Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"
рабочая программа

Юсупова Елена Владимировна

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_programma_moya_.docx65.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №34 "Светлячок" комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва

ПРИНЯТО:                                                            

 На педагогическом совете

протокол № _____

от «____» __________20__ г

                

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора

от «__» __________ 20__ г.

 №  ___

______________/Деменкова Н.И.

Дополнительная общеразвивающая программа

Экологическо-педагогической направленности

«В гостях у природы»

для детей 6-7 лет, на один года обучения

Составитель: педагог дополнительного

                               образования Юсупова Е.В.

                                              I классификационная категория

                                     Кызыл- 2021г

Содержание

1. Пояснительная записка........................................................................................................3

1.1 Актуальность кружка .............................................................................................................4

1.2 Цели и задачи кружка .................................................................................................................6

1.3 Методы и приемы работы кружка………………………………………………………7

1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста...................................................................................................................................8

1.5 Планируемые результаты кружка............................................................................8

1.6 Создание условий для реализации кружковой работы…………………………9

II.  Содержательный раздел.....................................................................................................10

2.1. Учебный план кружка ………………………………………………10

2.2. Мониторинг ………………………………………………………………13

III. Организационный раздел................................................................................................14

3.1 Развивающая экологическая среда представлена в кабинете следующими

центрами ………………………………………………………………14

IV Методическое обеспечение…………………………………………16

4.1 Материально-техническое обеспечение кабинета…………………16

4.2 Методическое обеспечение программы………………………17

V. Список использованной литературы.......................................................................18

5.1 Список методической литературы……………………………………………18

5.2 Список литературы для родителей и детей…………………………………19

I. Целевой раздел

 Пояснительная записка 

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях, природных зон и их жителей. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в подготовительной группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

 -принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

 - принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по развитию экологических знаний у детей 6-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей взаимно связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.  Кружковая работа 30минут - подготовительные группы в соответствии с нормами Сан Пин.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Опираясь на принципы гуманистической педагогики, главной целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации рабочей программы считаем создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, коррекция речевых нарушений.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

     Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

                                                                   

                               

             Актуальность кружковой работы

         

  «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

 

   Актуальность данной кружковой работы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал

экологической культуры.  Поэтому очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее.

     Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

     Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров.

 Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

    Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

    Новизна данной работы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

     Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; планируем развешивать скворечники на территории детского сада.

     Данная кружковая работа включает развитие у детей умений постановки и проведения опытов. Например, «Природные явления» «Солнечная система», «Вода и ее свойства», и т. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

     Всё вышеперечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

                                         

Срок освоения программы: один год

1.2 Цель и задачи программы

Цель: познакомить детей с разнообразием флоры и фауны нашей Планеты. Изучить природные зоны России и нашей Республике. Сформировать у детей бережное отношение к представителям живой и не живой природы; воспитывать основы экологической культуры личности. С формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу

Задачи:

Образовательные:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
  • формировать освоение экологических представлений
  • развивать познавательные умения
  • накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.

1.3 Методы, используемые для реализации работы кружка:

Формы, способы, методы и средства реализации   программы, организации образовательной деятельности.   Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

     Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, виртуальные экскурсий и квесты, исследовательской и трудовой деятельности.

 -Познавательные эвристические беседы

-Чтение художественной литературы.

-Изобразительная деятельность.

-Экспериментирование и опыты.

-Музыка.

- Интерактивные игры и квесты

-Дидактические и настольные игры

-Игры- Путешествия
- Наблюдения.
- Трудовая деятельность.
- Развлечения, путешествия.

                           

Наглядные методы:

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических и настольных игр;

проведение интерактивных игр и квестов

        Словесные методы:

чтение литературных произведений; отгадывание загадок

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

        Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

           Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 6-7 лет

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном,

эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется

готовности к предстоящему школьному обучению.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

1.5 Планируемый результат кружка «В гостях у природы»:

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.                                                                                                                                                                                             К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка

   

Дети подготовительной группы к концу года могут:

 -  у детей должно сформироваться способность понимать последствия поступков и осознавать      важность соблюдения правил и норм поведения в природе;

- будут углублены знания дошкольников о природе Родного края.

-сформировано представления, а флоре и фауне нашей планеты

- сформировано представление о зимующих птицах, развито бережное отношение к ним.

-сформированы способности творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой.

-Повышен уровень экологической культуры

-Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

-Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

-Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, -родителям, педагогу;

-Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

-Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

-Использовать полученные знания в повседневной жизни.

  В процессе работы по программе кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

     Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

        

1.6 Создание условий для реализации кружковой работы:

 

  Психологические и социально-педагогические условия организации работы

учитывать социальный опыт ребенка учитывать его возможности, способности, интересы строить педагогический процесс как диалоговый

    Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

    Расписание кружка: 1 раз в неделю – среду.

