Статья "Игра как средство развития познавательного интереса посредствам использования игровой технологии "Бизиборд"
учебно-методический материал (младшая группа)

Евдокимова Ирина Николаевна

Один из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном возрасте - игра.

Игровая технология "Бизиборд" отличное пособие для развития познавательного интереса у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СТРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БИЗИБОРД»

Евдокимова И.Н., воспитатель

Кутовая Е.В., воспитатель

МБДОУ ДС №66 «Журавушка» Старооскольского городского округа

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов находится ориентация образовательного процесса на реализацию познавательных возможностей дошкольника, развитие познавательного интереса, инициативности, познавательной активности.

В педагогике познавательный интерес определяется как отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. (энциклопедический словарь)

Развитие познавательного интереса у детей – один из актуальных вопросов в современной педагогике на сегодняшний день. Известно, что дошкольники 1-2 младших групп детского сада познают мир, главным образом, через тактильные ощущения, стимулируя формирование когнитивных процессов.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей, а у малышей 2-4 лет отмечается стремление к игровой предметно-манипулятивной деятельности, главной в раннем детстве, способствующей развитию мелкой моторики рук, логики, мыслительных процессов, речевых центров мозга детей.

Поэтому ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. 

Действуя с предметами, ребенок реализует потребность в  познании окружающего мира, и для того, чтобы интерес к  его изучению не угас, следует организовывать игровую деятельность таким образом, чтобы постоянно реагировать на возрастающие потребности детей, предлагая разнообразные занятия, ориентируемые на интересы малыша. Так же мы стремились найти что-то нетрадиционное, отвечающее современным педагогическим требованиям, направленное на избежание формального игрового взаимодействия.

Поэтому наш выбор пал на одну из новых игровых технологий для детей раннего дошкольного возраста  - создание бизиборда.

Данная игровая технология по достоинству оценена современными педагогами, хотя идея эта не нова.

Развивающая Доска или как её называют «Бизиборд», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики», кроме этого, звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, она была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи; окончила Римский университет и была первой женщиной  в Италии получившая степень доктора медицинских наук, знание профессора антропологии и гигиены.  Известна своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.

Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, то есть развивая мелкую моторику. Мария Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.

Таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детальки, а родители перестанут опасаться за их жизнь. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша. Подобное стимулирование благоприятно влияет на интеллектуальное и физическое развитие крохи.

По нашему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития познавательного интереса малышей и в настоящее время необходим в каждой группе раннего возраста, как элемент развивающей предметно-пространственной среды.

Список литературы:

1.Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] /Э.А. Баранова.- СПб.: Детство - Пресс, 2005.-180 с.

2. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб.пособие / Л.А. Венгер., В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. –1083 с.

3.Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]: учеб.пособие / Л.С. Выготский. – М.: Воронеж, 2013. –470 с.

4.Кларина, Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим [Текст]: учеб.пособие / Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2004. – 275 с.

5. Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори[Текст]: учебное пособие/ М.Г. Сорокова . – М., 1998.  - 316 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте....

Консультация для родителей «Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса к математике».

Предложенный материал способствует развитию познавательного интереса, умения искать творческие решения  поставленных задач....

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра- это жизненная лабаратория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее быда бы бесполезна для человечества. В итоге раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие ...

Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по...

Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет опыт  работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке  ...

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...