Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
материал

    Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_denesha.docx541.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 для воспитателей детского сада:

«Развитие логического мышления

 детей  дошкольного возраста посредством

развивающих технологий»

                                         

                                                                                                  

I часть: Блоки Дьенеша

II часть: палочки Кюизенера

 

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. В России блоки Дьенеша выпускает фирма «КОРВЕТ»  в г. Санкт-Петербург. Основателем явл. Бэлла Борисовна Финкельштейн. В 2007 году она читала лекции в институте развития образования в г.Кирове на курсах повышения квалификации, которые я посещала, и познакомила всех слушателей с блоками. С тех пор у меня появилась мечта- приобрести блоки Дьенеша, но средств не хватало. В 2012году мечта осуществилась, благодаря  гранту. И мы закупили пособия на целую группу.

Логические блоки Дьенеша являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом.

Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым...

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

48 геометрических фигур

четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

трех цветов (красный, синий, желтый);

двух размеров (большой, маленький);

двух видов толщины (толстый, тонкий)

Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями,  способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет)  до начальной (и даже средней) школы.

        Игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

  • для развития умения выявлять и абстрагировать свойства
  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам
  • для развития действий классификации и обобщения
  • для развития способности к логическим действиям и операциям

 КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

  1.  Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними.
  2.       Постепенно дети овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями

ИТАК, найдите и покажите  

- маленькие фигуры

- фигуры такого же цвета, как  эта (желтая  фигура).

- Затем можно попросить ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; далее  распределяем фигуры по размеру,  форме, толщине.

  1. Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами

Задание:положить перед собой все круги (чем похожи и чем отличаются)

  1. На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

  • Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).

  • Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

  •  После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

  • И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок. (цвету, форме, размеру, толщине).

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

  1. На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.
  • Так, цвет изображается пятном.
  • Величина – силуэтом домика (большой, маленький).
  • Форма – соответственно контурами фигур.
  • Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).

Имеются и карточки с отрицанием свойств (не синий….)

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Предложить педагогам (красный, не маленький, тонкий круг)

 Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

  1. После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.

Предложить педагогам таблицы

Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

  1. И наконец наиболее сложные задачи на разбиение по свойствам. Вариантом таких игр являются игры с обручами.

При подготовке дошкольников к подобным  играм нужно сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Расположить внутри  синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Необходимо ответить на вопросы: (беседа)

Какие блоки лежат внутри синего, но вне красного обруча?

Внутри красного, но вне синего

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Но прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

      Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут  служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет).

         

 Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности, научите догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит»

II часть: палочки Кюизенера

                

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его  развитию.   Насущной   стала  проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада - логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера,  рекомендованные  для обучения детей основам математики.

  Диагностика образовательного процесса показывает, что дошкольники не в полном объёме владеют счетом, недостаточно развита способность  видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать» оперировать предметами, знаками, символами; поэтому в дошкольных учреждениях следует реализовать современную образовательную технологию, дидактическое пособие – цветные палочки Кюизенера.

Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами  в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета.

Можно использовать венгерский вариант палочек (выпущен государственным предприятием по производству и сбыту учебных пособий, г. Будапешт). Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек двенадцати цветов (табл.2). Все они, имея одинаковые основания в виде квадрата размером 1 кв. см, легко укладываются в ряды разными способами: друг за другом или одна на другую. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик — это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик, имеет форму прямоугольного параллелепипеда и является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соответствуют три кубика или белый кубик и розовая палочка. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе.

Белая1Розовая2Голубая3Красная 4Желтая 5

Фиолетовая6Черная7Бордовая8Синяя        9Оранжевая10

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения счёту.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

 

  Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. Очень важно, что занимаясь со счетными палочками Кюизенера, дети на примере собственной деятельности понимают, что число появляется в результате счета и измерения. То есть ребенок получает базовые представления о числах и математики, с которыми он будет в дальнейшем работать. Во многих странах мира, и в России в том числе, цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе.

Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.

     Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу,  какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого раннего возраста.

Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути». Это может быть традиционный ежеутренний подсчет ступенек в детском саду или приятная необходимость выбрать в магазине десять разных конфет. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера.

