«Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Таратонкина Наталья Владимировна

Исходя из задач, определенных  в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, процесс обучения, воспитания и развития должен быть направлен на: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Результатом внедрения ФГОС ДОУ в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых –». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_nravstvenno-patriotcheskomu_vospitaniyu_2.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Воспитатель: Таратонкина Н.В., 2020 г.

СЛАЙД № 1 Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

СЛАЙД № 2 « Семья-это та самая среда, в которой человек

учится и сам творит добро».  В.А. Сухомлинский

СЛАЙД № 3 Актуальность

Исходя из задач, определенных  в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, процесс обучения, воспитания и развития должен быть направлен на: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Результатом внедрения ФГОС ДОУ в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых –». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. В условиях, когда большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и личностного развития ребенка.

СЛАЙД № 4 Функции семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Семья ребенка является ключевым звеном направления патриотического воспитания детей, а также  взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,  в основе которого лежит идея  о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств.

СЛАЙД № 5  Цель:  организовать совместную работу с родителями по формированию у детей нравственных представлений, личностных качеств, развитие творческих качеств через общение ребенка с книгой.

Задачи: Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка в семье через знакомство с военным прошлым своей семьи, нашего города и страны. Формирование у родителей активной позиции в воспитании у ребенка гражданских и патриотических чувств. Создание единого образовательного пространства через совместную деятельность педагогов, родителей и ребенка.

СЛАЙД № 6 Прогнозируемые результаты: Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции, улучшится взаимопонимание родителей с детьми через совместную творческую деятельность.

СЛАЙД № 7 Осуществление поставленных задач не возможно без участия семьи, поэтому необходимо повышать уровень культуры родителей в вопросах формирования патриотического сознания детей. Конечно, это предполагает построение логической цепочки: педагог - ребенок — детский сад — семья. Мной был разработан алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников, состоящий из нескольких разделов:

1. Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей по нравственно-патриотическому воспитанию; предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка, анализ эффективности проводимых мероприятий.

2. Практический (познавательные формы общения и досуговые формы общения) предусматривал актуализацию полученных знаний родителями по формированию патриотических чувств у ребенка; включение родителей и детей дошкольного возраста в общее дело (участие в конкурсах, играх, проектах и др.).

3. Наглядно – информационный. Предусматривает информацию в родительском уголке, раздаточный материал в форме буклетов и памяток, развивающая среда.

СЛАЙД № 8 – 10 Информационно-аналитический:

Одной из форм работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию является: анкета для родителей, рекомендации для родителей, консультации. Знакомство с художественной литературой. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания. В анкетировании приняли участие 18 родителей в возрасте от 23 до 45 лет, которым были заданы вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием?», «Как следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», «Кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?», «Удовлетворены ли вы процессом патриотического воспитания вашего ребенка?», «Хотели бы вы, чтобы патриотическое воспитание вашего ребенка было непрерывным?», «Какие меры по улучшению патриотического воспитания вы порекомендовали бы?». Результаты анкетирования показали, что под патриотическим воспитанием родители понимают любовь к Родине, стремление увеличить ее богатства и процветание; 11 опрошенных решают задачи патриотического воспитания в условиях семьи, 7 отметили, что патриотическое воспитание — прерогатива ДОУ. В целом родители удовлетворены патриотическим воспитанием своих детей в ДОУ.

СЛАЙД № 11 - 15 Практический: участие в конкурсах и в выставках совместных работ по данному направлению, посещение памятных мест; совместный просмотр видео материалов, мультфильмов; оформление развивающей среды в группе и ДОУ; привлечение родителей к участию в праздниках. Положительные эмоции и совместная деятельность сближает взрослых и детей. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа. Замечательной практикой в детском саду стала организация досуговой деятельности на тему "День Защитника Отечества", традиционно в преддверии  этого праздника в группах проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам -солдатам и будущим защитникам  Отечества; «Осенние посиделки», «День матери», «Новогодний праздник», «8 марта»,», «Встреча весны- фольклорный праздник», «День Победы». С помощью родителей оформлен  в детском саду макет посвященный 75-летию  ВОВ. В раздевалке группы систематически оформлена выставка рисунков детей и родителей,  выставка работ совместных детей и родителей.

Новизна опыта работы: Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями… Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: мультфильмы, переполненные сценами насилия, книги, журналы, пестрящие материалами похожего содержания; компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив. Однако все эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему народу, необходимо показать с привлекательной стороны. Особенно важна предварительная работа, мы дали детям и родителям домашние задания, преступить к просмотру мультфильма про ВОВ, что простимулировало взрослых дополнительно познакомить детей с иллюстрациями рассказов о ВОВ, прослушиванию стихов и песен на военную тему, то есть поднять с детьми целый пласт исторической культуры.

СЛАЙД № 16 – 17 Наглядно-информационный. 

Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут получить информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получить мудрые советы по воспитанию детей, возможность получить рекомендации по использованию в домашних условиях произведений художественной литературы по определенной теме.  Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной информации, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая. 

В связи с обстановкой в стране через мессенджер ватсап родители знакомятся с тематическими акциями.

 

СЛАЙД № 18 Выводы: Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

СЛАЙД № Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Необходимость особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с его помощью обеспечивается о...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Доклад о взаимодействии воспитателей ДОУ с родителями по нравственно-патреотическому воспитанию дошкольников....

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию»

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создае...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию»

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни....

Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьипо нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников»...