Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
статья

Анна Кузнецова
Необходимость особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свои Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

На основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей выявляется факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Необходимо поставить цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Для изучения отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей, выявления их положительного опыта, типичных трудностей и недостатков можно использовать опросные методы, наблюдение, диагностику. В помощь родителям издавать информационные листовки, например: «Досуг в семье», «Знакомим детей с малой родиной» и др.

Изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания в детском саду и семье может осуществляться при помощи анкетирования «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания». Где будет выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания.

В анкетировании задаются следующие вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием?», «Как следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», «Кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?», «Удовлетворены ли вы процессом патриотического воспитания вашего ребенка?», «Хотели бы вы, чтобы патриотическое воспитание вашего ребенка было непрерывным?», «Какие меры по улучшению патриотического воспитания вы порекомендовали бы?».

 

Работа с родителями включает в себя следующие основные формы:

  • праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.
  • семинары-практикумы, родительские гостиные, например, «Я и моя семья в роли семейных летописцев», тематическая неделя «Азбука семейных ценностей».
  • папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения».
  • семейные и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
  • рекомендации «Растим патриота», в которых говорится о необходимости воспитания у детей любви к родному дому, улице, детскому саду, а также рекомендации о том, как знакомить детей с достопримечательностями района, города, как посещать с детьми музеи и выставки.
  • совместные экскурсии «Любимые уголки нашего города», «Славное прошлое».
  • выставки совместного творчества с родителями: «Во поле березонька стояла», «Чудеса детей из ненужных вещей», «Природа и фантазия», где дети обогащались бы новыми впечатлениями о природе, насекомых, изготавливали поделки из природного материалы
  • мини-музей «Моя малая родина». Музей — механизм сбережения и трансляции достижений культуры, он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность связи человека с миром в их богатстве и многообразии. В музее ребенок погружался в историческое прошлое родного края, изучал природные богатства, окружающий мир. Работа по созданию мини-музеев сплотит коллектив воспитателей, родителей и детей.

Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В детском саду могут быть организованы и проведены досуг «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др. Сценарии праздников и развлечений могут разрабатываться совместно с родителями.

Участие родителей в мероприятиях ДОУ обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых, приобщает детей к национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Исходя из задач, определенных  в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, процесс обучения, воспитания и развития должен быть направлен на: «объединени...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Доклад о взаимодействии воспитателей ДОУ с родителями по нравственно-патреотическому воспитанию дошкольников....

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию»

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создае...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию»

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни....

Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьипо нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников»...