Методика работы с палочками Кюизенера

Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений, подойти вплотную к сложению, умножению,   вычитанию и делению чисел.         Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

     Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

(Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)

Эффективное применение палочек  X. Кюизенера даёт возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе ( найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой  и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь  одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

     Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата  помогут альбомы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками» и «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка», «Страна умных игр», «Разноцветные палочки», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город»,  которые сослужат нам добрую службу, очень важна  комплектация  дидактического  стола: набором цветных палочек Кюизенера, дидактическими играми, «блоками-играми», комплектами иллюстративного материала, методическими пособиями и «методическими советами» по использованию комплектов игр и упражнений, наличие  «мультимедийных  презентаций».

     Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.

I Блок.  «Найди и покажи»

II Блок.  «Что какого цвета?»

III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».

IV Блок. Развитие у детей  количественных представлений.

V Блок.  «Считаем ступеньки» (состав числа).

VI Блок. Измерение с помощью палочек  Кюизенера.

VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера,

VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

    План работы с родителями

Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

Варианты работы с семьей:

  • Анкетирование родителей: определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии.        
  • Групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями работы по интеллектуальному развитию дошкольников.        
  • Консультация для родителей «Как реализовать современную образовательную технологию - палочки Кюизенера в дошкольных учреждениях с участием родителей».        
  • Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?»        
  • Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера?»
  • Наглядная информация        : «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
  • День открытых дверей: Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем».        
  • Семейный досуг        «На улице разноцветных палочек».        
  • КВМ с участием родителей и детей «Играем вместе».
  • Творческая лаборатория родителей        : Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.
  • Лучший семейный опыт:     Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера.
  • Совместное занятие с детьми и родителями «Мир творчества», «Играем вместе», «Наши  открытия».        

  • Подведение итогов работы:

Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами.

Анализ степени достижения поставленной цели.        

Итог:

        Использование палочек Кюизенера  способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию  настойчивости, воли,  усидчивости, целеустремленности.

Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы,  как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо  и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.

Литература

  • М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Москва, 1981г.
  • Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
  • А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
  • Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
  • Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
  • Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
  • А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г.
  • Л.М.Кларина, З.А. Михайлова «Разноцветные полоски».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важное значение для повышения качества воспитательно- образовательной работы в детских дошкольных учреждениях имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость или мягкость, шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное познание действительности. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе «Детство». Ряд образовательных задач, воспитателя младшей и средней группы, в разделах «Предметный мир», «Первые шаги в математику», являются: научить детей постепенному переходу от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?»), к простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных качеств и свойств предмета (назначение предмета; его частей и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма размер и т. д.). Педагогическая диагностика детей 3-5 лет нашего детского сада показала, что 40% детей путают цвета, затрудняются в классификации предметов по цвету, 35% ошибаются в различении форм предметов, геометрических фигур.

Автор раздела «Первые шаги в математику» , программы «Детство», рекомендует для решения задач по сенсорному развитию, в частности ознакомлению детей с цветом, формой, использовать современные дидактические средства. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Данные дидактические средства в образовательном процессе нашего детского сада не использовались. Причинами этого явились: недостаточная компетентность педагогов в теоретическом и практическом применении, отсутствие образовательной технологии с использованием данных дидактических средств в образовательном процессе с младшими и средними дошкольниками.

Исходя, из обозначенной проблемы дальнейшей целью моей педагогической деятельности стало:

- повысить качество сенсорного развития младших дошкольников (ознакомление детей с цветом, формой) через современные дидактические средства.

Для решения поставленной цели определила задачи:

1.  Изучить теоретический и практический материал о современных дидактических средствах «Цветные палочки Кюизенера», логические блоки Дьенеша.

2.  Подобрать и адаптировать образовательную технологию работы с использованием цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша.

II. Теоретическая часть

Психолого-педагогические исследования сенсорного воспитания

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (, , и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Педагог , рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдения появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать название и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. Научные исследования , , показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым в специально организованных образовательных ситуациях в различных видах детской деятельности (изобразительной, конструктивной, познавательной, игровой и др.).

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета( образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов навозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играетфонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисо - вания, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Основная направленность и содержание видов деятельности подчинены общим задачам умственного воспитания.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Любая содержательная деятельность включает как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.

Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во - вторых, от целей обследования. Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Содержание сенсорного воспитания должно быть согласовано с содержанием детской деятельности.

Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения очень разнообразны на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.

2.3.  Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей «Детство», которую реализует наш детский сад. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.

Изучая научно-педагогическую и методическую литературу, я узнала, что дидактическое пособие«Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976 г. г.), который изобрел это пособие. Существуют как объемный, так и плоскостной вариант палочек. В набор входит 10 палочек разного цвета и длины. Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка. Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др.), понятия «между», «каждый», «одна из..», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет.

Дополнением к набору счетных палочек Кюизинера, для детей 2-3-х лет, разработан альбом «Волшебные дорожки». Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера. Играя, дети научаются различать цвет, количество «один и много», сравнивать палочки, предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости, сделать открытие, что значит «одинаковые», а что значит «разные».

Для детей 4-7 лет разработана игра по принципу японских сканвордов – «Кростики». Правила игры очень просты: в рамочку вставляют карточки-задания: по вертикали для столбцов и по горизонтали для строк. Цифры на карточке указывают, сколько клеточек нужно пропустить в данном столбце или строке.

Еще один альбом с играми к палочкам Кюизинера – «Дом с колокольчиком», для детей 3-5 лет. Предложенные игры этого альбома содействуют интеллектуально-творческому развитию детей, развитию памяти, умению концентрировать внимание, развитию воображения, освоению пространственных отношений.

https://pandia.ru/text/80/030/images/image001_76.gifВенгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал универсальное пособие – логические блоки. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (М. Фидлер), «логические кубики» (Г. Копылов), «логические блоки» (А. Столяр). В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами. Детей привлекают логические блоки, т. к. они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Набор «Давайте вместе поиграем» содержит 9 комплектов логических фигур, 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков. Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.

Например мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый садовник выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти:

- большой красный круг,

- большой красный квадрат,

- большой красный прямоугольник.

А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они( по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории…

III. Описание опыта работы

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя. Задачи и содержание сенсорного воспитания в самостоятельных играх и упражнениях в целом остаются такими же, как и в деятельности на занятиях. Воспитательно- образовательные функции меняются: на первый план выдвигается восприятие многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особое значение имеют игры и упражнения для расширения практических ориентировок, использования полученных знаний и умений в жизненных ситуациях. Более сложной деятельности требуют специально созданные дидактические игры с правилами. В этих играх есть четко выраженные дидактические и игровые задачи, игровые действия, правила. Действия детей, усвоение знаний и умений, взаимоотношения играющих происходят на основе правил, их обязательного выполнения (действовать по очереди, не повторять сказанного, подбирать определенные предметы и др.). Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми я конструирую следующим образом:

ü  во-первых, вне занятий. Размещаю наборы в предметно-развивающей среде, в математическом центре;

ü  во-вторых, организую совместную и самостоятельную игровую деятельность, например: конструирование из палочек по заданию или моделирование по схемам, рисункам;

ü  в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, доступность, системность, смену видов деятельности.

Для работы с младшими дошкольниками я выбрала образовательную технологию , представленную в методическом пособии «Дидактические игры и занятия в детском саду» (см. приложение№1). В данном пособии представлены дидактические игры с использованием палочек Кюизенера. Структура образовательной технологии использования дидактических игр с палочками в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала программы «Детство».

Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. п. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета. Применяю известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Далее использую игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом. Таким образом, вовлекаю детей в совместную деятельность, создавая проблемные игровые образовательные ситуации от имени игрового персонажа. Дидактические игры с палочками Кюизинера применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.

Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаю, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируюсь на примерный уровень развития ребенка, предлагаю ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагаю более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Диагностирую каждого ребенка, получаю ясную картину уровня мыслительных умений детей.

Это дает возможность организовывать занятия, игры и т. п. с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаю игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Для работы с блоками Дьенеша я использую игровую технологию «Игровая школа мышления» , «Логика и математика для дошкольников» , опыт работы , воспитателя ДОУ №167 г. Перми, набор дидактических игр «Давайте вместе поиграем» автора Н. О Лелявина. (см. приложение № 2)

В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков предлагаю следующие задания:

·  найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

·  найди не такие фигуры, как эта по форме ( по размеру, по толщине, по цвету).

·  найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

·  назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

После самостоятельного знакомства с блоками переходим к играм и упражнениям. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоком, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий - чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) и карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Найди пропущенный предмет» и др. Дети в совместной деятельности выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем…? Поменяем местами? Добавим?»

