«Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
статья

Кретинина Людмила Владимировна

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

      «Инновационные аспекты  взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

C:\Users\Admin\Desktop\нотки1.png

Подготовила:

 Музыкальный руководитель

МБДОУ»ЦРР-д/сад №131

Кретинина Л. В.

                                                                   2020 г.

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Семья. Общество. Государство – вызовы времени.

И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей в рамках ФГОС.

Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

Целью этой работы является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах  к  решению задач музыкального образования детей.

Задачи:

-Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству.

-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

-Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.

-Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми.

Основные принципы новой системы инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию:

- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);

- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в музыкальном  развитии ребенка.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

Модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников осуществляется в реализации плана по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели.

Я перечислю различные формы взаимодействия с родителями, которые использую в своей педагогической деятельности. Какие-то из них можно назвать традиционными, но это по форме проведения. Каждый раз я ищу новые подходы во взаимодействии. Во-первых, в этих мероприятиях всегда заняты дети, родители и воспитатели, т.е. все участники образовательного процесса. Во-вторых, родители не пассивные участники, а  активно вовлекаются в деятельность на мероприятии, как в группах с родителями, так и в группах с детьми, делятся семейным опытом. При проведении мероприятий используются интерактивные методы.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Информационно-аналитическое направление:

анкетирование, тестирование

Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

  • уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
  • определить запросы на музыкальное воспитание,
  • готовность родителей к сотрудничеству,
  • провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

 

2. Информационно-познавательное направление:

Главной цельюв этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:

- Выступления на родительских собраниях;

- Индивидуальные беседы с  родителями;

- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.

   - Мастер-классы, занятия-практикумы.

Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводится с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

  • «Музыкальное воспитание в семье»,
  • «Родителям о музыкальном воспитании»,
  • «Советы: музыкальное воспитание»,
  • «Как слушать музыку с ребёнком».

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Такие темы как: «Правильный подбор репертуара для дошкольника», «Музыкотерапия на все случаи», «Музыка – модель человеческих эмоций», «Играем в музыку» представлены и доступны родителям в буклетах.

Папки – передвижки    более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду. Там были представлены темы:

  • «Музыкальные игры в детском саду»,
  • «Ваш ребёнок любит петь?»,
  • «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
  • «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
  • «Как в жизнь приходит музыка…»,
  • «Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

 

3. Музыкально-досуговое направление:

открытые просмотры музыкальной  деятельности, совместные  праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в районных  мероприятиях.

Музыкальные занятия (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области: индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной деятельности в детском саду.

Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные.

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми в нашем детском саду проводятся праздники:

«День Матери»,

«День защитника Отечества»,

 «Масленица»,

 «8 Марта» и др..

 

 

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи.

Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных  видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

 В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Для детей – это возможность  приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;

Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:

- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.  . Педагоги, в свою очередь принимают поддержку  родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие;

 .При реализации новой системы  взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.

В результате использования инновационных  форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями наблюдается:

  1. Повышение качества музыкального образования  детей;
  2. Развитие  творческого  потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
  3. Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;

      4.  Повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;

       5.  Родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

       6. Обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.

Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС"

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения...

Технология ТРИЗ, как инновационный инструментарий развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

ТРИЗ - это развитие  у детей творческого мышления, развитие творческой индивидуальности, готовой решать своеобразные проблемы из разных сфер жизни. ТРИЗ даёт возможность для снятия психологически...

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В статье подробно рассматриваются функции воспитателя и музыкального руководителя в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС.

В статье раскрыты общие принципы ,цели,задачи и целевые ориентиры музыкального развития и  музыкального воспитания  дошкольников в контексте ФГОС ДО.Сформулированы современные задачи музыкал...