Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Зеленая планета»
методическая разработка

Сливко Оксана Федоровна
Данная программа показывает, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 Киселевского городского округа

ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

ДЕТСКОГО САДА 54

(наименование дошкольной образовательной организации)

Протокол № от «      » 2021г.

 

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий В.В. Вербицкая

ДЕТСКОГО САДА 54

( наименование дошкольной образовательной организации)

__________      /В.В. Вербицкая/

       (подпись)                                      (расшифровка)

Приказ № от «»             2021 г.

        

Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности
«Зеленая планета»

Срок реализации программы: 2021 - 2022 учебный год.

Составитель:

           Воспитатель:    О.Ф.Сливко

Киселевский городской округ, 2021

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Методы и приемы реализации Программы
1.6. Характеристика особенностей развития детей от 5до 6 лет
1.7. Планируемые результаты освоения Программы
1.8 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно – тематическое планирование младший дошкольный возраст (5-6 лет)
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программы

 
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объем образовательной нагрузки
3.2. Организационно – педагогические условия
3.3. Психолого-педагогические условия
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

 Список литературы

                                                I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
                                              1.Пояснительная записка.

        Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

     Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
   Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению ученых (А.Н.Захлебный ,И.Д.Зверев, С.Н.Николаева, И.Т.Суравегинаи др.) оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном является экологическое воспитание детей в детских дошкольных учреждениях.
     Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
       Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
       За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей пяти - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. 4 Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;

• уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
• развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

1.2. Цели и задачи реализации программы

 Цель программы:

     Формирование осознанного отношения  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

 Задачи программы:

Обучающие:

- научить видеть и понимать красоту живой природы;

- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

- расширить знания  по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и с охраняемыми животными, вошедшими в Красную книгу;

- познакомить обучающихся с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием  цветочно-декоративных растений, занесённых в Красную книгу;

- познакомить с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

Воспитательные:

- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;

- воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

Развивающие:

- развивать потребности общения с природой;

- развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.


1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития
2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
5. Конкретность – объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.


1.4. Методы и приемы реализации Программы


 Наглядные методы:
 экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
 Словесные методы:
чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
 организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Направления реализации программы:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

1.5. Характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 лет

Старшая группа (от 5-6 лет)
      Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты.

В результате реализации программы, обучающиеся должны приобрести следующие качества:

- бережное отношение к природе своей Родины;

- умение обсуждать и анализировать свою деятельность;

- умение экологически мыслить;

- развитие трудолюбия, ответственности, соблюдения правил поведения в природе.

Метапредметные результаты:

К концу обучения дошкольники должны знать:

- термины «живая» и «неживая» природа;

- признаки времён года;

- основных представителей растительного и животного мира нашего района;

- основные виды растений и животных, обитающих на территории.
Должны уметь:

- проводить фенологические наблюдения;

- оформлять дневники наблюдений;

- определять деревья и кустарники по форме ствола, кроны, листьев;

1.7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

      Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности МБДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
      Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.
 Условные обозначения:
 Высокий уровень – критерии проявляются в полной степени (3 балла)
Средний уровень – критерии просматриваются, но имеют фрагментальный характер (2 балла)
Низкий уровень – критерии отсутствуют, либо выражены слабо (1 балл)

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики. 
   Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.

Примеры описания инструментария:

1 год обучения.

Введение -1 ч.

Теория: Знакомство с детьми. Что мы будем изучать на занятиях. Что такое «живая» и «неживая природа».

Практика: Экскурсия в парк. Викторина о природе.

Организация фенологических наблюдений – 1 ч.

Теория: Как правильно вести себя в природе. Фенология - наука о явлениях. Правила поведения наблюдений, ведение календаря природы.

Практика: фенологическая экскурсия в сквер.

Осенние экскурсии – 5 ч.

Практика: Экскурсии в природу с целью знакомства с осенними изменениями в природе. Экскурсия в парк с целью знакомства с основными породами деревьев и кустарников, определения деревьев и кустарников по форме ствола, кроны, форме листьев. Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Осень».

Перелётные птицы нашей местности – 2 ч.

Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов птиц, улетающих из наших мест на юг. Просмотр видеофильма: «Перелётные птицы нашей местности».

Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением перелётных птиц. Изготовление аппликации птицы из природного материала.

Наши зимующие птицы – 1 ч.

Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов зимующих птиц, обитающих в нашем районе. Просмотр видеофильма «Зимующие птицы средней полосы России».

Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Сбор семян и плодов дикорастущих растений для зимней подкормки птиц. Работа с определителями, научно-популярной литературой, зарисовка основных видов зимующих птиц. Работа с определителями, научно-популярной литературой, зарисовка основных видов зимующих птиц.