Дети осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом (в зависимости от реальной формы предметов), диван - прямоугольником; по стрелке определяют направление действий, движений.

В нашей разновозрастной группе детского сада создан математический уголок, где выкладываются занимательные игры, схемы, лабиринты и др. что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать.

Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр. Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера включаю в занятия. Например, на занятии по математике включила игры: «Угощение для медвежат», «Собери бусы» (с блоками Дьенеша) для решения одной из задач занятия: развитие умений классифицировать фигуры по форме и цвету. На занятии по конструированию строили различные лестницы из цветных палочек Кюизенера, при этом решались задачи: закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторские способности, развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. На математическом развлечении дети с удовольствием работали со схемами, которые принес Буратино, выкладывая из фигур: веселого человечка, лодку, автомобиль (блоки Дьенеша), котенка, уточку, курочку с цыплятами (палочки Кюизенера). На комплексном занятии дети вместе с медвежонком раскладывали фигуры в разноцветные обручи (игра с фигурами «Раздели блоки») при этом развивали умения разбивать множество по двум совместимым свойствам.

Игры и упражнения с логическими блоками и палочками Кюизенера предлагаю детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

Работа по образовательной технологии «Дидактические игры и занятия в детском саду» с использованием цветных палочек Кюзинера и технологии с использованием блоков Дьенеша, подтолкнула меня к разработке своих авторских сценариев различных образовательных ситуаций, занятий; игровых упражнений с палочками и блоками. Мною разработаны игры и занятия для детей младшего возраста (см. приложение №3).

Заключение

В ходе системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к цветным палочкам Кюизенера и логическим фигурам, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях. (см. приложение№ 3)

ü  80% детей 3-5 лет ориентируются в назывании и различении цвета;

ü  90% детей 3-5 лет правильно называют фигуры;

В дальнейшем я планирую следующее:

- разработать план-программу внедрения дидактических игр с блокам и фигурами Дьенеша, палочкам Кюизенера в образовательный процесс на разновозрастной группе детского сада.

Список используемой литературы:

1.  и др. Комплексная программа «Детство»

2.  Венгер игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

3.  Пилюгина по сенсорному воспитанию

4.  Панова игры-занятия в ДОУ.

5.  «Игровая школа мышления»

6.  , «Давайте вместе поиграем»

7.  , «Логика и математика для

дошкольников».

8.  «Сенсорное воспитание в детском саду».

9.  «Комплексные занятия в средней группе детского сада».

10.  «Математика от трех до семи»

11.  «Как работать с палочками Кюизенера».

12.  . «Перспективное планирование с блоками Дьенеша».

Приложение

Дидактическая игра «К нам гости пришли»

(II младшая группа)

Цель: развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не». Развивать логическое мышление, внимание. Называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал:

логические блоки;

- игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, еж;

- карточки - свойства.

Ход игры:

В игре принимает участие подгруппа из 5 детей)

Под музыку перед детьми расставляют игрушки( волк, лиса, заяц, медведь, еж).

Ребята, к нам гости пришли! (дети рассматривают сказочных героев, выбирают себе одну игрушку).Зверюшки принесли с собой красивые фигуры, но они не умеют с ними играть. Давайте ребята поможем зверюшкам. Надо разделить фигуры чтобы:

·  У волка оказались все круглые, синие;

·  у лисы -квадратные, красные;

·  зайца- прямоугольные, желтые;

·  медведя - синие, прямоугольные;

·  ежа - синие, круглые.

(рядом с игрушками можно положить карточки-свойства –чтобы дети легче запомнили правило).

После практического решения дети называют, какие фигуры у зверей.

А теперь посмотрим, какие фигуры остались (дети перечисляют). --Поменяемся зверюшками и слушаем другое задание. Выберите фигуры для:

волка - не толстые;

лисы - не тонкие;

зайца - не треугольные;

медведя - не квадратные;

ежа - не маленькие;

( положить карточки- свойства)

После выполнения, дети объясняют, что они выбрали, почему. В конце игры - танец со зверушками.

- Молодцы ребята, научили мы зверюшек играть с фигурами. Дети прощаются с героями.

Дидактическая игра « Кто быстрее?»

(II мл и ср. гр.)

