Экологический терренкур для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Клесова Мария Павловна

Данный образовательный терренкур разработан для детей трёх – четырёх лет с использованием специально оборудованной территорией ДОО с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terrenkur_dlya_vtoroy_mladshey_gruppy.docx150.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

Экологический терренкур

для детей младшего дошкольного возраста

https://r1.nubex.ru/s972-eed/f2189_0e/829_Green_Car_Technology_Award.gif

Подготовила

Клесова М.П.

Курск

Описание: данный образовательный терренкур разработан для детей трёх – четырёх лет с использованием специально оборудованной территорией ДОО с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.
Экологическое пространство, имеющееся на территории ДОО, используется нами в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма детей, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачи:

  • закреплять представление детей о растительном мире ближайшего природного окружения, знакомство с названием деревьев, растущих на территории детского сада (береза, туя);
  • развивать умение сравнивать деревья по внешним признакам;
  • познакомить с основными свойствами ветра (воздуха);
  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать;
  • развивать связную речь детей;
  • расширить представление детей о сезонных изменениях в природе;
  • воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру;
  • систематически включать детей в сенсорные обследования объектов и явлений природы, проведение опытов;
  • вызывать у детей положительные эмоции;
  • укреплять здоровье детей;
  • проводить систематические физические упражнения на свежем воздухе.

Структура пеших прогулок включает:
--  сбор и движение до следующей остановки терренкура;
--  остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
-- комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
-- самостоятельная деятельность детей;
сбор дошкольников и возвращение в группу.

1. Вводная часть

Беседа перед прогулкой  (проводится в групповом помещении).

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать что-то новое, интересное и совершить увлекательное путешествие?Тогда мы с вами отправляемся на встречу неизведанному.

(Дети выходят из детского сада).

2. Основная часть.

Дети выходят на улицу, подходя к участку, видят под деревом зайку.

Воспитатель: заинька, а что ты тут сидишь и почему такой грустный?

Мишка: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуй зайка.

Мишка: Мы играли с друзьями в прятки и я потерялся.

Воспитатель:

- Ребята, что делать? (ответы детей)

 -А где живет зайка? (в лесу)

- Как нам быть? Мы не знаем дороги?

- Что нам поможет найти дорогу? (рассматриваем карту)

В лес пойти все вместе можем и зайчонку мы поможем!

 Воспитатель: Тогда мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, только дорога трудная, поэтому мы должны хорошо подготовиться.

ФИЗМИНУТКА

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся, потянись!

Воспитатель: Закончилась зарядка,

                        Вдох и выдох, все в порядке?

Воспитатель: Вот теперь мы готовы отправиться на поиски зайкиных друзей. Но прежде всего скажите мне, пожалуйста, а где живет зайка?

А что растет в лесу?

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг, а какие деревья растут возле детского сада?

Какие еще деревья вы знаете?

Вы хотите узнать, какие еще деревья растут возле детского сада?

Ребята, тогда нам непременно надо отправиться в путешествие и помочь зайчику, ну и заодно узнать что-то новое.

Воспитатель: Только вот на чем же мы поедим?

А  на чем можно путешествовать?

Воспитатель: давайте сегодня мы оправимся в путешествие на паровозе.

ИГРА «Паровоз»

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ду - ду!

Я иду, иду, иду!

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так»

Первая остановка « Березовая»

Воспитатель: как это дерево называется?

Верно, это дерево называется береза.  Что есть у дерева?

Какого цвета ствол?

Какой он на ощупь?

Ствол толстый или тонкий?

Давайте попробуем обнять его. Вы смогли обхватить ствол руками?

А береза высокая или низкая?(высокая)

Воспитатель: Посмотрите на березу, на веточках нет листиков, но один остался, давайте посмотрим на него.

Ой, ребята, а здесь написано стихотворение о березе.

Белая береза косы распустила,

Белая береза ветки опустила,

Желтые листочки косы украшают

И на землю тихо, тихо опадают

Воспитатель: Посмотрите, как ветер качает дерево. Я коснусь вас листочком, и вы превратитесь в маленькие деревца.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наступило утро

Солнышко проснулось

И березки белые к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с дружкой,

Наклонившись в сторону(наклоны влево, вправо)

С солнцем поздоровались, радуясь каждому дню. (руки вверх, помахать)

Подвижная игра «ЗАЙКА»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

Воспитатель: ребята, нам надо ехать дальше. Приготовились, поехали:

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Вторая  станция «Кафе для пернатых»

Воспитатель:   Ребята, смотрите в какое необычное место мы приехали. Вы раньше обращали на него внимание?

Что это висит на веточках?

Для чего нужен этот домик?

Воспитатель: мы с собой взяли крошки для птичек, давайте покормим их?

Воспитатель: ребята, а вы знаете, каких птиц можно встретить в этом кафе?

Как их называют?

С тех пор, как наступила зима, для птиц настали трудные и голодные дни. Мы знаем, что не все птицы улетают осенью на юг. Какие остаются с нами? (Воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири.) Как называть этих птиц? (Зимующие птицы.)

- Как мы помогаем птицам? (Вешаем кормушки и насыпаем туда корм.)

Птицам нужно предлагать только подходящий корм. Нельзя давать им соленое, жаренное, черный хлеб и цитрусовые, а также любые испорченные или плесневелые продукты.

Птиц надо именно подкармливать, а не кормить. То есть еды в кормушке должно быть достаточно, чтобы птицы не погибли с голоду, но меньше, чем им необходимо - чтобы они не привыкали и не становились зависимыми от человека.

Дети, а вы знаете, что каждая птичка умеет по-своему петь: синица – посвистывает, воробей – чирикает, голубь – воркует, ворона – каркает. (Дети стараются подражать птицам)

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Подвижная игра«Птички в гнёздышках» 

Задачи : учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Воспитатель: ну что ж, ребята, нам надо ехать дальше.

Приготовились, поехали:

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Воспитатель: ребята, смотрите, кто нас встречает! (на веранде сидят игрушки: лиса, медведь и т.д.) Вот зайка и нашел своих друзей. Я думаю, им всем будет интересно поучаствовать вместе с нами в одном очень интересном эксперименте. А вы готовы? Тогда приступаем!

Третья станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

Тема «Ветерок» (на площадке)

Воспитатель: стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок

Кто же в этом теремочке живет?

Кто же  в этом невысоком живет?

Воспитатель: давайте отгадаем, кто живет в теремочке?

Я зеленая квакушка

На болоте я живу.

Песенку свою пою: «Ква-ква»

Воспитатель:ребята, кто же это?

Она приготовила нам задание. Но сначала нужно отгадать загадку.

ЗАГАДКА: Я березку качну,

                      Я тебя подтолкну,

                      Налечу, засвищу,

                      Даже шапку утащу.

А меня не видать, кто я?

Можешь отгадать? ВЕТЕР

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что такое ветер?

Это движение воздуха, а воздух есть везде.

Воздух необходим всем живым существам. Мы дышим им на улице, в саду, дома и когда спим.

Свойство «Невидимый»

Ребята, посмотрите вокруг себя, вы воздух видите? Нет, он невидим, он прозрачный. Но чтобы его увидеть, его нужно поймать. Мы возьмем прозрачный пакет и наберем в него воздух, теперь завяжем. Мы видим что-то в пакете? А что изменилось? Мы смогли поймать воздух?

ВЫВОД: Значит воздух есть вокруг нас везде и мы смогли поймать воздух, но он невидимый, прозрачный.

Свойство «Без запаха»

А как вы думаете, он имеет запах? (нюхают в пакете) Вы правы, он не имеет запаха. Теперь я положу вам в мешочки кое-что положу (чеснок, ароматная салфетка). А теперь воздух в пакете пахнет? Да, он пахнет тем, что мы в него положили.

ВЫВОД: воздух не имеет запаха, но приобретает запах от его источника.

Свойство «Форма»

Перед вами 2 шарика. Один надут, а второй нет. Как вы думаете, что в надутом шарике? Если его развязать и отпустить, он улетит? значит мы можем сказать, что воздух легкий? А имеет ли воздух определенную форму?

Воздух занял место в надутом шарике и принял его форму.

ВЫВОД: воздух не имеет определенной формы, он принимает форму того предмета, в котором находится.

Подвижная игра «Пузырь»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
 Раздувайся,  пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

                                        Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Роль лисы на себя берет ребенок (по желанию детей).
Ребенку на голову одевается маска лисы, остальные дети зайцы.

(берут зверей и отправляются дальше)        

«По лесной лужайке разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки -попрыгайки» (Дети прыгают на двух ногах)

«Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок»(Дети приседают)

«Вот какие зайки, зайки -попрыгайки»

«Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет, где же зайки, зайки –попрыгайки (Дети убегают от лисички)

Воспитатель: ребята, на этой остановке наше путешествие заканчивается. Наш зайчик нашел своих друзей, ну а вы, надеюсь, узнали много нового и интересного.

Пришло нам время возвращаться в группу.

Приготовились, поехали:

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее экологическое развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Насекомые - наши друзья"

Музыкальное развлечение на экологическую тему, с элементами математики....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Экологическая сказка для детей младшего дошкольного возраста "Приключение овощей"

Материал предназначен для воспитателей и детей младшего дошкольного возраста....

«Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».

Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения....

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по экологическому воспитаниюдля детей младшего дошкольного возраста....