Игровая деятельность с предметами в группах раннего возраста как средство развития познавательного интереса младших дошкольников
статья (младшая группа)

Дегтярева Олеся Сергеевна

статья по использованию предметов в развитии детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность с предметами в группах раннего возраста как средство развития познавательного интереса младших дошкольников

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

   В возрасте до трех лет ребенок находится во власти реальной ситуации и это проявляется во всем. Только после трех летнего возраста тип поведения ребенка поменяется – он станет действовать в мыслимой, в воображаемой ситуации. Ребенок сможет наделять предметы любыми свойствами и именами – карандаш может стать волшебной палочкой, ракетой и т.п.

Если попросить ребенка карандаш называть ножом, а кубик – хлебом, то он спокойно сможет «порезать карандашом кубик», но если рядом будет хлеб или нож, то он с большим затруднением  выполнит инструкцию взрослого или не сможет выполнить её вообще.

   А если, Вы попросите ребенка называть карандаш собачкой или кошечкой, и попросите его погладить, то ребенок не примет такое замещение.

Не стоит думать, что ребенок сам научится играть, вообще все развитие ребенка – это результат совместной деятельности со взрослым!

От двух до трех лет, ребенок начинает осваивать «символическую игру», его мотивация играть увеличивается. Этот процесс отделяет слово от предмета, тем самым вызывает бурный рост в развитии ребенка – качественный скачок в развитии речи, мышления, поведения, появляется способность фантазировать

Задачи воспитателя в этом периоде это развить познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними. 

Поэтому темой своего самообразования на этот год я выбрала именно создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности с предметами.

Для этого я разработала систему специально организованной деятельности которая будет проводиться на протяжении года. Это игры – занятия с ленточками, платочками, губками, веревочками и т.п. предметами. В процессе данных игр детям в игровой форме будет показаны способы игрового взаимодействия с предметами и возможности из превращения в игрушки – заменители.

Например – ленточки могут превратиться в хвост, в салют, в речку, дорожку. Могут стать кругом и квадратом. Губки могут превратиться в дорожки, домики, кораблики, машинки.

В процессе игровой деятельности показываю детям способы действий, поддерживаю познавательную активность, побуждаю к самостоятельности.

Использование  таких форм интеллектуальной активности, как предметы-заместители, воображаемые предметы,  приводит к увеличению количества детей, проявляющих инициативность в игре. Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет руки кубиком», «измеряет температуру» палочкой. Это игровые заместители реальных вещей.

Становление игры — одно из главных достижений раннего возраста. Игра —одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра- это жизненная лабаратория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее быда бы бесполезна для человечества. В итоге раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие ...

Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по...

Тема «Элементы провокации как средство развития познавательного интереса у дошкольников» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях и в других видах деятельности зависит успешность...