Цель: познакомить детей со свойствами логических блоков в игровой форме. Развивать умения выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал:

·  логические блоки

·  3 корзинки

·  Петрушка

Ход игры:

Логические блоки рассыпать на ковре. Для детей выставляются корзинки, дети под музыку выбирают:

1.  1 корзинка - все желтые фигуры;

2 корзинка - все красные;

3 корзинка - все синие;

После выбора рассказывают Петрушке, какого цвета у них фигуры.

2.  1.корзинка-все квадратные;

2.корзинка - все круглые;

3.корзинка - все прямоугольные;

-Назови какие фигуры ты собрал? (дети рассказывают Петрушке)

3.  1.корзинка - все тонкие;

2.корзинка - все толстые;

3.корзинка - все маленькие.

«Угадай чего не стало?»

(с блоками Дьенеша 2мл., ср. гр)

Цель:

*Развивать умение называть свойства( цвет, форму, толщину, размер) фигур, внимание.

Материал:

- игрушка - собачка;

- логические блоки;

Х ОД ИГРЫ:

Пришел пес Пушок, хочет поиграть с детьми, принес фигуры, выкладывает на столе вместе с детьми рассматривает, вместе решают какая эта фигура, какая она цветом.

Затем выставляются 5 фигур, Пушок просит детей закрыть глаза, убирает одну фигуру. Дети отгадывают к(акая фигура потерялась. Затем 6 и 7 фигур разного цвета, формы, толщины.

Конспект занятия во II младшей группе.

«Винни-Пух»

Программное содержание:

- Упражнять детей в различении цвета;

- Развивать умение различать палочки Кюнзенера по размеру (длинная, короткая);

-Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма –Винни-Пухом.

Материал:

-палочки Кюнзенера;

- игрушка Винни-Пух;

-муз. диск.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем поют песенку про Винни-Пуха под караоке п.4

«Если я чешу в затылке - не беда,

В голове моей опилки да-да-да!

Но хотя там и опилки и кричалки и вопилки,

А так же шумелки и пыхтелки и сопелки-да!

Сочиняю я неплохо иногда;

Хорошо живет на свете Вини-Пух,

Оттого поет он эти песни вслух,

И неважно чем он занят, если он худеть не станет,

А ведь он худеть не станет,

Если конечно вовремя не подкрепиться да!»

Стук в дверь, пришел игрушечный Вини-Пух.

Вини-Пух:-Слышу, слышу это песенка про меня;

Я Вини-Пух, вы узнали меня? А откуда вы меня знаете?( из мультфильма).

Ребятки, можно мне с вами сегодня поиграть?(да).Тогда слушайте, я буду задавать вам задания, а вы их выполнять. Договорились? Тогда возьмите цветные палочки, садитесь по - удобнее и слушайте задание.

Первое задание: нужно составить дорожку из самых длинных палочек. Какая цветом самая длинная палочка?(оранжевая). Какая цветом дорожка?(оранжевая).

Второе задание :Составьте дорожку из самых коротких палочек. Какая цветом самая короткая палочка?(белая). Какая цветом вторая дорожка?(белая).

Третье задание :Составьте ковер из палочек так. Чтобы каждая полоса состояла только из палочек одного цвета. Какого цвета твой ковер?

Четвертое задание: Составьте коврик так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Каким цветом первая полоска? Вторая?...

И последнее, пятое задание: Отгадайте что у меня получилось?(дети переходят на ковер, Вини-Пух с воспитателем выкладывают на ковре яблоко и большую конфету).

-Молодцы ребята, со всеми заданиями справились! Что мы сегодня делали (дорожку из дл. палочек и корот.), коврик из палочек одного цвета и разн. цвета.

Дети с Вини-Пухом танцуют, прощаются.

«Веселые зайчата»

Программное содержание:

-Упражнять детей в различении цвета;

-Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу;

-Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Материал: - палочки Кюнзенера;

- Игрушки большой заяц и зайчата на каждого ребенка;

- ковролин, плоскостные полоски;

Ход занятия:

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку» Кто это?

( зайчик). Появляется игрушечный зайчик.

- Здравствуйте дети, как у вас здесь интересно, а можно я тоже с вами буду играть? А я пришел не один, со мной мои маленькие друзья - зайчата( на стол выпрыгивают зайчата).Ребята, зайчата еще маленькие. Они очень любят играть. А вы любите играть? А как вы играете?( дети перечисляют).

