Здоровьесберегающий проект "Здоровый ребенок - наше будущее"
проект (подготовительная группа)

Валентина Сергеевна Поспелова

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Обеспечение здоровья и физического развития   детей заявлено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему, потому что за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось из-за недостаточной осведомленности родителей о важности физического воспитания, негативной статистики по образу жизни в семье - сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”

г. Озерск, Челябинская область

Здоровьесберегающий проект

«Здоровый ребёнок – наше будущее»

подготовил

старшей воспитатель

Поспелова Валентина Сергеевна

Озерск

2020

Здоровьесберегающий проект

«Здоровый ребёнок – наше будущее»

Актуальность 

             В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Обеспечение здоровья и физического развития   детей заявлено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему, потому что за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось из-за недостаточной осведомленности родителей о важности физического воспитания, негативной статистики по образу жизни в семье - сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями.  

         Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.   

Дети, посещающие наш детский сад, ежегодно проходят медицинский осмотр врачом педиатром и другими узкими специалистами.  После медицинского заключения было выявлено, что большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.  

     

  Цель и содержание инновационной идеи.

 Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Задачи:

  1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
  2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
  3. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни».
  4. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Вид проекта:

По продолжительности: долгосрочный.

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Основные этапы  

I этап – аналитический

Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

Информационно-аналитическая деятельность:

- анализ состоянию здоровья детей;

- анализ развития двигательных навыков детей;

- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;  

- формирование      информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).

-организация работы творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию   результатов работы.

II этап –  диагностический

Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению  в ДОУ - «Здоровый  малыш!».

Планово-прогностическая деятельность:

Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта:

- разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;

- разработка модели системы по здоровьесбережению «Здоровый малыш!»

- разработка методических рекомендаций (педагогический инструментарий);

- систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;

- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

III этап – основной  

Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Организационная деятельность:

Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни.

-разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;

-подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным    подходам к сохранению здоровья;

-использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;

-организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом.

-организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению;

 -организация совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей;

-мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей.

Регулятивно-коррекционная деятельность:

Организация работы творческой группы:  

- внедрение проекта и использование здоровьесберегающих технологий;

 -отслеживание промежуточных результатов и по необходимости корректировка работы по реализации проекта.

IV этап – заключительный  

             Подведение итогов работы в проекте, анализ полученных результатов деятельности, определение перспективы на будущее.

Подведение итогов проекта.

Механизмы реализации идеи

Пути реализации проекта:

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
  • экскурсии;
  • спортивные соревнования;
  • беседы;
  • игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
  • консультации для родителей

Ресурсное обеспечение

Методическое

Кадровое

Материально - техническое

- методическая литература по данной тематике;

- методический и практический материал для работы с детьми

- использование Интернет - ресурсов

заведующий

старший воспитатель

воспитатели

специалисты

медицинский персонал

Наличие в ДОУ:

- методического кабинета

- спортивной площадки

- медицинского блока

-центры двигательной активности в групповых помещениях

- уголков релаксации

- кабинет логопеда

 Оборудование:

- спортивное

- медицинское

-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий

-для проведения коррекционно – оздоровительной работы

 

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Продукты деятельности

I этап – аналитический

 

Анализ

- заболеваемости

воспитанников;

- развития двигательных навыков

 

Ст. воспитатель

Мед. сестра

Сравнительный анализ

 

Анализ УМК (учебно – методический  комплекс) по вопросам здоровьесбережения

 

Ст. воспитатель

Творческая группа

 Список   литературы

Организация работы творческой группы

 

Ст. воспитатель

- План  работы    

- Схема модели «Система работы по использованию

здоровьесберегающих

технологий в МБДОУ ДС №10

II этап – диагностический

 

Организация работы Творческой группы

- создание единой системы работы по здоровьесбережению  всех субъектов образовательного процесса ДОУ

 - разработка  Модели системы работы по  здоровьесбережению

в ДОУ «Здоровый  малыш!»;

 

Ст. воспитатель

Творческая группа

Модель системы работы по здоровьесбережению в ДОУ «Здоровый малыш!»

Разработка и моделирование образовательного процесса:

- Комплекса мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

- Планирование оздоровительной системы в режиме дня

- Усовершенствование структуры двигательного режима за счет использования традиционных и инновационных форм работы

- Разработка системы оздоровительной работы

 

 Группа №1, группа №2,

Группа №3,

Группа №4,

Группа №5

- Современные здоровьесберегающие технологии,

- Оздоровительная работа в системе дня

- Организация двигательного режима

- Система оздоровительной работы

- План оздоровительно - профилактических мероприятий

Контрольно – диагностическая деятельность:

Подборка диагностического материала для:

-комплексной оценки уровня знаний детей;

-анкетирования педагогов;

-опроса родителей

 

Ст. воспитатель

Комплексная диагностика культуры  здоровья

III этап – основной

 

Подготовка программно – методической базы для реализации проекта:

- Разработка плана работы с педагогами;

- Разработка перспективного плана работы с родителями (Приложение № 1)

   

Ст. воспитатель

План работы с педагогами

План работы с родителями

Систематизация

методических  и дидактических материалов

по обучению  воспитанников

Апробация инновационных методик здоровьесбережения: 

«Минутки шалости»,

«Минутки тишины»

«Гимнастика маленьких волшебников», разработанная педагогом  Т. В. Нестерюк.

 

Ст. воспитатель

Группа№1, №2,№3, №4, №5,

Педагоги

Методическая копилка практического материала

Апробация инновационных методик

Психолого – педагогическое просвещение родителей

Система работы с семьями воспитанников «Мама, папа, я – здоровая  семья»

 

Ст. воспитатель

Педагоги

Содержание работы системы «Мама, папа, я – здоровая  семья»

Координация деятельности педагогов

Оперативный контроль

 

Ст. воспитатель,

Медицинский персонал

Аналитическая справка

Использование активных форм методической работы:

- Эстафета педагогического мастерства.

- Акция «Мы – за здоровый образ жизни»

 

Ст. воспитатель

Фотоотчет

Представление опыта работы на районном уровне

- Методическое районное объединение на тему: «ФГОС ДО» (Здоровьесберегающие технологии в детском саду)

 

заведующая

Ст. воспитатель

Педагоги

Система оздоровительной работы

Организация работы групп №1, №2, №3, №4, №5:

- отслеживание промежуточных результатов реализации проекта

 

 Группа №1, №2, №3, №4, №5

Сравнительный анализ заболеваемости

IV - заключительный

 

Организация работы с педагогическими кадрами

Оформление методических материалов и разработок   организации работы по ЗОЖ

 

Педагоги

Оформление памяток, папок – передвижек, конспекты НОД

Организация процедуры мониторинга

 

Ст. воспитатель

Диагностика

Анализ результатов проектной деятельности

-Педсовет

 «Итоги работы »

 

Старший воспиатель, группа №1, №2, №3, №4, №5.

Проведение педсовета

Определение перспектив работы ДОУ

 

Старший воспитатель

Разработка плана работы на будущее.

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Ожидаемые результаты

  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
  • создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
  • оформление выставки детских работ  по теме «Здоровью – да!»
  • создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»
  •     создание клуба ««Мама, папа, я – здоровая  семья»
  •     создание модели системы работы по  здоровьесбережению в ДОУ «Здоровый  малыш!»

Перспектива развития проекта

             Проект «Здоровый ребёнок – наше будущее» будет результатом творческой деятельности детей, родителей, воспитателей  детского сада.

Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства,  основанного на  доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

В проекте запланирована апробация инновационных методик здоровьесбережения: 

  • «Минутки шалости»
  • «Минутки тишины»
  • «Гимнастика маленьких волшебников», разработанная педагогом  Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.

       Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ КЛУБА

«МАМА, ПАПА, Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Месяц

Виды и формы работы

Ответственный

Сентябрь

Анкетирование родителей. Собеседования. Наблюдение.

Обобщение результатов исследования.

Воспитатели,

ст. воспитатель

Октябрь

Консультации:

«Растим вместе здорового ребенка»

«Правильное питание дошкольников»

Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, санбюллетеней, памяток, газеты «Растем здоровыми».)

Приобретение лекарственных трав и сборов для фототерапии.

Родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Воспитатели

Ст. медсестра

Воспитатели, медсестра,

Родители, медсестра.

Педагоги

Ноябрь

Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья»

Консультации:

«Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке»

«Режим и его значение в жизни ребенка»

«День Здоровья»

Изготовление нестандартного оборудования руками родителей. (массажные дорожки, коврики)

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Муз. руководители, воспитатели

Воспитатели, родители

Декабрь

Родительская конференция «Физкультура и здоровье ребенка»

-Показ физкультурного занятия в нетрадиционной форме;

-Результаты диагностики навыков и умений детей.

- Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней

-Делимся опытом семейного воспитания «Наша спортивная семья» (родители)

-«Уголок для занятий физкультурой дома» (рекомендации воспитателя по ФИЗО);

-Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье

Ст. воспитатель, воспитатели

Январь

Нетрадиционные родительские собрания(в форме КВН, викторин и т.д.) «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Посещение спортивных кружков ДЮСШа, спорткомплекса

Воспитатели

Родители, дети

Февраль

Консультация «Влияние психологического климата семьи  на здоровье ребенка»

Участие в спортивных соревнованиях «Мы мороза не боимся»

Воспитатели

Март

Семейный клуб. Встреча-дискуссия «Здоровье без лекарств»

-Как природа нам помогает быть здоровыми»

-Музыкотерапия

-Фитогостиная

День Здоровья        

Ст. воспитатель, медсестра,муз.руководители, воспитатели

Апрель        

Обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно» (блюда полезные для здоровья).

Подготовка совместно с педагогами и детьми к выставке газет «К здоровью вместе с мамой и папой»         

Медсестра

воспитатели

Май        

Участие в спортивном празднике “Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!”

Консультация «Осторожно: лето!»        

Воспитатели

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59

  1. Безруких В.Д. Сонькина. - М., 2008. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения с.42
  2. Выготский Л.С. Педагогическая технология Под ред.В. В. Давыдова М, Педагогика, 2007г с.87

  1.  Журнал "Известия" Российского Государственного Педагогического Университета им.А. И Герцена-выпуск №51, 2008 с.10

  1. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2007. с.96, 98,100.

  1.  Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте обезопасим самое дорогое, что есть у нас в жизни – наше будущее, наших детей!

Уважаемые родители!Давайте обезопасим самое дорогое, что есть у нас в жизни – наше будущее, наших детей!         Многие производители детской одежды заботя...

наши дети - наше будущее

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9456808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 280px; height: 200px; ","width":"480"}}]][[{"type":"media","view...

Консультация для родителей "Наше будущее - наша Земля"

Консультация для родителей "Наше будущее - наша Земля"...

"Наше здоровье- наше будущее!"

Занятие - презентация....

Родительское собрание «Наш сад. Наши дети. Наше будущее»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей....

Проект по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ «Здоровый ребенок - наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021/2022 учебный год

Проектпо созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ«Здоровый ребенок – наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021/2022 учебный год...