             1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

                                         2 этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

                   Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка – как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

 

                           Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

                               Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка.»

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

                       Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

                           Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

                                     3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Оформление мини-музея: «Хоровод матрешек»     

Для родителей:

1.Выставка рисунков детей «Авторская матрешка»;

2.Консультация «Как играть с матрешкой».

 

Вывод:

    Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.

    Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.

   Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу

Методическая литература:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.

Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.

Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982

Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.:Народное образование, 1998.- 96с.

Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.

Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

О.А. Соломенникова «Радость творчества»

Иллюстрации о разновидностях матрёшки (приложение №1

Перспективный план проекта                                                                      « Русская матрешка-душа России »    

в средней группе

Составили воспитатели:

Вебер О.Г.

Мамонтова М.А.

Прусакова Е.Н.

2021-2022 учебный год

 

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

1.Д/и «Собери матрешку»

Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

2.Аппликация «Русская матрешка».

Цель: Учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки), по-разному сочетая элементы по цвету.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

Закрепить названия геометрических (круги), учить преобразовывать их, разрезая на две части.

3.Беседа:                                       «Откуда появилась матрешка»

 4.Чтение

 худ. литературы: Л. Некрасов

«Мы веселые матрешки»

Консультация для родителей: «Как играть с матрешкой»          

5.Д/и «Больше-меньше»

Цель: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.

                                             6.Сюжетная подвижная игра

«ПРЯЧЕМ МАТРЕШКУ»

Цель: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

7.ООД Рисование «Такая разная матрешка».                                           Цель: познакомить с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

8.Чтение худ. литературы: В. Приходько «Матрешка на окошке»

Выставка рисунков «Авторская матрешка»

ть    

                                 Приложение  

                   Появление матрёшки на Руси.

              Консультация   для родителей воспитанников .

                               «Как играть с матрёшкой»

Русская матрёшка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.

Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует развитию координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

В данном практическом пособии предложены возможные варианты игр с матрёшкой. Для этого вам понадобится многоместная матрёшка, включающая 10-12 предметов. Если такой матрёшки у вас нет, можно использовать два набора обычных пятиместных матрёшек. Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным.  

Консультация для родителей: Как играть с матрешкой.

                                           Игра «Давай дружить»

Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрёшек из каждого набора. В этом случае дети должны найти для каждой матрёшки подругу того же роста. Перемешайте оба набора матрёшек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени каждой матрёшки, просите детей найти ей пару. Сначала они будут сравнивать с помощью рук, а потом научатся делать это на глаз. Можно придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрёшки, с одной стороны, похожи, что они "родственники" или подружки, а с другой, что они разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие демонстрировать свою неопытность и наивность).

     

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе                                                                                             Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира.                                                      Тема «Знакомство с русской матрешкой».                       Программное содержание:                                                               

1. познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;                            2. дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;                                                             3. учить называть свойства и качество предметов.                                  Интеграция образовательных областей. О/О Речевое развитие                                 1. формировать грамматически правильную речь;                                                     2. учить детей составлять описательный рассказ;                                                       3. обогатить словарь детей.                                                                                      О/О Социально-коммуникативное развитие                                                                                                            1. воспитывать патриотические чувства;                                                                        2. развивать эстетический вкус.                                                           Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы («Игрушки» И. Булва-Давыдова, «Матрешки», «Полхово-майданская роспись» С. Вахрушева).                                                                                                         Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке. Словарная работа: семёновская, полхово-майданская, веселая, нарядная, красивая.                                                                                                                     Ход занятия Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица Для маленькой - темница. (Матрешка.) Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке. Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).                                                                                               Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?                                                                  Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике. Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла. Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)                               Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: В Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семёново и других (выставка иллюстраций, альбомов). Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана (рассматривание полхово- Майданской матрёшки). А я, подружки из Майдана Могуя стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами, Сияющими лепестками И ягодами разными, спелыми и красными.                                          Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку? (рассматривание Семеновской матрёшки) А я из тихого зеленого городка Семёново. Я в гости к вам пришла Букет цветов садовых розовых, бардовых В подарок принесла. Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором. Чем расписан сарафан этой матрёшки? Какими красками пользовались художники?                         Физкультурная минутка «Матрешки».                                                   Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (хлопки перед собой)                                На ногах сапожки, Топают матрешки. (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую)                                                                   Влево, вправо наклонились, (наклоны влево – вправо)                                          Всем знакомым поклонились. (наклоны головы влево – вправо)                   Девчонки озорные, Матрешки расписные.                                                           В сарафанах ваших пестрых Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо – налево, руки к плечам)                                                                       Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (хлопки в ладоши перед собой) Выставляя матрешек, воспитатель предлагает                              дидактическую игру «Выбираем сувенир».                                                  Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу?                            Расскажите, почему она вам понравилась?                                                      Дети:                                                                                                                                          Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка                                                                                                                               Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.                                                                                                                    У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхмайданские мастера.                                Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку

