Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников
статья (старшая группа)

Кудрицкая Татьяна Вартановна

 Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

 Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

 Игра поможет взрослому сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

 Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательной деятельности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

 Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс развития познавательных интересов средних дошкольников через сюжетно-ролевые игры.

 Предмет исследования: игровые технологии как средство развития познавательных интересов.

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность сюжетно-ролевых игр, как средства развития познавательных интересов средних дошкольников.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы. Игры должны быть такими чтобы они вызывали усилие мысли, но не требовали напряжения, не вызывали усталости, страха и нежелания заниматься дальше. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру. Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи - познавательного содержания, в определении игровой задачи и в продумывании игровых действий.

 Главное назначение сюжетно-ролевых игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пример для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества.

 Благодаря сюжетно-ролевым играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются творческие способности, формируются представления о жизни.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

 В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.

 Сущность  сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные цели и задачи.

 Этапы знакомства детей с новой игрой:

 1 Этап: Внесение новой игры в группу.

 Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

 2 Этап: Собственно игра.

 Цель: эмоциональное развитие ребёнка, развитие интеллекта и речи.

 3 Этап: Самостоятельная игра детей.

 Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию игровой ситуации.

 В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.

 Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер. В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических ("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования), и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

 Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения. Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

 Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: •личность педагога, •характер его взаимоотношений с ребенком, •закономерности и особенности внутреннего мира ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - легким, легкое – приятным.

 Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются: •интересы и потребности детей, •осмысление и осознание себя в окружающем мире, •индивидуальность каждого ребенка, •средства и способы добывания знаний, организация предметно развивающей среды.

 Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью важно насыщать свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес ребёнка. Для этого и используются, рассматриваемые нами сегодня, сюжетно-ролевые игры. В ходе этих игр, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями, активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека.

Сюжетно-ролевые игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Совместная деятельность со взрослым и сверстниками во время проведения игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого - на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.

 Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: Познавательная активность средних дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Педагог должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей. Процесс обучения во время занятий должен быть для детей радостным и позитивным. Это поможет им развивать познавательную активность. Задача педагогов не упустить момент, потому что возраст 4-5 лет, самый подходящий для этого. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

 Выбор мною сюжетно-ролевой игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей. Благодаря сюжетно-ролевым играм дети становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"

Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"...

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра- это жизненная лабаратория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее быда бы бесполезна для человечества. В итоге раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие ...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса посредствам использования игровой технологии "Бизиборд"

Один из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном возрасте - игра.Игровая технология "Бизиборд" отличное пособие для развития познавательного интереса у детей раннего возраста....

Статья "Интерактивные дидактические игры, как средство развития познавательного интереса дошкольников".

В статье раскрывается опыт работы по созданию и применению интерактивных дидактических игр и игрушек с детьми дошкольного возраста....

Технология Лего – конструирование, как средство развития познавательных интересов у дошкольников

Актуальность. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса...