Тема «Элементы провокации как средство развития познавательного интереса у дошкольников» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.
консультация (старшая группа)

КУЗНЕЦОВА НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА

Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях и в других видах деятельности зависит успешность ребенка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем - полноценное обучение в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vystuplenie_provokatsii.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Элементы провокации как средство развития

познавательного интереса у дошкольников»

Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях и в других видах деятельности зависит успешность ребенка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем - полноценное обучение в школе.

Все мы понимаем, что взрослые во многом определяют своеобразие и сложность развития дошкольника – они включают ребенка в разные  сферы жизни деятельности, организуя процесс его развития. Одним таким способом может стать и провокация. Обращаем внимания, что провокация рассматривается нами как «приглашение, побуждение, стимулирование, мотивирование и связано с игрой».

Провокация в виде приглашения в игру заключается том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребёнке интерес, любопытство и желание сделать что либо. Она создает ребенку пространство для творчества и исследования. В зависимости от вида провокации могут быть затронуты все области образовательной деятельности. Отдельной сферой применения элементов провокации можно считать развитие речи посредством различных высказываний, заведомо не соответствующих действительности.

Начать диалог можно с подобных фраз «А я слышала, что зимой зайцы спят в берлоге», или «Красный треугольник имеет круглую форму» количество и содержание фраз ограничивается лишь фантазией говорящего. В процессе рассуждений стараться добиваться желаемого ответа, выслушать вывод, сделанным самим ребенком.

Большое место в группе отведено центру экспериментирования. Центр содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования.

Так же в центре экспериментирования находиться сенсорный поднос, который мы используем для провокации.

На поднос выкладывается материал. Например - на подносе весы и разные виды ореха. Дети самостоятельно изучает и исследует материалы, выстраивая свой образовательный маршрут.

Весы - для чего весы? – взвешивать.

Что можно взвесить? - орехи.

Почему орехи разные? Вывод: Узнать какой орех тяжелее, какой легче.

Прошло несколько дней. Выложили вновь орехи и весы.

Вторая подгруппа детей, взвесили орехи и решили расколоть орехи.

Зачем? – узнать, как выглядят ядра у разного ореха.

Как? - придумали. Взяли стул положили под ножки орех, сели и стали подпрыгивать.

Вывод: Орех раскололся, ядро у разного ореха разное.

«Секрет сосновой шишки»

Выкладываем на провокационный поднос две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани. Берем шишку и обследуем. Какая она? С какого дерева? почему чешуйки раскрылись? (созрела шишка). Хотите увидеть, какой она была раньше?

1.Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую. Почему они не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми).

2.Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на 3часа.

3.Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (пропиталась водой). И чешуя закрылась. А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой), воды в ванночке стало меньше.

Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой, и чешуя закрывается, шишки выглядят в первоначальном виде.

«Воздушные шары»

Выкладываем на поднос воздушные шары и ставим емкость с водой. Дети изучают предметы, (зачем шары, для чего вода, как это связано), строят свой маршрут. Дети надувают шар, опускают в воду, шар плавает, силой давят шар в воду и убирают нить, которой завязан шар. Появляется пузыри - почему? Вывод: Воздух выталкивает воду на поверхность.

«Морской прибой»

В нашей группе детьми был сделан макет «Морской прибой». На поднос были выложены песок, ракушки, камни. Дети обследовали материал, затем придумывали разные версии, как использовать эти предметы. Решили сделать море, самостоятельно добавили скорлупу грецкого ореха и смастерили парусники, и это уже конструирование – все объединили и придумали новое названия своей работы «Морской прибой», вот так в нашей группе появился новый макет.

Применение элементов провокации позволяют в игровой форме ребенку самому найти правильное решение или прийти к выводу. Главной задачей педагога является мягкое направление в нужно русло рассуждений, не навязывая свое мнение.

Воспитатели вместе с детьми исследуют, сомневаются, пробуют, экспериментируют и создают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников»

Презентация для педагогов к самообразованию "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра- это жизненная лабаратория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее быда бы бесполезна для человечества. В итоге раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие ...

Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...

Технология Лего – конструирование, как средство развития познавательных интересов у дошкольников

Актуальность. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса...