ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
рабочая программа (старшая группа)

Лугаськова Елена Александровна

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а э Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2022-_2024_v_gostyah_u_prirody_ispravlennyy.docx98.23 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

«ПРИНЯТО»                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете                                                                            Заведующий

Протокол № 1                                                                      структурного подразделения                                                            

от «31» августа   2022 г.                                               «Детский сад комбинированного                                      

                                                                                                   вида «Аленький цветочек»

                                                                                                                    / Макушкина С.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

по экологической направленности «В гостях у природы»

Срок реализации: 2 года

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Составители: воспитатель Лугаськова Е.А.

рп.Комсомольский

2022 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

 1.1

Актуальность

1.2

Педагогическая целесообразность

1.3

Цели и задачи программы

1.4

Принципы, методы и приемы реализации программы

1.5

Возраст детей, участвующих в реализации программы

1.6

Сроки реализации программы

1.7

Формы и режим занятий

  2.

Содержание программы

2.1

Учебно-тематический план

2.2

Ожидаемые результаты

2.3

Формы проведения итогов реализации программы

 3.

  Методическое обеспечение программы   

Список литературы

 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Образовательная программа дополнительного образования детей «В гостях у природы» имеет экологическую направленность и разработана в соответствии с  программой  С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей  от 5 до 7 лет. Кружковая работа проводится в структурном подразделении «Детский сад «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида». Продолжительность реализации программы – 2 года. Количество занятий - 1 раз в неделю, длительность составляет: в старшей группе- 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

    Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

•        Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

•        Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16.

•        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавируской инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов"

•        Методические рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

•        Правила профилактики новой коронавирусной инфекции от РОСПОТРЕБНАДЗОРА.

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

   Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а э Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

то христианские добродетели.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

              Экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема  настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

                Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания  является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

                Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

                  Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

       Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

     Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; планируем развешивать скворечники на территории детского сада.

     Данная кружковая работа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

      Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Новизна программы

 Новизна  программы «В гостях у природы» заключается  в том, она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

   Для экологического развития детей организуются специальные наблюдения в природе, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На целевых прогулках, экскурсиях, в деятельности  дети привлекаются к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.

  Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся Близких и далеких предметов и  явлений, интересуются причинно–следственными связями (Как? Почему? Зачем?),  пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы. Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес миру природы, любознательность творческая активность, т.е личностные качества ребенка, предоставлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

      Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка,  сближение детей с родной природой,  воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.

  1.3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи:

Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:

    1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

    2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

   3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.  

Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:

 1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

  2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

 3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

  Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по экологическому образованию и воспитанию и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • речевое развитие;

-физическое развитие.

1.4 ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Учет возрастных особенностей воспитанников

В связи с возрастными особенностями воспитанников – отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется проводить занятия в виде игр-экспериментов, бесед, экскурсий.  В процессе обучения идет усложнение изучения учебного материала. Уровень подготовки детей, посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата .

  1. Принцип научной обоснованности и практической ориентации содержания.
  2. Принцип доступности. Крайне важным и тесно сопряжѐнным с принципом научности является принцип доступности материала для ребѐнка определѐнного возраста.
  3. Принцип наглядности и практического применения.
  4. Принцип прогностичности. Формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Осознание ребѐнком необходимости сохранения окружающей среды.
  5. Принцип индивидуального подхода, помощи и поддержки: максимально учитываются  индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.
  6. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности;
  7. Принцип интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребѐнка.
  8. Принцип учѐта этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего района.
  9. Принцип системности. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.
  10. Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.     Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей полноценное развитие ребенка.

1.5 ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы- от 5 до 7 лет. Принимаются все желающие, без специального отбора.

1.6 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Продолжительность реализации программы – 2 года

1.7 ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

     Форма организации образовательного процесса: кружковая работа с детьми одного возраста. Состав группы постоянный. Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность.