ООД  «Из чего сделана Матрешка»

(Экспериментирование - познавательная деятельность)

Средняя группа

Программные задачи:

1. Продолжать знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой.

2. Познакомить детей со свойствами дерева.

3. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Здравствуйте, меня зовут тетушка Марфа. Я пришла к вам не одна, а со своими подружками. А узнаете вы с кем я пришла, если отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы… (матрешки).

Это русская игрушка. Посмотрите, какой у нее платочек, какие щечки. Что-то она тяжелая и гремит! Может там что-то есть внутри? Посмотрим? Давайте произнесем «Матрешка, матрешка, откройся немножко!»

(Выстроив их в ряд по росту, обратить внимание детей на то, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей)

Физминутка «Нарядные матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки

На ногах сапожки

Топают матрешки

Влево, вправо наклонись

Всем знакомым поклонись

Девчонки озорные

Матрешки расписные

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки

Веселые матрешки.

Ребята, матрешек сделал и раскрасил человек, народный умелец.

Ребята, посмотрите, наши матрешки расстроились, они не знают из чего они сделаны.

Поможем матрешкам из чего сделаны матрешки?

Вы знаете? Я вам помогу. Матрешки сделаны из дерева.

Давайте погладим деревянных матрешек, какие они (гладкие), попробуйте погнуть (прочные), подержите в руке и скажите они тяжелые или легкие (легкие), опустим их в воду (не тонут,плавают).

Ну как, ребята, понравились вам матрешки? Кто они такие? Из чего они сделаны?

А теперь нам пора домой. До свидания, ребята!

Конспект занятия  по аппликации в средней группе  

             «Детская авторская матрешка» 

                                          

                              Программное  содержание:

   

Учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы( силуэт матрешки), по разному сочетая элементы по цвету.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

Закрепить названия геометрических( круги), учить преобразовывать их, разрезая на две части.

Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу,

слева, справа, в середине).

Учить правильно передавать соотношения по величине.

Продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими: делать прямые разрезы с одинаковым нажимом несколько раз. Вызвать интерес к вырезанию форм.

Закрепить навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей.

Закрепить навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей.

Развивать чувство ритма, композиции, эстетическое восприятие, самостоятельность. Подводить к эстетической оценке работ и воспитывать любовь к народной игрушке, уважение к людям, создавшим ее.

             

Предварительная работа:

     

Беседы о кукле- матрешке, о разных ее вариантах (семеновская, загорская, полхов – майдановская). Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. Игры с матрешками, разучивание хороводов, стихов, загадок, просмотр слайдов «Народные промыслы». Работа с книжками – раскрасками « Русская матрешка». Дидактические игры «Собери узор», «Лото – раскраска».  

Материалы к занятию:

Народная игрушка - матрешка, силуэты матрешек из картона у детей на столах, готовые формы – круги, диаметром 3,0 см., 4 см., разного цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос,  ножницы в органайзере, русские народные костюмы ( для танца матрешек), музыкальные инструменты ( ложки, бубны).

Организационный момент.

В начале занятия все дети собираются около воспитателя. Он обращает внимание детей на то, что сегодня на занятии много гостей. Дети здороваются с ними.

     

Физкультминутка.

 

      Мы ногами топ- топ-топ.

      Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

      Мы глазами миг-миг-миг.

      Мы плечами чик-чик-чик.

      Раз – сюда, два – туда,

      Повернись вокруг себя.

      Раз присели, два привстали.

      Руки кверху поднимаем,

      А теперь их опускаем.

      Раз – два, раз – два,

      Заниматься нам пора!

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие гостья спешит. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это?

                     « Разноцветные подружки.

                        Любят прятаться друг в дружке.»

Дети: Это матрешка.