Кружок «В гостях у природы» посещают 14 детей.  У шестилеток характерна высокая мыслительная активность. Шестилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить пословицы, поговорки стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 30 минут.

     Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

       

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан тематический план работы с детьми

                         

II. Содержательный раздел

2.1 Тематический план кружка

                                                              Сентябрь

Мониторинг

«Что такое природа?»

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы

«Не загрязняй природу»

Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы

                                                             Октябрь

«Все живое под нашей защитой»

Знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир.

«Лес: любить, беречь и не бояться»

Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения.

«Правила поведения в лесу»

Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей.

«Зеленая аптека»

Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах.

                                                            Ноябрь

«Природная зона тайга»

             

сформировать представления о природной зоне; познакомить с растениями животных этой зон

«Природная зона степь»

сформировать представления о природных зонах; познакомить с растениями животных этой зон

«Природная зона горы»

«Вулкан»

сформировать представления о природных зонах; познакомить с растениями животных.

Познакомить детей с вулканом.

«Природная зона тундра»

               

сформировать представления о природных зонах; познакомить с растениями животных этой зон

                                                               Декабрь

«Природная зона пустыня»

 

сформировать представления о природных   зонах; познакомить с растениями животных этой зон

«Природная зона арктическая пустыня»

сформировать представления                     о природных зонах; познакомить с растениями животных этой зон

«Звери зимой»

закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей, способами их приспособления

«Зимующие птицы»

воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

                                                                 Январь

«Погорим о заповедниках нашей республике»

с формировать представления детей, о том, почему люди берегут редких животных и растения

«Путешествие по материку Евразия»

 

с формировать знания детей о материках умение называть и показывать их на карте.

«Путешествие по материкам Австралия и Антарктида»

с формировать знания детей о материках умение называть и показывать их на карте.

                                                               Февраль

«Путешествие по материкам Африка и Америка»

с формировать знания детей о материках умение называть и показывать их на карте

«В гостях у морского царя»

                                             

С формировать представления у детей о подводном царстве

«Сравнение домашних и диких животных»

Обобщить знание детей о диких и домашних животных

«Я человек»

на основе исследовательской деятельности, развивать представления о том, что человек часть природы

Март

«День и ночь»

 

с формировать представление о смене дня и ночи

«Птицы — наши друзья»

Сформировать представления детей о зимующих и перелетных птицах

«Деревья»

С формировать представление хвойных и лиственных деревьях. И для чего они нужны в природе

«Насекомые – часть природы»

воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи

Апрель

«Наша планета Земля»

 

Продолжать знакомить детей с нашей планетой землей. Учить детей оберегать ее

«Солнечная Система»

С формировать представление о солнечной системе

«Путешествие капельки»

Сформировать представление о круговороте в оды в природе

«Водоемы нашего края»

Обобщить знания о водоемах нашей республике и их жителей

Май

«Воздух и его свойства»

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека

Мониторинг

 2.2 Оценивающие материалы

Мониторинг по экологическому воспитанию.

1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений

2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,

4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов

5.Имеет представления о правилах поведения в природе

6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении

7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

Оценка уровня развития:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства

3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От15 до 7-средний уровень

От7 до 0-низкий уровень

             

 Мониторинг кружка «В гостях у природы» 6-7 лет подготовительная группа:

Ф.И ребенка

Имеет представление об экологических системах

Различает климатические зоны

Имеет представление о солнечной системе и ее планетах

Имеет представление об особенностях растений

Имеет представление об особенностях животных

О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе

итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

С—сентябрь (первичная диагностика);

М – май (итоговая диагностика).

5 – высокий результат.

4 – средний результат.

3 – низкий результат.

Диагностический инструментарий для детей 5 -7 лет по экологическому развитию.

1.Представления о природе.  

Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.   Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.  Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.  Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

 

2.Отношение к природе. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.  

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе). Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

С формирован.

Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.  Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.  Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.  Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.  

Частично с формирован.

 Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.  Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.  

Не с формирован.

 Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.  Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы

объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.  

 

         

III. Организационный раздел

3.1Развивающая экологическая среда представлена в кабинете следующими

центрами:

«Мини краеведческий музей»

«Горные породы»

«Цикл развития птенцов»

«Следы пищевой деятельности белки»

«Гнезда птиц и пчел»

«Космос»

«Маленький ученый»

- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,

магниты, микроскопы, лупы;

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, шишки, камни, кара деревьев и древесины

семена;

- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,

вата, бинт;

- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, мех

- Календарь природы, модель календаря природы;

- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, паспорта растений);

- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;

- Экологические 3 Д наборы «Материки» и «Природные зоны» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

IV Методическое обеспечение

4.1Материально-техническое обеспечение кабинета:

- мольберт

- телевизор;

- компьютер;

- принтер;

4.2 Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

- «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО»

- «Путешествие в лес» Т.А. Антропова, Г. А. Мареева

- «Путешествие в мир природы. Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии» Е.Л Кощеева, Л.А Хамидулина, В.В. Прохорова

- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

 - «Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- «Вышли все мы из природы»; В.Р. Дольников

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;

 - «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;

Экспериментально-исследовательская зона:

- Вулканы(9шт)- один для педагога

-Колбочки для проведения опытов с водой

- Вертушки, воздушные шарики и т.д.