В царстве растений – 1 ч.

Теория: «В сказочном царстве, волшебном государстве» (занятие – сказка о мире растений).

Практика: Экскурсии в природу. Осенние изменения в жизни растений. Листопад, изменение окраски листьев. Сбор осенних листьев. Практическая работа по зарисовке листьев различных видов деревьев.

Лекарственные растения – 1 ч.

Теория: Изучение лекарственных растений луга.

Практика: Экскурсия в природу. Правила сбора и хранения растений.

Мир насекомых - 1 ч.

Теория: Отряд чешуекрылые, отряд жуки, отряд полужесткокрылые, отряд перепончатокрылые.

Практика: Экскурсия в природу, с целью изучения насекомых. Практическая работа с определителем насекомых, зарисовка насекомых.

Кто живёт в нашем лесу – 1 ч.

Теория: Просмотр видеофильма «Птицы и звери лесной зоны», викторина: «Лесные жители».

Практика: Экскурсия в парк. Птицы и млекопитающие, зарисовка обитателей леса.

Зима в природе – 5 ч.

Теория: Сезонные явления природы в зимний период. Признаки зимы, замерзание водоёмов, метели, снегопад. Значение снежного покрова для растений. Жизнь травянистых растений леса под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоёмов зимой.

Практика: Экскурсии в природу с целью изучения зимних явлений в природе, измерение снежного покрова, изучение следов животных на снегу.

Фенологические наблюдения зимой – 2 ч.

Практика: Экскурсия в природу. Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Зима», зарисовка зимних пейзажей.

Наши домашние животные – 1 ч.

Теория: Кто живёт рядом с тобой. Как себя чувствуют животные в доме. Уход за домашними животными.

Практика: «В гостях у Кота Котофеевича». Рисование домашних животных.

Весна в природе - 5 ч.

Теория: Признаки наступления весны: изменение внешнего вида растений, появление первоцветов, изменение поведения животных, появление насекомых, прилёт птиц, ледоход. Охрана природы.

Практика: Просмотр видеофильма «Весна в природе», изготовление аппликации из цветной бумаги «Первоцветы», «Скворцы прилетели».

Весенние фенологические наблюдения – 5 ч.

Практика: Проведение наблюдений за весенними изменениями в природе. Оформление дневников наблюдений, зарисовка весенних пейзажей, конкурс на лучшее знание весенних примет, пословиц, поговорок.

Экологические праздники - 3 ч.

Практика: Подготовка и проведение различных экологических праздников: праздник урожая, праздник первого снега, день зимующих птиц, праздник русской берёзки, день Земли.

Итоговое занятие - 1 ч.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое. Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Оценка индивидуального развития детей программе «Зеленая планета»

5 до 6 лет ______________________________

Фамилия, имя ребенка

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

Называет животных, обитающих в М.О.

Называет растения, растущие в М.О.

Называет времена года, последовате льность, названия месяцев

Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о знамении для здоровья утренней гимнастики, закаливание, соблюдения режима дня

Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

Знает название города, домашний адрес. Называет географические особенности город

Итог

1.

                2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Календарно – тематическое планирование младший дошкольный возраст (5-6 лет)
 I. Где мы живём? Место положения города (села, посёлка). Климат округа

Формировать комплексное представление о своем городе (поселке, селе), местностях, расположенных на его территории.  
Продолжать изучение неживой природы, погоды.
Знакомить детей с представлением о движении предметов, облаков, туч, солнца.

II. Многообразие растительного и животного мира
Обобщать представления детей об основных группах растений и животных и объяснять общие природоведческие понятия: «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «живое», «неживое».
       

III. Сезонные изменения в природе

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в среде обитания и на этой основе учить осознавать пути приспособления к ним разнообразных живых существ.

IV. Природа и человек
Совершенствовать навыки самостоятельной деятельности детей в уголке природы и на участке детского сада.

V. Человек и его здоровье
Уточнять представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т. д.), условиях их нормального функционирования, о состоянии своего организма и здоровья, о потребностях человека (свет, тепло, пища, жилище).

Требования к уровню подготовки детей

Воспитанник должен: ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

 УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Пересаживать комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

             3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет. Наполняемость группы 12-15 человек.

Объём программы: 36 часов в год.

 Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Список литературы:
 1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015
2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
5. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
6. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
7. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
8. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
9. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О. 10.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по дополнительной общеразвивающей программе «Математическая планета «Всезнайки»

Цель :Всестороннее интеллектуальное и логическое развитие детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями; сознание условий для развития познавательного потенциала ребенка и м...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Почемучка»

Кружок «Почемучка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологическ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Планета спрота"

Дополнительная общеразвивающая программа "Планета спрота" (физкультурно - спортивная подготовка)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эк...