Воспитатель: Правильно, ребята, эта игрушка называется матрешка.                                              

                        Игрушка эта непростая, а с хитринкой.

                         Первая куколка самая большая.

                        А эту куколку открой –

                        Будет третья во второй.

                        И сумеем мы найти

                        Куколку четвертую.

                        Вынь ее да посмотри

                        Что там прячется внутри?

                        Прячется в ней пятая

                        Куколка пузатая.

                        Эта кукла меньше всех,

                        Чуть побольше, чем орех.

                        Вот поставленные в ряд

                        Сестры – куколки стоят.

  Посмотрите, ребята, какие они все одинаковые, а как похожи друг на друга!

В красивых, нарядных сарафанах, румяные, веселые. Им так хорошо вместе!

А еще они очень обрадовались, что пришли к ребятам в гости в детский сад.

Вот только одна матрешка (показывает на доску) невеселая.( У игрушки грустное выражение лица) Я знаю, почему она такая  печальная. Грустит она оттого, что она вот в таком нарядном сарафане, а ее подружки – матрешки в простых. А ей так хочется, чтобы все были нарядные, красивые, веселые. Мы же с вами детки добрые, знаем, что нельзя оставлять друзей в беде. Давайте поможем нашим матрешкам и тоже нарядим их.

     Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.

     Вопросы к детям..

1. Какого цвета сарафан у матрешки?(На матрешке красный сарафан).

2. Какой узор на сарафане? (На сарафане голубой цветок).

3. Из каких геометрических фигур он состоит?( Цветок состоит из кругов).

Воспитатель: Правильно, ребята,  цветок на сарафане состоит из кругов, желтого и  синих. Желтый круг,маленький, - это середина цветка, а синие большие круги - это лепестки цветка. Лепестки расположены сверху, снизу, слева и справа. Наш цветок расположен в середине сарафана матрешки.

 

1. Чем еще украшен сарафан матрешки?(Сарафан украшен листьями).

2. Какого они цвета?(зеленые)

Воспитатель:    Листья расположены два сверху между лепестками и два снизу между лепестками. .

      Сейчас я покажу, как можно сделать листья. Возьму круг зеленого цвета, складываю его на столе, равняя стороны, пальцами проглаживаю линию сгиба от середины. Раскрываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю. У нас получилось две детали, два полукруга, два листка. Берем следующий круг и разрезаем его. Сложили детали на поднос.

     Не забывайте о том, что ножницы, когда мы режем, смотрят у нас только вперед, а не наверх и в сторону, иначе ими можно пораниться. Вырезали деталь, положили ножницы в органайзер.

        А теперь ребята, давайте немного отдохнем.

                         

                               Пальчиковая гимнастика.

                             

                                  « Кулачки – ладошки»

                                Есть у любого два кулачка.

                                Хлопнул один по другому слегка.

                               Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют.

                               Кулачки быстрее бьют, до чего стараются.

                               А ладошки тут как тут, так и рассыпаются.

                              Кулачки давай сердиться, громко хлопать стали.

                               А ладошки-баловницы тоже не отстали.  

   

Воспитатель:    Посмотрите, у меня еще одна матрешка здесь. Она тоже в нарядном  сарафане. Давайте – ка расскажем о ней.

Рассказ ребенка  

                         Эта матрешка в желтом сарафане. Сарафан украшен красным цветком, с оранжевой серединой. Лепестки расположены сверху, снизу, слева, справа. У цветка есть  зеленые листья. Они находятся между лепестками.         

Воспитатель: Ну что же все сарафаны рассмотрели, а сейчас приступаем к работе.

  1. С чего начнем работать? (Выкладываем детали на сарафан).
  1. Каких деталей не хватает на нашем узоре? (Листьев)

               

3. Что сейчас будем делать? (Вырежем листья)

       Дети разрезают круги и выкладывают детали на заготовке.

 Воспитатель напоминает правила работы с ножницами.

Воспитатель проверяет,  проводит индивидуальную работу с детьми. Напоминает приемы аккуратного наклеивания.

Дети работают самостоятельно. Если ребенок закончил работу быстрее, можно дать заранее вырезанные детали более светлых тонов, для украшения цветка.

В конце работы напомнить детям убрать свое рабочее место, вытереть руки влажной салфеткой.(Незаметно для детей поменять лицо матрешки на веселое изображение)

Воспитатель: 

                       Ребята, ну-ка прислушайтесь, как только мы нарядили наших матрешек , они ожили, заговорили, стали хвалиться своими нарядами друг перед другом.

Давайте послушаем, как хвалится Настина матрешка.      

                     ( Ребенок выносит, ставит поделку на доску)

1       У моей матрешки

         Глаза голубые

         А на желтом сарафане

         Фиалочки цветут.

          Моя матрешка, ну просто красавица.

          Она мне, ну, очень нравится.

2      На моем сарафане красный цветок

        В середине – уголек.

        Лепестки блестят, как лак,-

        Распустился красный мак.

3       Я свой цветок назвала василек

         Пусть у него другой лепесток.      

          Моя матрешка в красном сарафане.

          А на сарафане  синие васильки.

          Василек- цветок России,

          Он, как небо, синий-синий.

          Любит русская душа

          Васильковые глаза.

А теперь ребята подойдите ко мне и поставьте своих матрешек в хоровод.

( Дети выставляют свои поделки на доску).

Воспитатель: Видите какие красивые матрешки у нас получились.

                       Ну а раз все вместе собрались, пора и хоровод заводить.

                       Ребята, посмотрите, вот еще какая гостья у нас есть.

                       Высокая, красивая, статная, а еще она –волшебница.

                       Кто за матрешку эту попадет,

                       С тем волшебство произойдет.

           (Часть детей уходит за матрешку и надевает русские сарафаны).

А вам  ребята, я скажу волшебные слова и мы с вами станем музыкантами.

            « Вправо, влево повернись,

               В музыкантов превратись!»

(дети берут в руки деревянные ложки, бубны).

Воспитатель: Весь народ глядит в окошки

                        Танцевать пошли матрешки

   Дети выходят под музыку.

           Ребенок читает

                         Мы, матрешки, мы сестрички,

                         Все мы лаковые, одинаковые.

                         Как плясать пойдем

                         Только пыль столбом.

 Дети исполняют танец « Мы веселые матрешки».

Воспитатель: (показывая на большую матрешку)

                         Эта матрешечка большая,

                         Эта гостья непростая,

                         Всем подружкам дорогая,

                        Ну очень, очень озорная      

                        Только ручкою взмахнет,

                         Всем гостинцы принесет.

                         Я за матрешечку зашла

                         Гостинец там нашла.

                         Да ребяткам принесла.

                         (Показывает корзину с гостинцами.)

                         Вы гостинцы кушайте, ребятки,

                         Да Русскую матрешку- красавицу не забывайте!

                         Тут занятию конец,

                         А кто смотрел – тот молодец

                         Мы всех гостинцами угостим.(Ребенок угощает взрослых)

                         Вы гостинцы кушайте,

                        Да нас не забывайте.

                         Почаще в гости заезжайте!

Воспитатель:     Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети:   До свидания.  

А сейчас давайте снимем наши красивые сарафаны, вымоем руки и пойдем гулять.

Конспект   по лепке «Хоровод матрешек» в средней группе.

Цель: Создание условий для развития умений у детей располагать узор в пределах основы, обогащение словарного запаса детей; закрепление понятия «большой» и «маленький».

Оборудование: игрушка матрешка, изображение матрешек, пластилин, доски для лепки, салфетки на каждого ребенка.

Ход работы:

  1. Вводная часть.

Восп.: Ребята, к нам в гости кто то пришел. Угадайте, кто это (загадка):

Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука В деревянные бока.

А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко. Это я русская матрешка .

А еще мы все матрешки Любим разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.

  1. Основная часть (показ и вопросы).

Воспитатель: «Дети, послушайте – что-то гремит внутри матрешки». (Воспитатель показывает детям, что матрешка разъемная).

Воспитатель«Посмотрите, здесь еще одна матрешка такая же красивая, яркая, но только по размеру маленькая, если сравнивать с 1-й матрешкой. Значит, 1-я матрешка большая».

(Воспитатель каждого ребенка спрашивает – где большая матрешка, маленькая. Затем, перефразировав, спрашивает:

« - Это какая матрешка? (большая). А это какая? (маленькая)». (Воспитатель выставляет матрешек на стол перед детьми).

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: «Ребята, а мне пальчики сказали, что тоже хотят поиграть. Давайте поиграем с ними! Покажите свои пальчики.

Сорока – белобока кашу варила                             Указательным пальце правой руки

Всю семью кормила: дедушке – дала,                    водить по ладони правой.

Бабушке – дала, папе – дала, маме – дала.            Сгибать поочередно каждый палец.

И меня угостила.   (Поменять ладонь и повторить пальчиковую гимнастику).

Воспитатель: «Вы так хорошо умеете играть. Давайте с нашими матрешками поиграем. Для этого мы сядем за столы и рассмотрим этих расписных кукол». (Дети садятся за столы).

Обследование.

     Воспитатель: «Возьмите свои листочки. Кто там нарисован? (матрешки). Что у них на голове? (платочки). Во что они одеты? (в сарафаны). А что нарисовано на платочках и сарафанах? (на них нарисованы цветы).

Лепка.

Воспитатель: Ребята, а что-то с ними не так. Платья на них какие? (не цветные). Не веселые они какие-то, румянца на щечках нет. Давайте сделаем такие же румяные щечки как у меня и украсим платья. Возьмите кусочек пластилина и скатайте между ладоней маленькие шарики. Расплющьте их сверху пальцем и прикрепите его к нарисованным щечкам матрешки.

  1. Заключительная часть. (Подведение итогов, выставка работ).

Воспитатель: Что мы сейчас делали? А матрешки они какие? (яркие, красивые, румяные).

Что у них на голове? (платочки). Во что они одеты? (в сарафаны).

А какие платочки и сарафаны? (яркие, красивые, разноцветные, на них нарисованы цветы).

- А по размеру они какие? (большие и маленькие).


Конспект по рисованию в средней группе на тему :                                                    Такая разная матрешка         

      Программные педагогические задачи: познакомить с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

      Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке -матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои представления об игрушке (матрешке).                                      

      Материал: расписные матрешки - семеновские, загорские; иллюстрации «Коллекции матрёшек»; плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка, краски, кисточки, вода, заготовка нерасписанной матрешки.

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.

      Подготовительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание песенок; отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.

 

Содержание  деятельности

      Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей.) Хотите заглянуть?

     - Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются.)                                                                  

 Дуйте в дудки, бейте в ложки!                                                                                                                                        В гости к нам пришли матрешки.                                                              

                Матрешки деревянные,                                                                                                       Матрешечки румяные.

      Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают.

 -   Матрешку сделали русские мастера-умельцы. Значит она какая? (Русская матрешка)

Матрешка здоровается с детьми и раскрывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).

Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

    

     После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети ей подпевают.

     - Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

     -Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума

набираться.

     - Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки?

     -Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

     - Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?  

      -Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

      -Какой узор на сарафане? (Листья и цветы.) Посмотрите еще на одну матрешку - она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?  

   - Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, весёлые.)

     

Хозяйка достаёт матрешку-заготовку, не украшенную узором.

   - А посмотрите на эту матрешку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам  кажется, какое у нее настроение?                                                             

- Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из вас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке - подружке. (Раздаёт плоскостное изображение матрёшки на бумаге.) Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой»

Рефлексия:

1.Что делали на занятии? (Украшали матрешку)                    

2. С помощью чего расписывали матрешку? (С помощью кисти, штампа-тычка)                                                                                               3. Какие у вас получились матрешки? (Красивые, нарядные, яркие, расписные, веселые, разные)                                                                                     

-Какие красивые узоры; получились! Вы все очень постарались.                                     

   Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приговаривает).    

Мышку встретили подружки,

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

                               

 

 Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.

 

Конспект НОД по ФЭМП для детей среднего возраста

                                    "Русская матрёшка"

Программные задачи:

- обогатить представления детей о народном искусстве через знакомство с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой;

- развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества, умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей;

- воспитывать интерес к народной культуре.

Оборудование: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки.

Ход занятия.

1 часть. Введение в игровую ситуацию. Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме входит в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая Матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые да нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой, как у меня. А вы знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шёл как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного.

Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда её батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её стали называть. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами. Вот так и появилась матрёшка. А я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Кто догадался, какой? (матрёшка) Посмотрите, сколько здесь матрёшек, какие они? (нарядные, расписные, красивые) Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Как она украшена? (сарафан украшен цветами) Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (раскрывает матрёшку)

Пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Кукла первая толста,

А внутри она пуста. Разнимается она

На две половинки. Эту куклу открой -

Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую - И сумеешь ты найти Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд Сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять. Сколько кукол?

Дети: Кукол пять.

Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).

2 часть. Дидактическая игра "Весёлые матрёшки".

Воспитатель: Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки" Для этого разделимся на две команды. У кого зелёный цветочек на груди - оденут косынку зелёного цвета и превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтый - жёлтую косынку и превратятся в желтых матрёшек. У меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим что там.

(Дети высыпают содержимое из мешочков)

Воспитатель: Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием? И что же получилось? (Матрёшка).

Воспитатель: Какая замечательная музыка. Так и хочется потанцевать. Исполняется танец «Русская матрешка»

3 часть. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка? Что у неё на голове? (косынка) На туловище? (сарафан) Чем украшен сарафан? (цветами) Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. (Дети украшают матрёшек)

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера. Давайте немного поиграем с матрёшками.

Конспект   по ФЭМП в средней группе.

                                 Тема: «Матрешки в гостях у ребят»

Задачи:

  • учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;
  • упражнять в умении объединять геометрические фигуры по форме;
  • упражнять в составлении фигур из счетных палочек;
  • расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях.
  • развивать мышление, интерес к занятиям.

Оборудование:

демонстрационный материал: 5 матрешки разной величины, домики в виде геометрических фигур; игрушка медвежонок;

раздаточный материал: счетные палочки,  

 

Ход НОД:

Организационный момент

- Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем. (Загадка.) Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-(матрёшки).

Основная часть:

Количество и счет.

- Матрёшка – одна из самых любимых русских игрушек. Сделана она из дерева и раскрашена веселыми красками.

- А вы хотите поиграть с матрёшкой?

- Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости?

- А почему вы так думаете?

- Правильно. Матрешек всегда много, и они спрятаны друг в друга. Давайте проверим. Вот они.

-  Давайте познакомимся с подружками. (Один из детей выставляет 5 матрешек) Дети их пересчитывают.

Игровое упражнение «Расставь матрешек по порядку»

- Дети, скажите, матрёшки одинаковые или разные?

Они разные по величине. Давайте мы с ними поиграем. Вы закроете глаза, а когда откроете, скажите, что изменилось. Согласны?

Воспитатель расставляет матрешек в порядке возрастания. (Дети проговаривают выполненное действие)

 Второй раз, вызванный ребенок расставляет матрешек в порядке убывания.

- Скажите, как Женя расставила матрешек? (от самой маленькой, до самой большой)

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.        (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные. (Хлопают в ладоши)

Игровое упражнение «Разложи фигуры в домики»

- Дети, а матрешки пришли к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой красивый сундучок они принесли: деревянный, расписной. Давайте заглянем в него и узнаем, что там. Да это же геометрические фигурки (показывает блоки Дьенеша). В них тоже можно поиграть. Воспитатель раздает всем по одной фигуре, дети рассматривают свою фигуру.  Воспитатель предлагает детям, у которых треугольники разместить их в домик (треугольной формы), так же поступают с другими фигурами, размещая их в соответствии с формой домика.

Работа за столами с раздаточным материалом: «Мебель для Мишутки»

Воспитатель предлагает ребенку еще раз заглянуть в сундучок и достать остальные предметы: это счетные палочки и маленький медвежонок.

- Как вы думаете, из какой сказки этот маленький медвежонок? (Три медведя). Кто обидел Мишутку? Что сделала Машенька?

- Давайте попробуем сложить из палочек мебель для Мишутки. (Дети выполняют задание за столами, один ребенок работает на мольберте).

Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Матрешки приготовили для нас еще один подарок. Это красивые картинки. Мы их увидим на нашем волшебном экране. Кто знает, пусть скажет, когда это бывает утром, днем, вечером или ночью.

Итог:

- Понравилось вам играть с матрешками?

- Какие игры вам понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке для средней группы «Матрёшка»

Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема: «Матрешка»Конспект занятия по лепке в средней группе.Тема: «Матрешка»Программное содержание.Познакомить с русской народной игрушкой – ...

Конспект занятия в средней группе "Матрёшки"

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим "Матрёшки"...

Проект в средней группе «Веселые матрёшки»

Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрешке, как одного из видов народного промысла....

Проект в средней группе "Русская матрёшка"

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)

Информационно - творческий проект  в средней группе №1 «Жар-птица»  «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)...

Проект в средней группе «Все матрёшки хороши».

Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен  проект....