- Модель солнечной системы

 

Дидактические и настольные игры:

-«Живая и неживая природа»;

 -«Путешествие по природным зонам России»;

-«Путешествие по материкам»-игра с липучками

-«Жители материков»- лото

-«Жизненный цикл животных».

Интерактивные игры и квесты «Путешествие по материкам»

Видео презентации по всем темам кружка:

- Путешествие по природным зонам

- Природа живая и не живая

- Путешествие капельки

-Земля наш дом

-Солнечная система

-Правило поведение в природе

-Путешествие по материкам

- Перелетные и зимующие птицы

-Деревья и кустарник

- Воздух и его свойства

- День и ночь

- Дикие звери

-Красная книга

-Загрязнение природы

В своей работе применяют следующие педагогические и информационные технологии:

- здоровье сберегающие технологии;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология игрового обучения;

- технология обучения в сотрудничестве.

 

V. Используемая литература

5.1 Список литературы для педагогов:

1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.

2. С.Н Николаева парциальная программа «Юный эколог» системы работы в подготовительной группе детского сада 6-7 лет. Ознакомление дошкольников с природой 2016г.

3.География для детей: Энциклопедия- М.: «Аванта+» 1998г.

4. И.В Душина «География материков и океанов» Дрофа 1997г.

5.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

6.Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003

 7.С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003

8. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

9.Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. 10. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

11. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

12.Ф. Аксенова. Войди в природу другом.  Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011

5.2 Список литературы для детей и родителей:

1.Л.В.Ковиньк. Секреты природы — это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.

2. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).

4. Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)

5. Сказки для детей о природе (сказки и рассказы). -Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.

6. Пришвин: «Золотой луг», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Лесной доктор», «Еж».

7.Романова: «Муравей - Красноя точка».

8.Бианки: «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Молодая ворона», «Лис и мышонок», «Первая охота».

9.Зотов: «Лесная мозаика».

10.Сладков: «Синичкина кладовая».

11.Чарушин: «Про зайчат», «Бишка».

12.Михалков: «Аисты и лягушки».

13.Сутеев: «Под грибом», «Палочка-выручалочка».

14.Некрасов: «Дедушка Мазай и зайцы».

 15.Ю.Толстой: «Ласточки», «Птичка», «Пожарные собаки», «Котенок».

16. Тургенев: «Бежин луг».

18.Митяев: «Мешок овсянки».

19. Соколов-Микитов: «Листопадничек».

20.Снегирев: «Про птиц», «В заповеднике», «Как животных цвет

защищает».

21.Осеева: «Добрая хозяюшка», «Плохо».

22.Катаев: «Дудочка и кувшинчик».

23.. Акимушкин: «Природа-чудесница».

24.0негов: «Тропинка полевая».

25.Гаршин: «Лягушка-путешественница».

26.Токмакова: «Деревья».

27.Чаплина: «В нашем лесу», «Птицы в нашем лесу».

28.Паустовский: «Кот-ворюга», «Дремучий медведь».

29.Маршак: «12 месяцев».

30.Есенин: «Белая береза».

31.Чуковский: «Доктор Айболит», «Айболит и воробей», «Муха-цокотуха».

32.Андерсен: «Дюймовочка», «Гадкий утенок».

33.Киплинг: «Рики-Тики, Тави», «Слоненок», «Маугли», «Откуда взялись

Броненосцы».

34.Серова: «Подснежник», «Ландыш», «Незабудки».

35.. Пермяк: «Смородинка».

36.З.О.Заходер: «Серая звездочка».

31.Горький : «Воробьишко».

32.Берестов: «Заячий след»

33.Стихи на природоохранительную тему

 

34.Ридерз Дайджест «Иллюстрированный атлас мира»

35. Николаос Скилакис  Энциклопедия «История человечества»

36. Татьяна Успенская «Уроки знакомства с окружающим миром»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации направления «Познавательное развитие» Ознакомление с природой Средняя группа

(Соломенникова О.А.)по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевойна 2017 – 2018 учебный год...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

Программа дополнительного образования " В гостях у природы"

Программа дополнительного образования по экологии для средней группы " В гостях у природы"...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы».

раВоспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.боты:...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

программа дополнительного образования "В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ"

Программа дополнительного образования "В гостях у природы" старшая группа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В гостях у природы»

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое раз...