Заяц: - А мы зайцы очень любим прыгать!(прыгаем ловко, любим морковку). А вы любите прыгать?( покажите как вы умеете прыгать,( дети прыгают).

Зайчата: Мы тоже любим прыгать, а где мы будем прыгать? Дети, у вас есть лестница?(нет). Тогда давайте ее построим. Из чего будем строить лестницу?(Дети перечисляют). Давайте построим ее из цветных палочек.

Заяц: - Ребята, нужно взять белый кубик и положить его на стол, розовую палочку и положить рядом с белым кубиком, справа от него, голубую палочку рядом с розовой, красную палочку рядом с голубой, желтую палочку рядом с красной палочкой.

( В ходе объяснения, показ на ковролине)

-Вот такая у нас получилась замечательная лестница. Давайте зайчата попрыгайте по лестнице, посчитайте ступеньки( дети берут по зайчику), проговаривают с воспитателем: Первая ступенька - белая;

Вторая - розовая,

Третья - голубая,

Четвертая- красная,

Пятая - желтая.

Молодцы! А как по - другому можно построить лестницу( выслушиваются варианты ответов).

Зайчик: Сначала кладем желтую палочку,

Затем палочку красного цвета,

Потом голубую палочку

Дальше розовую

И самую маленькую - белую.

(зайчики прыгают по лестнице, называют цвет).

Заяц:- А можно построить лестницу одного цвета?

(Зайчики прыгают)

- Давайте построим лестницу, которая поднимается вверх и спускается вниз (дети делают по показу).

Зайчата: Молодцы ребята, нам так у вас

Понравилось, можно мы еще немножко

поиграем?

Игра:

«Отгадай загадку, выбери отгадку».

Цель:- Упражнять в различении цвета;

- Развивать умение работать со схемой;

накладывать палочки на изображение;

- Развивать логическое мышление, речь.

Развивающая игра:- наборы палочек Кюнзенера;

- схемы (мышки, котенка, лягушки, зайчика, утенка, курочки, рыбки, собачки );

- шарики с загадками этих животных.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать пласт. Шарик( который легко открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку, ребенок отгадывает и выбирает отгадку - схему( схемы разложены на столе).С помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме. Называя цвет палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один шарик.

11 вар. Дети сами загадывают загадки и выкладывают отгадку без схемы.

111 вар. Дети выкладывают с помощью палочек Кюнзенера какой-либо рисунок, нужно придумать загадку.

Игры с логическими блоками Дьенеша

119991

Теги:

развивающие методики

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки  Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. https://shkola7gnomov.ru/images/m/43ac6178c26b9a433c1f5ec3b27e0436.png

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей,   представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);https://shkola7gnomov.ru/images/m/logicheskie-bloki-denesha-11.jpg

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найти все  фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.
  • Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры  и упражнения с  блоками Дьенешаhttps://shkola7gnomov.ru/images/m/04labdu6s1219815132.jpg

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  1. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).http://shkola7gnomov.ru/upload/image/4(4).jpg
  1. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  1. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  1. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  1. http://shkola7gnomov.ru/upload/image/7(1).jpg

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

  1. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  1. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  1. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  1. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  1. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  1. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  1. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  1. http://shkola7gnomov.ru/upload/image/17(1).jpg

В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  1. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  1. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  1. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  1. Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  1. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  1. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  1. http://shkola7gnomov.ru/upload/image/22.jpg

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

  1. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
  • цвет обозначается пятном
  • величина - силуэт домика (большой, маленький).
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного  больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988).

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.

5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.  
 

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

  1. Альбомы Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года).
  2. Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
  3. Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет),
  4. Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
  5. Логические блоки Дьенеша (2-7 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Элементы пескотерапии в детском саду"

Представлен материал по пескотерапии в детском саду...

Семинар-практикум «Секреты индивидуализации в детском саду»

В разработке представлен практический материал для индивидуализации. Особенности проведения педагогического наблюдения.Цель: Расширять знания педагогов о новых примах работы по ФГОС. 1....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...

Семинар-практикум «Секреты индивидуализации в детском саду»

Цель: Расширять знания педагогов о новых примах работы по ФГОС. Познакомить воспитателей с некоторыми приемами развития детской инициативы.Показать,  как можно осуществить индивидуализацию педаго...

Семинар-практикум для родителей в детском саду "Жить здорово" на тему "Здоровьесберегающие технологии".

Семинар-практикум познакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями....