Организация центров активности (музыкальных центров) в возрастных группах ДОО
консультация

Веселова Ника

Организация центров активности (музыкальных центров)

в возрастных группах ДОО

(выступление на семинаре-практикуме №2 ДОО)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_muzykalnyy_ugolok.docx26.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

           Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в группе специальной развивающей предметно-пространственной среды, например музыкального центра.

   Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальный центр – это  место, где дети могут по собственному желанию играть в музыкально – дидактические игры, петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, слушать любимые произведения, экспериментировать со звуками, подбирать простые мелодии на металлофоне, устраивать «концерты»,  спектакли, «рисовать» музыку, отдыхать…

Музыкальный центр – это  творческая территория, которая поможет ребенку не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение , активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

 Основными требованиями Центра являются:

  • Наличие пособий и инвентаря, соответствующих возрасту детей
  • Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью  детей  со стороны воспитателя.
  • Эстетичность среды.

   При оформлении музыкального  центра нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

   В музыкальном  Центре должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пара столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

   Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальном центре, вносить новое оборудование.

   В группе должна быть аудио и видео аппаратура, СD и DVD-плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста),   для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

   Желательно оформить  фоно-и-видео-теку  с   записями   любимых музыкальных произведений и концертных  выступлений детей.

 Допустимо индивидуальное  прослушивание музыки,  способствующей психологической релаксации.

Обычно РППС группы предполагает наличие музыкального стенда.  На нем размещается информация для родителей: консультации, тексты песен, стихи для праздников, планы занятий, расписание, репертуар. Но если такой стенд расположить в детском музыкальном центре, то его содержание будет иным: фотографии детских выступлений, портреты композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

  • Оборудование музыкального центра разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами ДОУ.

На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены! Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!                   

  • В музыкальном центре должны находиться:

1. Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают)

2.Музыкально  —  дидактические игры

 3.Иллюстрации  -  картинки, отражающие содержание песен, музыкальных произведений;  Книжки-малютки «Мы поем», Альбомы «Мы рисуем песенку» ; Картинки с  изображением животных,  поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах ; Альбомы для рассматривания  «Симфонический  оркестр» ,«Народные инструменты»,  «Танцы народов мира» ; Пособие «Эмоции

4.Музыкальные игрушки материал для творческих сюжетно-ролевых игр 
5. Неозвученные  музыкальные  инструменты -  
предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах

6.Озвученные музыкальные инструменты

Шумовые игрушки-инструменты со звуком неопределённый  высоты

Игрушки-инструменты, издающие только один звук

Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией

Инструменты  с диатоническими  и хроматическими звукорядом

 для творческого музицирования, подбора мелодий по слуху

Инструменты могут быть сделаны своими руками из бросового материала

Необходимо поместить в уголок Атрибуты к подвижным музыкальным играм и  для детского танцевального творчества

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый      действуют вместе—им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Оформление   музыкальных   центров    имеет   свои особенности  
для   каждой  возрастной группы.

Группа раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Для музыкального развития возрастной группы «Малыши» задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям понять природу звука. Детям необходимо показать, как вибрирует струна, издавая звук, дать возможность увидеть вибрацию различных веревочек при        определенном натяжении и т.д., дать возможность услышать звуки разной высоты, которые издают погремушки, наполненные рисом, фасолью, пуговицами и т.п.

 Музыкальные инструментыдудочка, барабан, треугольник, всевозможные погремушки, металлофон.

 Музыкальные игрушкикопии музыкальных инструментов (домра, балалайка и др.), образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.), образная игрушка, «играющая на музыкальном инструменте», неваляшки, музыкальная юла, образная игрушка со звучащей кнопкой.

Музыкально-Дидактические игры«Кукла шагает и бегает», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет», «На каком инструменте играю», «Музыкальный домик» и др.

2 младшая группа   (от 3 до 4 лет)

Для этой возрастной группы вводятся новые

ударные инструменты:   маракасы, трещотка, румба, кастаньеты.

Дети знакомятся с музыкальными инструментами, имеющими звукоряд:

металлофон, ксилофон, цимбалы, детские пианино, органолы. В музыкальный уголок можно добавить и неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой. 
 Музыкальные игрушки:  к названным в группе «Малыши» добавляются уменьшенные копии музыкальных инструментов (кларнет, саксофон, рояль, гармонь), всевозможные свистки (деревянные, пластмассовые, глиняные); образные игрушки, играющие на «музыкальных» инструментах; образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую воспроизводятся звуки разной высоты, музыкальный руль и т.д.
Самодельные музыкальные инструменты из бросового и природного  материалов  (с использованием концепции Карла Орфа): 
*  
Всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.).
*  Шелестящие инструменты: а) скорлупки от фисташек, нанизанные на шерстяную нитку; б) скорлупки грецких орехов, подвешенные гроздями на обычную палочку или детскую вешалку.
*  Шумовые инструменты: а) скорлупки, желуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»; б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов; в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на нее пробками от газированной воды и т.д.
Музыкально-дидактические игры«Музыкальная лесенка», «На чем играют», «Музыкальный домик», «Музыкальный волчок», «Что делают дети» и т.д.

Старшая и подготовительная группа  (от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет)

 В группе должны быть созданы условия для самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, способствующие развитию его музыкальных и музыкально-творческих способностей. 
 
Музыкальные инструменты: духовые (губная гармошка, свирель и т.д.),  
клавишные инструменты (баяны, аккордеоны, органолы), 
ударные. шумовые инструменты (барабаны, маракасы, румба, трещотки, кастаньеты, ложки и т.д.).
Гармонические инструменты   (металлофон, ксилофон, пианино, детский синтезатор)
 инструменты, не имеющие звукорядаразличные дудочки, рожки, пищалки, свистки и т.д.

Музыкальные игрушки:  озвученные музыкальные книжки, музыкальные шкатулки, игрушка магнитофон, уменьшенные копии музыкальных инструментов: аккордеон, саксофон, флейта, арфа, и т.д. (в добавление к описанным в группе «Почемучки»).
Самодельные музыкальные инструменты из и бросового природного материалов с использованием концепции Карла Орфа (указанные выше в группе «Почемучки»).
Музыкально-дидактические игры (указанные выше в группе «Почемучки», а также альбомы с попевками и песнями).

Основные причины  «невостребованности»  музыкального уголка 
у старших дошкольников

  1. Статичность и однообразие материалов. 
    Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в музыкальном уголке, или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования. Например, запрет на перемещение музыкальных инструментов с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материалов делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности.
  2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. 
    Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в уголке в палках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в музыкальном уголке альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для восприятия зрительного ряда также не привлекают внимания детей к объектам этой тематической зоны.
  3. Прямой словесный («Положите на место металлофон, вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной самостоятельной деятельности
  4. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Терновка Яковлевского района Белгородской области»

Организация центров активности (музыкальных центров)

в возрастных группах ДОО

(выступление на семинаре-практикуме №2 ДОО)

                                                                Подготовила:

                                                                Веселова Виктория Викторовна,  

                                                                музыкальный руководитель

                                                                МБДОУ «Детский сад с. Терновка»,

                                                                первая квалификационная категория

                                                                Терновка

                                                                   2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности "Какие разные ткани"(подготовительная группа)

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности по теме "Такие разные ткани" в рамках тематического проекта "Мир одежды" (в подготовительной группе)...

Центр активности речевого развития в младшей группе "Теремок"

Центр активности речевого развития в младшей группе...

Роль воспитателя в организации центров активности и их расположение в спокойном, активном и рабочем пространстве.

Спокойное функциональное пространство или спокойный сектор–это пространство для спокойной деятельности ребенка. Сюда могут входить:–Центр книги;–Центр отдыха;–Центр природы и д...

Маркеры для оформления центров активности в детском саду (для группы солнышко)

Маркеры для оформления центров активности в детском саду (для группы солнышко)...

Организация центров активности направленных на духовное, нравственное и патриотическое воспитание дошкольников

Организация центров активности напрвленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для воспиателей...

Консультация "Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах. Общие принципы организации прогулки"

Консультация для начинающих педагогов об организации  и проведении прогулок в разных возрастных группах....

Рекомендации для педагогов «Содержание центров изобразительной деятельности во всех возрастных группах».

Тематические зоны в группе  — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать бо...