     Объем и срок освоения программы. Программа расчитана на 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю, в понедельник во второй половине дня,  время проведения: старшая группа – 16.00 – 16.25; подготовительная к школе группа – 16.00 -16.30; общее количество учебных часов: первый год обучения – 36,  второй  год обучения – 37. Длительность занятий: старшая группа – 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 минут.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа

№ п/п

Наименование модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Кол-во занятий

Мин.

1.

Вводное занятие

2

50

1

1

2.

Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка

2

50

1

1

3.

Куда исчезают насекомые?

1

25

1

-

4.

Что нам осень принесла?

1

25

-

1

5.

Вырастим цветок

1

25

-

1

6.

Участок детского сада

1

25

-

1

7.

Осенние хлопоты человека

1

25

1

-

8.

Где живут дикие животные?

1

25

1

-

9.

Жизнь домашних животных

1

25

1

-

10.

Дорога к доброму здоровью

1

25

1

-

11.

Какие разные деревья

1

25

1

-

12.

Хвойные деревья: сосна

1

25

-

1

13.

Птицы

1

25

1

-

14.

Как узнать птиц

1

25

-

1

15.

Волшебница-зима

1

25

1

-

16.

Комнатные растения

2

50

1

1

17.

Человек-живой организм

1

25

1

-

18.

Органы дыхания человека

2

50

1

1

19.

Кто такие рыбы?

1

25

1

-

20.

Весна-красна

2

50

1

1

21.

Для чего нужна Красная книга?

1

25

1

-

22.

Зеленая аптека

2

50

1

1

23.

Кто такие насекомые?

1

25

1

-

24.

Лес – многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями

2

50

1

1

25.

Земля-наш общий дом

1

25

1

-

26.

Экологическая тропинка

1

25

-

1

27.

Кто больше всего радуется весне?

1

25

-

1

28.

Итоговое занятие

2

50

1

1

Итого занятий за год

36

900

21

15

Подготовительная к школе группа

№ п/п

Наименование модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Кол-во занятий

Мин.

1.

Вводное занятие

1

30

1

-

2.

Планета земля в опасности

1

30

1

-

3.

Дары осени

1

30

-

1

4.

Цветы на осеннем участке

2

60

1

1

5.

Грибное царство

1

30

1

-

6.

Хлеб – всему голова

1

30

1

-

7.

Злаковые культуры

1

30

1

-

8.

Злаки родного края

1

30

1

-

9.

Как и для чего человек дышит

1

30

1

-

10.

Лес –как экологическая система

1

30

1

-

11.

Экскурсия в осенний парк. Как растения к зиме готовятся?

2

60

1

1

12.

Зачем человеку сердце?

1

30

1

-

13.

Почему исчезают животные?

1

30

1

-

14.

Зачем человеку желудок?

1

30

1

-

15.

Кому нужна вода?

1

30

1

-

16.

Как живут наши пернатые зимой?

2

60

1

1

17.

Кто такие млекопитающие?

1

30

1

-

18.

Земля – наша голубая планета

1

30

1

-

19.

Взаимоотношения и взаимодействия в природе

1

30

1

-

20.

Бездомные животные

1

30

1

-

21.

Кладовая земли

1

30

1

-

22.

Для чего человек ест?

1

30

1

-

23.

На Крайнем севере

1

30

1

-

24.

Север – царство льда и снега

1

30

1

-

25.

Весенние заботы птиц

1

30

-

1

26.

Пищевые цепочки в лесу

1

30

-

1

27.

Комнатные растения

1

30

-

1

28.

Первоцветы

1

30

-

1

29.

Удивительные факты из жизни насекомых и пауков

1

30

1

-

30.

Черное золото

1

30

1

-

31.

Что такое огонь?

1

30

1

-

32.

Цветущие деревья

1

30

1

-

33.

Что такое облака, дождь , гроза?

1

30

-

1

34.

Итоговое занятие

1

30

-

1

Итого занятий за год

37

1110

27

10

      2.2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце первого года обучения (5-6 лет) дети:

  •  понимают, что наша планета – общий дом для всех людей, животных и
  •  растений Земли;
  •  могут рассказать на доступном им уровне, какую роль в жизни

      животных и растений играют вода, воздух, свет и тепло;

  •  знают, что на Земле есть три царства живого: царство животных,

      царство растений и царство грибов;

  •  знают основные признаки живого и его потребности;
  •  владеют знаниями, что растения и животные живут в сообществе (лес и

      водоём);

  •   сравнивают и выделяют общие и отличительные особенности различных   животных;
  •  устанавливают простейшие связи между природными явлениями;
  •  проявляют устойчивый познавательный интерес к природе;
  •  могут делать выводы и делиться своими впечатлениями.

В конце второго года обучения (6-7 лет) дети:

  • владеют начальными знаниями о Вселенной и солнечной системе;
  • причиной существования времён суток и года, происхождением жизни на Земле;
  •  знают о различных природных зонах, их многообразии;
  •  особенностях внешнего строения животных и растений в зависимости от

      среды обитания;

  • знакомы с различными представителями мировой фауны и флоры;
  • имеют представления о родном крае.

2.3 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Тематические выставки в ДОУ.

2.Участие выставках и конкурсах в течение года по возможности.

3.Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

4. Организация выставок в группе по плану.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
  • Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы
  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
  • Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
  • Воронки
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
  • Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

«Огород на подоконнике»

  • Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
  • Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»        

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Словесные методы
  • беседа с элементами диалога; обобщающие рассказы воспитателя,
  • чтение литературных произведений,
  • сочинение сказок и загадок,
  • составление рассказов,
  • самопрезентация.
  1. Наглядные методы
  • экскурсии, целевые прогулки,
  • наблюдения,
  • показ сказок (педагогом, детьми),
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций,
  • проведение дидактических игр
  • использование презентаций, видеокомпозиций.
  1. Игровые методы
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.),
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров,
  • решение занимательных задач.
  1. Практические методы
  • организация продуктивной деятельности,
  • оформление гербария растений, коллекции семян, плодов,
  • изготовление с детьми наглядных пособий,
  • коллекционирование,
  • экспериментирование.

3. Дидактический материал

  • - методические разработки бесед;
  • - раздаточный материал;
  • - картотека иллюстраций;
  • - дидактические игры;
  • - картотека загадок;
  • - картотека стихотворений;
  • - картотека пословиц и поговорок;
  • - методические разработки игр;
  • - природный материал;
  • - картон, цветная бумага;
  • - краски акварель, кисти, цветные карандаши, пластилин;

4. Техническое оснащение занятий

  • Магнитофон;
  • Ноутбук;
  • *Интерактивная доска;
  • Различные атрибуты (мячи, д/ и, игрушки (мягкие, макеты овощи и фрукты, животные и др.), шишки, желуди, листья деревьев.

Литература:

1.С.Н.Николаева «Юный эколог»

2.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург,2011

3.Н.А. Рыжова  Я и природа: Учеб.-метод.комплект по экологическому образованию дошкольников. – Москва: Линка-Пресс, 1996

4. «Природа вокруг нас»Составитель М.А.Фисенко, Волгоград, 2005

5.О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Москва, 2006

6. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». Интегрированные занятия. Москва, 2005

7.Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2011

8. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». Москва,2011

9. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников» Москва, 2001

10.Интернет – источники.

 

Диагностика

освоения знаний

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

по экологическому направлению

«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»  

Список

детей

Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении

 

 

 

Различает и называет растение, животных, особенности внешнего вида, условий существования, поведения

 

Устанавливает элементарные причинно – следственные зависмости между явлениями живой и неживой природы  

Соблюдают элементарные взаимодействия  с растениями и животными

 

 

Уровень

Н.г.

    К.г.

Н.г.                

К.г.

  

Н.г                

К.г.

 

Н.г                

К.г.

Н.г.

К.г.

 

 

 

 

 

   Начало года:  В-

                            С –

                            Н -      

   Конец года:     В –

                             С –

                             Н -  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эк...